Чебан Наталья Ивановна, 02.02.2012 3

Одарённость: особенности, признаки, виды

nata.cheban2011@yandex.ru

Одарённость - системное, саморазвивающееся в течение жизни качество психики, определяющее возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённый ребёнок – ребёнок, который выделяется очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.


Обсудить статью (уже 3 коммент.) Опубликовать свой материал
На сегодняшний день большинство психологов убеждены, что характер развития одарённости – это результат сложного взаимодействия:
  •   Наследственности (т.е. природных задатков);
  •   Социокультурной среды;
  •   Деятельности ребёнка.
Существуют 2 точки зрения на частоту проявления детской одарённости.
  •  Все дети являются одарёнными. До уровня одарённости можно развить практически любого здорового ребёнка при создании благоприятных условий.
  •  Одарённые дети встречаются крайне редко.
Это уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одарённых детей.
Специфические особенности одарённости в детском возрасте.
  1.  Каждый этап взросления имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольники и младшие школьники предрасположены к усвоению языков, имеют высокий уровень любознательности, яркую фантазию; подростки же – к различным формам поэтического и литературного творчества.
  2.  Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения. Типа семейного воспитания может происходить « угасание» признаков детской одарённости.
  3.  Формирование одарённости нередко происходит в виде рассогласованности психического развития. Например, наряду с высоким уровнем развития тез или иных способностей наблюдается отставание в развитии устной и письменной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта. Т.е. по одним признакам ребёнок может идентифицироваться как одарённый, по другим – как отстающий в психическом развитии.
  4.  Проявление детской одарённости часто трудно отличить от обученности, являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребёнка. Ясно, что при равных способностях ребёнок из семьи с высоким социально-экономическим статусом будет показывать более высокие достижения в определённых видах деятельности ( при условии, что семья прилагает усилия по его развитию) по сравнению с ребёнком, лишённым таких условий.
Признаки одарённости.
  • Дети очень любопытны, активно исследуют окружающий мир и не терпят каких-либо ограничений своих исследований.
  • Способны долгое время (до нескольких часов) концентрировать внимание на одном деле, « погружается» в него, если оно ему интересно.
  • В общении между собой производят впечатление говорящих разом и не слушающих друг друга. Однако они всегда могут перейти на «нормальное» общение.
  • Часто «перескакивают» через последовательные этапы развития.
  • Большой словарный запас, с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают новые слова.
  • Развито чувство справедливости. Они одинаково сильно реаги-руют на увиденные по телевизору и испытанные лично неспра-ведливости.
  •  Восприимчивы к неречевым проявлениям чувств и эмоций.
  •  Большинство спит меньше сверстников, раньше отказываются от послеобеденного сна.
  •  Часто раздражают окружающих привычкой поправлять других и считать себя всегда правым.
  •  Если одарённый ребёнок не имеет друзей среди ровесников, он начинает дружить со старшими или младшими детьми, или со взрослыми.
Виды одарённости.
  • В практической деятельности – в ремёслах, спортивную, организационную одарённость.
  •  В познавательной деятельности – интеллектуальную одарённость раз-личных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.)
  •  В художественно- эстетической деятельности – хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одарённость.
  •  В коммуникативной деятельности – лидерскую одарённость.
  •  В духовно-ценностной деятельности – одарённость, которая проявляется в создании новых духовных ценностей.
Список использованной литературы
1. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Педагогика. 100 экзаменационных отве-тов. Экспресс-справочник для студентов вузов.- Ростов н/Д: издатель-ский центр «МарТ», 2000.
2. Филипчук Г. Знаете ли вы своего ребёнка? Книга для родителей: пер. с польск.- М.: Прогресс, 2004.
3. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя.- Просвещение, 1991.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
3 Fornoreason • 06:44, 20.03.2013
Одарённость, - благо и бремя!Быть творцом всегда очень не просто.Действительно ,очень важная тема.Спасибо.
[Материал]
avatar
2 [Материал] Николай • 22:39, 15.07.2012
Положительные моменты: работа легко читается, написано кратко, автор знает предмет.
Отрицательные моменты: встречаются грамматические ошибки, работа неполемична, отсутствует элемент новизны.
При подготовке текста я бы рекомендовал просмотреть работы Н.С. Лейтеса, Б.М. Теплова, В.Н. Дружинина (авторитеты в области проблемы одаренности и способностей) и составить собственное мнение.
[Материал]
avatar
1 Helena_B • 15:54, 15.02.2012
Уважаемая Наталья! Очень важная и своевременная тема. Порой внимание обращается на "среднего" ученика, а одарённые дети оказываются в стороне. Нужное напоминание.
[Материал]