Ольга Захарьина, 04.03.2015 0

Элементы интенсивного обучения на уроках иностранного языка


Интенсивный подход в обучении иностранным языкам ведет начало от идей суггестологии и суггестопедии доктора медицинских наук Г.К. Лозанова об использовании скрытых психических резервов личности в процессе учебной деятельности. В России интенсивный метод получил известность как Метод Китайгородской и начал применятся при обучении взрослых иностранным языкам, при этом идеи Г.К. Лозанова развивались и обогащались.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Появилось ряд учебников для обучения английскому языку как для специальных учебных заведений, так и для общеобразовательных школ. (Денисова Л.Г., Мезенин С.М. Английский язык. Пробное учебное пособие для 10 класса средней школы. Интенсивный курс, М. «Просвещение», 1993; Игнатова Т.Н. Английский язык для общения интенсивный курс, «РТ-Пресс» «Высшая школа», м. 1997; Филиппов В.Н. Английский язык: Проб.учеб. пособие для 5 класса средней школы: (Интенсив. курс). Художники В.И. Полухин, С.И. Репьев. — М.: Просвещение, 1993).

Конечно, более эффективно использовать целостную методику и учебники, которые были созданы на ее основе. Наиболее интересными, на наш взгляд, является учебник Т.Н. Игнатовой и В.Н. Филиппова. Мы апробировали эти учебные пособия в лицее и получили отличные результаты. За один год учащиеся 5 класса (первый год обучения) догнали группы учащихся, обучающихся английскому языку со 2 класса, при этом у них были сформированы прочные навыки по всем видам речевой деятельности. Использование учебника Т.Н. Игнатовой в 10-х классах позволило решить проблему обучения учащихся с разным уровнем владения языком, повысить мотивацию к устному общению, которая ослабевает к старшим классам.

Однако мы столкнулись со многими проблемами:

  • Недостаточная сетка часов.
  • Большая подготовительная работа.
  • Несовпадение тематики с требованиями программы.
  • Интенсив требует высокого профессионализма учителя.
  • Не все преподаватели воспринимают методику и готовы работать по принципам интенсива.

Поэтому мы считаем, что в условиях средней школы наиболее рациональным является использование элементов интенсивной методики в рамках любого курса обучения иностранному языку, т.к. эта методика в наибольшей степени способствует формированию коммуникативной компетенции, что и является задачей школы на современном этапе.

В связи с переходом на новые образовательные стандарты интенсивная технология может рассматриваться как

  • технология, позволяющая реализовать цели, изложенные в рамках стандарта;
  • как технология, дающая возможность превысить уровень обучения, заложенный в стандарте.

Интенсивный метод способен решить ряд учебных задач значительно успешнее, чем другие технологии. Подключение эмоциональных факторов к обучению иностранным языкам значительно активизирует процесс усвоения материала. Вся атмосфера занятий организуется таким образом, что освоению языка сопутствуют положительные эмоции. С одной стороны, это является важным стимулом для создания и поддержания интереса к предмету. С другой стороны, интеллектуальная деятельность учащихся, подкрепленная эмоциональной деятельностью, обеспечивает наиболее эффективное запоминание материала и овладение речевыми умениями.

Приемы интенсивного обучения иностранному языку на уроке

  • Единый контекст урока (сценарий). Речевая зарядка вводит в тему.
  • Введение материала крупными блоками.
  • Использование музыкального фона, интонационного диапазона (от шепота до громко выраженных эмоций), ритмизации фраз при введении материала.
  • Использование рифмовок, песен, что способствует созданию положительного эмоционального фона.
  • Речевые единицы отрабатываются в разных коммуникативных ситуациях (игровая организация материала).
  • Высокий уровень мотивации поддерживается за счет большого разнообразия упражнений, организации групповой работы, создания благоприятной атмосферы, заинтересованности учителя.
  • Реализация принципа цикличности в рамках одной темы.

Так, например тема «Seasons» в 5 классе может вводиться в следующем полилоге:

 

P1: What fine weather we are having today. It’s really warm.

 

P2: "I don’t like autumn. As for me summer is the best season.

 

P3: I think each season has its good and had sides.

 

 

P4: You are right.

 

P5: Autumn is dull and rainy. But it is full of colours: red and, yellow, green and brown, blue and grey. I think, it's a beautiful season.

 

P6: Yes, and it is so beautiful in the forest in autumn. You can see all colours there.

 

P7: And I like autumn because it is

a very tasty season. There are a lot of fruit and vegetables in autumn: apples and pears, plumps and grapes, carrots and cabbages, cucumbers and tomatoes.

 

 

P8: I like to go to the forest in autumn to gather different berries and mushrooms.

 

P9: Well, winter is not so rich in colours: it is white, black and grey. But it’s a healthy season if it is cold and frosty.

 

 

P10: I like winter because I can skate and ski in winter.

 

 

P11: As for me, I like to play snow balls and to make snowmen in winter.

 

P12: And who doesn’t like to sledge and to play hockey. I think winter is the best season.

 

P13: I don’t. I don’t like winter at all. I think it is too cold in winter.

 

P6: Well, I like when it snows. It is so beautiful.

 

Р1: What about summer?

 

P5: Summer is hot and dusty but it is certainly the best season for schoolchildren.

 

P3: Oh, I see. We have our longest, summer holidays in summer.

 

P1: I think summer is better than winter but worse than spring.

 

P4: So autumn is the worst season for you.

 

P1:Yes, and spring is the best one.

 

 

P5: Look here, everybody. How can you speak of a favourite season if each of them has three months, and they all are different!

 

 

P7: Oh, you always have very original ideas. What months do you like?

 

P5: I like May, July, November and January. But I cannot say I love April, August, October and February. I am indifferent to March, June, September and December.

 

P8: Why are you fond of those months?

 

 

P5: Because...

(Henry and John come into the room.)

 

P14: Hello! What are you doing here?

P15: Are you playing?

P14: Are you watching TV?

P15: Are you telling jokes?

 

P1-P13 All together: We are speaking about seasons.

 

P14: Oh, I know a very good poem about seasons.

 

P9: Please, recite it. I'm so fond of poetry!

 

P14: Well, listen!

 

Summer. summer, summer!

The sun is shining,

The flowers are blooming.

The sky is blue,

the rains are few.

 

P15: Autumn, autumn, autumn!

The summer is over.

The trees are bare,

There's mist in the garden

and frost in the air.

 

P9: Winter, winterwinter!

The snow is falling,

The wind is blowing,

The ground is white

All day and all night

 

P10: Spring, spring, spring!

 The trees are green,

 Blue skies are seen,

 Grey winter's gone away.

The world looks new and gay.

 

 

P11; I think that all seasons are beautiful. Let's sing a song about it.

 

 

All together:

Winter is white,

Spring-time is green,

 Summer is golden

And Autumn's a flame

 Four lovely seasons

 To make up a year

 Sing them by colour

And sing them by name.

 

 

 P13: Well, and now let’s go to the park. It is really a fine day today, isn’t it?

 

 

P1: That's a good idea!

 

All together: With great pleasure!

У1: Сегодня прекрасная пагода. Достаточно тепло.

 

У2: Я не люблю осень. Для меня лето лучшее время года.

 

У3: Я думаю, каждое время года имеет свои хорошие и плохие стороны.

 

У4: Ты прав.

 

У5: Осень скучна и дождлива, но она полна красок; красной и желтой, зеленой и коричневой, синей и серой.

 

У6: А как красиво осенью в лесу! Вы можете видеть все цвета.

 

 

У7: А я люблю осень, потому что это очень вкусное время пода. Осенью много фруктов и овощей; яблок и груш, слив и винограда, моркови и капусты, огурцов и помидоров.

 

У8: А я люблю ходить осенью в лес собирать разные ягоды и грибы.

 

 

У9: Ну, зима не так богата красками, это главным образом белая, серая и черная. Но это здоровое время года, если стоят холода и морозы.

 

У10: А я люблю зиму, потому что зимой я могу кататься на лыжах и коньках.

 

У11: А я люблю играть в снежки и лепить снеговиков.

 

У12: А кто не любит кататься на санках и играть в хоккей. Я думаю, зима - лучшее время года.

 

У13: Я совсем не люблю зиму. Зимой слишком холодно.

 

У6: Я люблю, когда идет снег. Это так красиво.

 

У1: А как насчет лета?

 

У5: Летом жарко и пыльно, но это, конечно, лучшее время для школьников.

 

У3: О, понимаю. Летом у нас самые долгие каникулы!

 

У1: Я думаю, что лето лучше, чем зима, но хуже, чем весна.

 

У4: Итак, осень - самое плохое время года, по-твоему.

 

У1: Да, а весна лучше всего, ей - богу!

 

У5: Послушайте все! Как вы можете говорить о любимом времени года, если каждое из них состоит из трех месяцев и все они разные.

 

У7: Ах, у тебя всегда оригинальные идеи! Какие месяцы ты любишь?

 

У5: Я люблю май, июль, ноябрь и январь. Но я не могу сказать, что я люблю апрель, август, октябрь и февраль. Я равнодушна к марту, июню, сентябрю и декабрю.

 

У8: Почему тебе нравятся эти месяцы?

 

У5: Потому что...

(Генри и Джон входят в комнату.)

 

У14: Привет. Что вы здесь делаете?

У15: Играете?

У14: Смотрите телевизор?

У15: Рассказываете анекдоты?

 

У1-13: все вместе: Мы говорим о временах года.

 

У14: А я знаю очень хорошее стихотворение о временах года.

 

У9: Пожалуйста, прочитай его, Я так люблю поэзию!

 

У14: Ну что ж, слушайте!

 

Лето,лето, лето!

Солнце светит,

Цветы цветут.

Небо голубое,

Дождей мало.

 

У15: Осень, осень, осень!

Вот и лето прошло.

Деревья голые,

 В саду туман,

А в воздухе мороз.

 

У9: Зима, зима-зима!

Снег падает,

Ветер дует,

Земля бела от снега

Весь день и всю ночь.

 

У10: Весна, весна, весна!

Деревья зеленые,

Небо синее,

Серая зима закончилась.

Мир выглядит новым и веселым.

 

У11: Я думаю, что все времена года красивы. Давайте споем об этой песню.

 

Все вместе:

Зима белая,

Весна зеленая,

Лето золотое,

А осень, как пламя.

Четыре прекрасных времени года

Составляют год.

Давай споем и назовем из цвета

и названия.

 

 

У13: Ну а теперь пойдемте в парк. Сегодня действительно чудесный день.

 

У1: Прекрасная идея!

 

Все вместе: С большим удовольствием!

 

Первичная разработка полилога — самый богатый и разнообразный по способам проведения, самый игровой урок. Такие приемы, как лексико-грамматические игры, песни, конкурсы, рисование, диктант в картинках, интервью, «испорченный телефон», рифмовки, считалки — широко используются для активизации учебного материала. Например, основную лексику по теме можно ввести в песне с опорой на схему:

(На мотив песни «С голубого ручейка» — припев)

 

It is warm
and cool in spring.
Warm in spring.
Cool in spring.
It is warm and cool in spring.
Warm and cool in spring.

It is warm and hot is summer.
Warm in summer.
Hot in summer.
It is warm and hot in summer.
Warm and hot in summer.

It is cool and cold in autumn.
Cool in autumn.
Cold in autumn.
It is cool and cold in autumn.
Cool and cold in autumn.

It is very cold in winter.
Cold in winter.
Cold in winter.
It is very cold in winter.
Very cold in winter

 

Вопрос: What’s the weather like in spring? «пропевается» на мотив «Каравай, каравай»:

What’s the weather? What’s the weather? What’s the weather like in spring?
What’s the weather? What’s the weather? What’s the weather like in spring?

Также можно отработать вопрос про другие времена года.

Названия месяцев учащиеся легко запоминают, спев Calendar Song ансамбля Бони М.https://music.yandex.ru/album/72246/track/705299

Уже с первого же урока введения темы учащиеся могут вести беседу по теме и составлять небольшие монологические высказывания, что, несомненно, усиливает мотивацию к изучению английского языка.

Пример диалогического высказывания:

— What are spring months?

— They are March, April and May.

— What’s the weather like in spring?

— It is warm and cool in spring.

  • монологического высказывания:

June, July and August are summer months. The weather is warm in summer and sometimes it is hot. I like summer because I don’t go to school in summer.

При правильно организованном интенсивном обучении происходит активизация всех познавательных психических процессов, мотивационной и эмоциональной сфер, улучшаются межличностные отношения, учебный процесс проходит без стресса и тревоги, утомления и досады. Высокий познавательный уровень учебного содержания удовлетворяет и расширяет естественную потребность в получении новой информации. Происходит ускоренное развитие языковых способностей учащихся, что немаловажно для достижения цели — общения на иностранном языке, приносящего радость ученику и окружающим. Именно поэтому использование элементов интенсивной методики на уроках иностранного языка является одним из самых эффективных способов формирования языковой компетенции учащихся, а также условием развития личности.

 

Литература

1.      Денисова Л.Г. Мезенин С.М. Английский язык. Пробное учебное пособие для 10 класса средней школы. Интенсивный курс, м. «Просвещение», 1993;

2.      Игнатова Т.Н. Английский язык для общения интенсивный курс, «РТ-Пресс» «Высшая школа», м. 1997;

3.      Филиппов В.Н. Английский язык: Проб.учеб. пособие для 5 класса средней школы: (Интенсив. курс).Художники В.И. Полухин, С.И. Репьев.- М.: Просвещение, 1993;

4.      Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам.- М.; Высшая школа, 1986;

5.      Китайгородская Г.А. Интенсивное обучения иностранным языкам. - Иностранные языки в школе, 1980, № 2;

6.      Денисова Л.Г. Место интенсивной методики в системе обучения иностранному языку в средней школе. - Иностранные языки в школе, 1995, № 4

7. Верещагина И.Н., Притыкина Т.А. Английский Язык. Учебник для IIIкласса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев, гимназий.

Об авторе: Захарьина Ольга Валерьевна, учитель английского языка, МБОУ "Лицей №17" г. Северодвинск, Архангельской области.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?