Галина Шутова, 10.03.2015 15

Зачем зарабатывать оценку, если ее можно просто выклянчить в конце четверти? Оценочный террор в школе


Конец четверти или года в школе… Толпы учеников ходят за преподавателями, выклянчивая оценки. И редко когда речь заходит о пересдаче, доработках или дополнительных заданиях. Чаще всего происходит именно выпрашивание положительных оценок. А если к этому еще подключаются родители…

Ситуация, когда дети и родители выклянчивают оценки, безусловно, знакома многим преподавателям. Что делать с такими учениками (и их родителями)? Оставаться объективным или пойти на уступки? Попробуем разобраться в ситуации.


Обсудить статью (уже 15 коммент.) Опубликовать свой материал

Система оценивания: практики и методические советы

Лучше всего, если весь процесс оценивания учитель рассмотрит как определенную систему и будет следовать этой системе всегда, начиная с самого первого урока.

Предлагаем несколько вариантов деятельности, которые используют опытные педагоги.  

  • Избавляемся от субъективизма

Оценки должны быть не только "карой", но и стимулом. Проблема многих "троечников" в том, что они подсознательно не верят в возможность успеха. Да и многие учителя считают, что, к примеру, отличник не способен завалить тест (если только по недоразумению), а вот троечник изначально не может написать контрольную на "пять" (не иначе, как списал!).

Такой подход изначально лишает оценивание объективности. А слабоуспевающие и вовсе не получают никакой мотивации.

Сетуя на нерадивых учеников, учителям неплохо бы спросить для начала себя: а что я сделал, чтобы заинтересовать ребенка своим предметом?

  • Зачетная система

Попробуйте использовать систему "зачетных книжек". В дидактике их часто называют "индивидуальными маршрутами коррекции знаний".

Вот пример оформления:

Внизу обязательно подпись классного руководителя и родителей.

Практика показывает, что слабоуспевающие по предмету учащиеся сами несут "зачетные книжки", прося дать им посильное задание.

  • Во-первых, у учителя к концу четверти на руках документ, подтверждающий активность/пассивность ученика и показывающий темы, по которым в знаниях остался пробел.
  • Во-вторых, реализуется дифференцированный подход.
  • В-третьих, родители видят результаты работы своего ребенка. Если нужна обязательно "пятерка" — вариант работы уже предложен.
     
  • Разъясняем критерии выставления оценок

Каждый учитель все равно оценивает субъективно. Один за малейшую помарку снижает оценку на балл, у другого для получения даже "тройки" приходится "попотеть", а кто-то рисует заветную "тройку" просто за посещаемость.

Коррупция в школе

Некоторые ученики и родители даже предлагают вознаграждение за хорошие оценки

Разъясните ученикам, по каким критериям выставляете оценки вы. Даже напишите и разместите на стенде. Учащиеся привыкнут, что ваше оценивание — не сиюминутное требование, а продуманная система. Это поможет им принимать решение: стоит ли "замахиваться" на "пятерку", если все условия получения этой оценки они выполнить не в состоянии.

  • Даем возможность исправлять "двойки"

Некоторые учителя не ставят "двойки" сразу в журнал, давая ученику возможность и определенный срок для исправления.

Однако если ученик продолжает халатно относиться к своим обязанностям, на пересдачу не приходит, то нужно срочно "бить тревогу" — поставить в известность классного руководителя и родителей.

С другой стороны, этот способ может привести к тому, что учащиеся будут всю четверть "валять дурака", зная, что в конце выполнят пару-тройку заданий и получат заветную "тройку".

Такую практику можно, наверное, взять на вооружение, если речь идет о "значимых" оценках — за контрольные работы, итоговые зачеты и т.д.

  • Используем опыт других педагогов

Одну из систем оценивания предлагает Н.Ф. Леонов в своей книге "Новая эффективная дидактика".

Суть вкратце: Учащиеся сами ставят себе те оценки, на которые они претендуют. Но оценки такие, которые обязуются защитить. Как показала практика и исследования Челябинского пединтститута, ученики обычно оценивают свой уровень знаний ниже, чем педагоги. Подобный метод зарекомендовал себя положительно, так что, если приучать детей к самооценке, проблема "выклянчивания оценок" отпадет сама собой.

Почему оценки так важны?

Причин тому много.

Причина первая — психологическая.

Об этом писал еще В.А. Сухомлинский: "С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребенком появляется идол — отметка… Ребенок старается удовлетворить или — на худой конец — обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки".

Зачастую такому идолу начинают служить и родители. Связывая свое отношение к ребенку с полученными отметками, родители затрудняют формирование адекватной самооценки. А порой психологическая зависимость от оценок — это прямой путь к комплексу неуверенности. 

Однозначного разрешения подобной ситуации не существует. Поможет лишь планомерная  и систематическая работа и с учениками, и с родителями, до сознания которых важно донести, что знания должны быть приоритетнее, чем оценки.

Причина вторая — не менее важная.

Успеваемость — важнейший показатель работы учителя и школы в целом. Более того, в зависимости от успеваемости учащихся поставлена и заработная плата учителей. Даже если педагог принципиален и объективен в оценках и не желает их завышать искусственно, он может столкнуться с давлением администрации.

Проблема эта сложная и достойна отдельного обсуждения. В любом случае выход может быть один — повышать качество самообразования учителя, искать новые методики и приемы, чтобы оценки соответствовали знаниям учащихся.

Причина третья и актуальная. Наша система образования в последнее время заточена под ЕГЭ и последующее за экзаменами поступление в ВУЗ. Особенно это стало актуальным в 2015 году, когда многие ВУЗы страны стали добавлять баллы за предъявление аттестата "с отличием".

Справка по ВУЗам Москвы:

Например, абитуриенты МГУ смогут теперь добавить 6 баллов к общему проходному за отличный аттестат и еще 10 баллов за выпускное сочинение.

РУДН позволит добавить за аттестат "с отличием" 3 балла, Высшая школа экономики и Московский педагогический университет — 2 балла, Московский психолого-педагогический университет и МГТУ им. Баумана — 4 балла, МИФИ — 10 баллов, Первый МГМУ им. Сеченова и Медико-стоматологический  государственный университет — 5 баллов.

Такая же ситуация складывается и других городах. Именно поэтому старшеклассники буквально осаждают учителей, выклянчивая положительные оценки. Тем, кто заканчивает школу в этом году, менять что-то уже поздно. А вот учащиеся 8-10 классов всерьез задумались о том, как будет выглядеть аттестат. Кто знает, может именно эта "четверка" по ИЗО окажется решающей?!

Как быть в случаях, если слышишь: "Четверка" по вашему предмету испортит мне аттестат!"? Педагоги согласятся, что однозначного ответа здесь не может быть. Решение принимается в каждом конкретном случае. Наверно, есть смысл принять во внимание общую успеваемость данного ученика, его старание на уроках, его трудолюбие или, наоборот, нежелание даже попробовать что-то изменить, проанализировать, в конце концов, причины, из-за которых случилась подобная ситуация. 

Таким образом, проблему выклянчивания оценок нужно решать, в первую очередь, педагогам. Учителю желательно изначально продумать систему оценивания знаний учащихся по своему предмету, адаптировать ее под свой стиль ведения уроков. Чем больше будет объективности, тем меньше претензий со стороны детей и родителей.

А что делаете вы, если вас просят незаслуженно повысить оценку? 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
15 dogged2003 • 13:21, 09.03.2019
Давно пора избавить среднюю школу от разрушающего ее, школу, проклятия - обязательности! Во всем мире, оглянитесь!, во всем мире обязательность среднего образования после кратковременного улучшения, приводит к катастрофическому возникновению ненависти к учебе, ненависти к преподавателям, одноклассникам, ненависти ко всему....

Обязательность среднего образования превращается в свою противоположность и вместо подготовки к жизни, воспитывает школьных убийц.... Конечно, наиболее умные понимают ситуацию и пытаются с помощью ЕГЭ, введения дополнительных экзаменов, того же второго, никому не нужного, второго иностранного языка, изгнать неадекватов из школы, НО! из-за обязательного среднего образования отсев необучаемых затягивается.... а результат - все более частые трагедии в школах.. Так не пора ли прекратить своими руками воспитывать ненависть? И заняться тем для чего и существует школа - обучением тех, кто идет в школу за знаниями и идет добровольно?
[Материал]
avatar
14 dogged2003 • 08:29, 31.12.2018
Вопрос: как совместить объективность оценок с условием добавления баллов за среднюю оценку в аттестате?

Ответ: Организовать сдачу экзаменов в течении всего последнего года по ВСЕМ предметам в режиме ЕГЭ. Как вариант, начать сдачу экзаменов с 10- го класса....
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
13 Ant7770 • 20:06, 05.12.2018
Заключение
Итак, путь решения проблемы выпрашивания (выбивания, выклянчивания) оценок должен выглядеть следующим образом:
1. Необходимо усовершенствовать балльную систему оценок посредством введения в ней второй оценки – оценки усилий, старательности ученика.
2. Перестать требовать от каждого ученика максимальных результатов по каждому предмету. Это не всегда возможно и потому архивредно.
3. ВУЗы при поступлении должны учитывать средний балл аттестатов, но это д.б. два средних балла: за результат и за усилия. Причем, средний балл по второй оценке должен браться за все предметы, ибо это показывает добросовестность, трудолюбие ученика. Лодыри ни в какой специальности не нужны. А по первой оценке должны учитываться только и только баллы по профильным предметам. Учет других не нужен и вреден.
Понятно, что все это должно быть проведено на законодательном уровне. Хотя, конечно, первые два пункта могут осуществить и энтузиасты. Ведь в современных росшколах сами коллективы могут устанавливать системы оценивания. Насколько мне известно.
***
Более детально мои предложения изложены в статье «Двойная оценка».
_________________
* 32.517. https://lancmanschool.com/cistema-shkolnyx-ocenok/
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
12 Ant7770 • 20:06, 05.12.2018
Продолжение
Из сказанного нужно сделать первый вывод: ВУЗы должны учитывать средний балл не по всему аттестату, а только по тем предметам, которые важны и нужны для получения специальности, которую желает получить поступающий. Это сразу отсечет выпрашивание учениками тех оценок, которые в будущем не помешают им поступить в намечаемый ВУЗ. А намечается обычно тот, по предметам которого есть наивысшие способности, и есть, как следствие, любовь к этим предметам и усердие в овладении ими.
Но и этого шага мало. Необходимо предпринять меры и в отношении самих аттестатов, самой системы оценивания учащихся. Сейчас многие наивно думают, что все ученики могут и должны выполнять те средние требования, которые предъявляет им школа. Это, по умолчанию, предполагает, что и способности учащихся этом плане равны. Но это, ясно, совершенно не так.
Вот что пишет на этот счет один из педсайтов: «Согласитесь: выучить материал по истории или географии при желании может любой ученик, зато с успехом пробежать километровый кросс или блеснуть на уроке изобразительного искусства прекрасным творением способны лишь немногие»*.
Вывод? – А вывод такой: нельзя требовать от всех учеников высших результатов по всем предметам. Не все могут их дать, и, поэтому, не все их должны давать. Такие требования и глупы, и вредны. Для самого дела преподавания и воспитания.
Как же быть в этой ситуации?! Как добиться того, чтобы требования к каждому ученику соответствовали его способностям? Чтобы не требовать с детей больше того, что они могут дать, но, при этом, требовать с каждого все, на что он способен. Как это сказано в Библии: «Кому много дано, с того и много спросится!»
Наилучший выход только один: нужно понять, что современная балльная система оценок (да и все другие тоже) есть оценка РЕЗУЛЬТАТА труда учащегося. Но никак не его усилий по получению итога работы. И когда мы требует одинаковых результатов от разных по своим данным учеников – это грубейшее искажение действительного положения дел! И это масса несправедливостей и коллизий, возникающих именно из-за такого подхода. (И именно это, кстати, порождает стремление отказаться от балльной системы.)
Но выход не в том, чтобы отказаться от такого удачного инструмента, как баллсистема. Выход в том, чтобы изменить ее, усовершенствовать. Но не примитивным увеличением количеств баллов или еще как-то в подобном плане, а выход в том, чтобы ввести ВТОРУЮ оценку учащихся – оценку их усилий по достижению результатов, оцениваемых в существующей системе.
Таким способом можно избавиться от стремления учеников получить все отличные оценки за результаты их работы. Потому, что будет вторая оценка – оценка самой их работы, их усилий, трудолюбия. А что касается оценки результатов, то ничего страшного в том, что по одним предметам ученик будет иметь высшие оценки, а по другим – удовлетворительные. Не могут быть люди одинаковы по своим способностям. И не надо заставлять тех, кто не имеет высших способностей давать высший результат. Главное – чтобы каждый и по каждом предмету работал с полной отдачей. Чтобы вторая оценка всегда была отличной. И именно тогда результат у каждого будет высший. Для каждого высший, а не в сравнении с другими.
Если другие дают лучший результат, то это не повод для комплексования, зависти и отчаяния. Просто, у этих других выше способности по этим направлениям. Но, слава богу, совершенно неспособных ни к чему людей нет. Если он здоровы. И каждый может в какой-то области быть лучшим или в первом ряду лучших. Вот к этому и нужно стремиться.
[Материал]
avatar
11 Ant7770 • 20:04, 05.12.2018
Начало коммента
«Таким образом, проблему выклянчивания оценок нужно решать, в первую очередь, педагогам».
Категорически не согласен с таким выводом!
Ведь Вы, фактически, призываете учителей к выставлению необъективных, фальшивых оценок, говоря:
«Наверно, есть смысл принять во внимание общую успеваемость данного ученика, его старание на уроках, его трудолюбие или, наоборот, нежелание даже попробовать что-то изменить, проанализировать, в конце концов, причины, из-за которых случилась подобная ситуация».
При чем тут общая успеваемость и трудолюбие, если ученик не тянет на хорошую оценку по данному предмету?! Натягивание оценки по этим показателям все равно есть искажение действительности, введение в обман и самообман и самих учеников, и всех других участников дела.
И вообще, все меры, которые Вы предлагаете для решения проблемы учителями – это «лечение» следствий, а не устранение причины, по которой сама «болезнь», сама проблемы возникала. А ведь Вы ранее совершенно точно указали ПРИЧИНУ возникновения оной:
«Наша система образования в последнее время заточена под ЕГЭ и последующее за экзаменами поступление в ВУЗ. Особенно это стало актуальным в 2015 году, когда многие ВУЗы страны стали добавлять баллы за предъявление аттестата "с отличием"».
То есть, на данном уровне анализа проблемы ясно, что ее порождают именно действия ВУЗов. Но просто потребовать в законодательном порядке отказа ВУЗов от такой практики тоже неправильно. Ведь им нужно каким-то образом «фильтровать» поступающих, учитывать их способности к профильным предметам и то, как они работали в школе вообще. И то, что ВУЗы используют такую топорную систему для отбора – это не их вина, а их беда.
Ведь очевидной глупостью является учет среднего балла учащихся при поступлении. Это все равно, что учитывать среднюю температуру по больнице при оценке состояния данного пациента. В самом деле: зачем нужны пятерки по рисованию, черчению и т.п. предметам тому, кто поступает, скажем, в филологический или литературный ВУЗ? Он что, будет хуже понимать языки или сочинять книжки, если не умеет рисовать и чертить? Мало того, учет среднего балла может отсеять таких гениальных троечников, каким, скажем, был Пушкин. Смог бы он поступить в современный ВУЗ своего профиля? – Очень сомнительно. По крайней мере, у отличников бы было преимущество в виде более высокого среднего балла.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
10 asb09 • 11:14, 24.03.2015
Я считаю, что нельзя оставлять ребёнка после уроков для дополнительных занятий, ведь ребёнок уже отработал 4-5 уроков, он уже устал, это будет перегрузка. Надо настраивать детей, чтобы они запоминали материал на уроке, а дома закрепляли. Надо пересмотреть все свои методы и приёмы, чтобы дети брали знания именно на уроке! А ещё помогает группа продлённого дня, если в ней хорошо налажен режим: прогулка, а потом уроки, можно и слабым уделить внимание. Оценки у меня дети не выпрашивают, я всегда объясняю, за что 5, а за что 3.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
6 dudukalova-70 • 07:17, 21.03.2015
(В школе моего ребенка ) Да и в других не найдется...
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
7 lanbren • 08:08, 21.03.2015
Это не чудо. Вы не говорите, пожалуйста, обо всех. Сидят учителя после уроков, занимаются. Бесплатно. В нашей школе две смены. Мне буквально приходится выпроваживать учительницу первой смены, т.к. она почти каждый день остаётся после уроков на дополнительные занятия со своими учениками и мешает мне готовиться к первому уроку.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
5 dudukalova-70 • 07:16, 21.03.2015
покажите мне учителя, который за бесплатно будет сидеть с учеником после уроков.... У ребенка в школе такого чуда НЕТ...
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
8 katigoroshek • 08:19, 21.03.2015
Чудо? Это норма. Никто мне не платит за дополнительные занятия. Да и другие учителя школы тоже работают вне урока только за желание ребёнка, стремление к улучшению результата. Назначаем время возможной встречи, объявляем - дети приходят по желанию и необходимости. Обычно, два раза в неделю. Могут и просто подойти и сами попросить о внеочередной встрече. Работаю в самой обычной школе. Спросите у детей, они когда шли в первый класс, думали ли, что у них будут "плохие" оценки. Никто не предполагал такого, они и сами страдают от этого. Я знаю, что им нужна моя помощь. Тут о деньгах не думаешь.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи2Не согласен с высказыванием
9 alsergast • 12:29, 21.03.2015
Покажите мне того, кто за это платит)
Пока работал в началке, частенько "баловался" послеурочными занятиями. А что делать? У кого-то из детей домашняя обстановка не всегда позволяет нормально сделать домашнее задание, кто-то на уроке не успел разобраться...
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
4 penilopa • 18:28, 16.03.2015
Иногда остаётся лишь завидовать учителям городских школ, ведь они не испытывают дефицита в ученических "душах", им можно пригрозить ученикам плохой оценкой. В сельских школах речь идёт о выживании учителя, так как подушевая оплата уже успела дать свои результаты. Молодые учителя в село не едут, им легче остаться в городе и торговать...А старые учителя скрипят, чтобы заработать себе пенсию. В селе остаются те семьи, которые не могут уехать, а им иногда не до оценок своих детей, ведь сами они закончили эту школу с еле теплящейся тройкой, благо, что в школе " тройка" такая вместительная! Так что сельский учитель бьётся с двоечниками, из них выбирает тех, кто может и хочет учиться, а выбор не велик, в 11 классе 3 ученика! Как вам подушевая?
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
3 egf_60 • 17:38, 16.03.2015
С первого класса я внедряю ТООД. Дети знают цену каждой отметки. Самооценка предметных результатов всегда в соответствии норме по ФГОС НОО.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 nat71 • 12:07, 15.03.2015
Пару раз вызывали на ковёр к директору за "не те" оценки, грозили всем, чем можно: лишением премии, посадить на 18 часов. В общем, пришлось смириться.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 gulyanikolaevna • 17:21, 13.03.2015
Спасибо автору статьи! Затронута актульная тема, особенно сейчас.
Я стараюсь выставлять оценки объективно, мои ученики не выпрашивают оценки. Знают мои "правила", просятся на дополнительные занятия после уроков. Со стороны родителей и самих детей нет никаких претензий к оцениванию.
[Материал]