Галина Шутова, 10.03.2015 4697 10

Зачем зарабатывать оценку, если ее можно просто выклянчить в конце четверти? Оценочный террор в школе


Конец четверти или года в школе… Толпы учеников ходят за преподавателями, выклянчивая оценки. И редко когда речь заходит о пересдаче, доработках или дополнительных заданиях. Чаще всего происходит именно выпрашивание положительных оценок. А если к этому еще подключаются родители…

Ситуация, когда дети и родители выклянчивают оценки, безусловно, знакома многим преподавателям. Что делать с такими учениками (и их родителями)? Оставаться объективным или пойти на уступки? Попробуем разобраться в ситуации.


Обсудить статью (уже 10 коммент.)
Опубликовать свой материал

Система оценивания: практики и методические советы

Лучше всего, если весь процесс оценивания учитель рассмотрит как определенную систему и будет следовать этой системе всегда, начиная с самого первого урока.

Предлагаем несколько вариантов деятельности, которые используют опытные педагоги.  

  • Избавляемся от субъективизма

Оценки должны быть не только "карой", но и стимулом. Проблема многих "троечников" в том, что они подсознательно не верят в возможность успеха. Да и многие учителя считают, что, к примеру, отличник не способен завалить тест (если только по недоразумению), а вот троечник изначально не может написать контрольную на "пять" (не иначе, как списал!).

Такой подход изначально лишает оценивание объективности. А слабоуспевающие и вовсе не получают никакой мотивации.

Сетуя на нерадивых учеников, учителям неплохо бы спросить для начала себя: а что я сделал, чтобы заинтересовать ребенка своим предметом?

  • Зачетная система

Попробуйте использовать систему "зачетных книжек". В дидактике их часто называют "индивидуальными маршрутами коррекции знаний".

Вот пример оформления:

Внизу обязательно подпись классного руководителя и родителей.

Практика показывает, что слабоуспевающие по предмету учащиеся сами несут "зачетные книжки", прося дать им посильное задание.

  • Во-первых, у учителя к концу четверти на руках документ, подтверждающий активность/пассивность ученика и показывающий темы, по которым в знаниях остался пробел.
  • Во-вторых, реализуется дифференцированный подход.
  • В-третьих, родители видят результаты работы своего ребенка. Если нужна обязательно "пятерка" — вариант работы уже предложен.
     
  • Разъясняем критерии выставления оценок

Каждый учитель все равно оценивает субъективно. Один за малейшую помарку снижает оценку на балл, у другого для получения даже "тройки" приходится "попотеть", а кто-то рисует заветную "тройку" просто за посещаемость.

Коррупция в школе

Некоторые ученики и родители даже предлагают вознаграждение за хорошие оценки

Разъясните ученикам, по каким критериям выставляете оценки вы. Даже напишите и разместите на стенде. Учащиеся привыкнут, что ваше оценивание — не сиюминутное требование, а продуманная система. Это поможет им принимать решение: стоит ли "замахиваться" на "пятерку", если все условия получения этой оценки они выполнить не в состоянии.

  • Даем возможность исправлять "двойки"

Некоторые учителя не ставят "двойки" сразу в журнал, давая ученику возможность и определенный срок для исправления.

Однако если ученик продолжает халатно относиться к своим обязанностям, на пересдачу не приходит, то нужно срочно "бить тревогу" — поставить в известность классного руководителя и родителей.

С другой стороны, этот способ может привести к тому, что учащиеся будут всю четверть "валять дурака", зная, что в конце выполнят пару-тройку заданий и получат заветную "тройку".

Такую практику можно, наверное, взять на вооружение, если речь идет о "значимых" оценках — за контрольные работы, итоговые зачеты и т.д.

  • Используем опыт других педагогов

Одну из систем оценивания предлагает Н.Ф. Леонов в своей книге "Новая эффективная дидактика".

Суть вкратце: Учащиеся сами ставят себе те оценки, на которые они претендуют. Но оценки такие, которые обязуются защитить. Как показала практика и исследования Челябинского пединтститута, ученики обычно оценивают свой уровень знаний ниже, чем педагоги. Подобный метод зарекомендовал себя положительно, так что, если приучать детей к самооценке, проблема "выклянчивания оценок" отпадет сама собой.

Почему оценки так важны?

Причин тому много.

Причина первая — психологическая.

Об этом писал еще В.А. Сухомлинский: "С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребенком появляется идол — отметка… Ребенок старается удовлетворить или — на худой конец — обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки".

Зачастую такому идолу начинают служить и родители. Связывая свое отношение к ребенку с полученными отметками, родители затрудняют формирование адекватной самооценки. А порой психологическая зависимость от оценок — это прямой путь к комплексу неуверенности. 

Однозначного разрешения подобной ситуации не существует. Поможет лишь планомерная  и систематическая работа и с учениками, и с родителями, до сознания которых важно донести, что знания должны быть приоритетнее, чем оценки.

Причина вторая — не менее важная.

Успеваемость — важнейший показатель работы учителя и школы в целом. Более того, в зависимости от успеваемости учащихся поставлена и заработная плата учителей. Даже если педагог принципиален и объективен в оценках и не желает их завышать искусственно, он может столкнуться с давлением администрации.

Проблема эта сложная и достойна отдельного обсуждения. В любом случае выход может быть один — повышать качество самообразования учителя, искать новые методики и приемы, чтобы оценки соответствовали знаниям учащихся.

Причина третья и актуальная. Наша система образования в последнее время заточена под ЕГЭ и последующее за экзаменами поступление в ВУЗ. Особенно это стало актуальным в 2015 году, когда многие ВУЗы страны стали добавлять баллы за предъявление аттестата "с отличием".

Справка по ВУЗам Москвы:

Например, абитуриенты МГУ смогут теперь добавить 6 баллов к общему проходному за отличный аттестат и еще 10 баллов за выпускное сочинение.

РУДН позволит добавить за аттестат "с отличием" 3 балла, Высшая школа экономики и Московский педагогический университет — 2 балла, Московский психолого-педагогический университет и МГТУ им. Баумана — 4 балла, МИФИ — 10 баллов, Первый МГМУ им. Сеченова и Медико-стоматологический  государственный университет — 5 баллов.

Такая же ситуация складывается и других городах. Именно поэтому старшеклассники буквально осаждают учителей, выклянчивая положительные оценки. Тем, кто заканчивает школу в этом году, менять что-то уже поздно. А вот учащиеся 8-10 классов всерьез задумались о том, как будет выглядеть аттестат. Кто знает, может именно эта "четверка" по ИЗО окажется решающей?!

Как быть в случаях, если слышишь: "Четверка" по вашему предмету испортит мне аттестат!"? Педагоги согласятся, что однозначного ответа здесь не может быть. Решение принимается в каждом конкретном случае. Наверно, есть смысл принять во внимание общую успеваемость данного ученика, его старание на уроках, его трудолюбие или, наоборот, нежелание даже попробовать что-то изменить, проанализировать, в конце концов, причины, из-за которых случилась подобная ситуация. 

Таким образом, проблему выклянчивания оценок нужно решать, в первую очередь, педагогам. Учителю желательно изначально продумать систему оценивания знаний учащихся по своему предмету, адаптировать ее под свой стиль ведения уроков. Чем больше будет объективности, тем меньше претензий со стороны детей и родителей.

А что делаете вы, если вас просят незаслуженно повысить оценку? 



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
10 asb09 • 11:14, 24.03.2015
Я считаю, что нельзя оставлять ребёнка после уроков для дополнительных занятий, ведь ребёнок уже отработал 4-5 уроков, он уже устал, это будет перегрузка. Надо настраивать детей, чтобы они запоминали материал на уроке, а дома закрепляли. Надо пересмотреть все свои методы и приёмы, чтобы дети брали знания именно на уроке! А ещё помогает группа продлённого дня, если в ней хорошо налажен режим: прогулка, а потом уроки, можно и слабым уделить внимание. Оценки у меня дети не выпрашивают, я всегда объясняю, за что 5, а за что 3.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
6 dudukalova-70 • 07:17, 21.03.2015
(В школе моего ребенка ) Да и в других не найдется...
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
7 lanbren • 08:08, 21.03.2015
Это не чудо. Вы не говорите, пожалуйста, обо всех. Сидят учителя после уроков, занимаются. Бесплатно. В нашей школе две смены. Мне буквально приходится выпроваживать учительницу первой смены, т.к. она почти каждый день остаётся после уроков на дополнительные занятия со своими учениками и мешает мне готовиться к первому уроку.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
5 dudukalova-70 • 07:16, 21.03.2015
покажите мне учителя, который за бесплатно будет сидеть с учеником после уроков.... У ребенка в школе такого чуда НЕТ...
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
8 katigoroshek • 08:19, 21.03.2015
Чудо? Это норма. Никто мне не платит за дополнительные занятия. Да и другие учителя школы тоже работают вне урока только за желание ребёнка, стремление к улучшению результата. Назначаем время возможной встречи, объявляем - дети приходят по желанию и необходимости. Обычно, два раза в неделю. Могут и просто подойти и сами попросить о внеочередной встрече. Работаю в самой обычной школе. Спросите у детей, они когда шли в первый класс, думали ли, что у них будут "плохие" оценки. Никто не предполагал такого, они и сами страдают от этого. Я знаю, что им нужна моя помощь. Тут о деньгах не думаешь.
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
9 alsergast • 12:29, 21.03.2015
Покажите мне того, кто за это платит)
Пока работал в началке, частенько "баловался" послеурочными занятиями. А что делать? У кого-то из детей домашняя обстановка не всегда позволяет нормально сделать домашнее задание, кто-то на уроке не успел разобраться...
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
4 penilopa • 18:28, 16.03.2015
Иногда остаётся лишь завидовать учителям городских школ, ведь они не испытывают дефицита в ученических "душах", им можно пригрозить ученикам плохой оценкой. В сельских школах речь идёт о выживании учителя, так как подушевая оплата уже успела дать свои результаты. Молодые учителя в село не едут, им легче остаться в городе и торговать...А старые учителя скрипят, чтобы заработать себе пенсию. В селе остаются те семьи, которые не могут уехать, а им иногда не до оценок своих детей, ведь сами они закончили эту школу с еле теплящейся тройкой, благо, что в школе " тройка" такая вместительная! Так что сельский учитель бьётся с двоечниками, из них выбирает тех, кто может и хочет учиться, а выбор не велик, в 11 классе 3 ученика! Как вам подушевая?
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
3 egf_60 • 17:38, 16.03.2015
С первого класса я внедряю ТООД. Дети знают цену каждой отметки. Самооценка предметных результатов всегда в соответствии норме по ФГОС НОО.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 nat71 • 12:07, 15.03.2015
Пару раз вызывали на ковёр к директору за "не те" оценки, грозили всем, чем можно: лишением премии, посадить на 18 часов. В общем, пришлось смириться.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 gulyanikolaevna • 17:21, 13.03.2015
Спасибо автору статьи! Затронута актульная тема, особенно сейчас.
Я стараюсь выставлять оценки объективно, мои ученики не выпрашивают оценки. Знают мои "правила", просятся на дополнительные занятия после уроков. Со стороны родителей и самих детей нет никаких претензий к оцениванию.