Наталья Николаевна Чекалина, 02.06.2012 0

Эссе "Завтра я вновь увижу своих учеников..."


Вот уже более 15 лет я работаю в гимназии учителем начальных классов. Каждый день хожу в школу, где меня с нетерпением ждут мои 26 учеников. И я в ожидании встречи с ними с радостью начинаю каждый новый день. Что он подарит мне? Что интересного принесет? Какие проблемы сегодня встанут передо мной и смогу ли я их решить? Вот с такими мыслями я вхожу в школу. И тут же попадаю в «муравейник»: школьники, родители, учителя – шум-гам. И со всех сторон раздаются слова приветствия.


Обсудить статью Опубликовать свой материал
Чекалина Наталья Николаевна
Учитель начальных классов
МБОУ «Мариинская гимназия», г. Ульяновск

Еще до звонка на первый урок я узнаю от детей: у кого-то появилась собака, кто-то читает новую книгу, у другого приехала бабушка в гости и т.д. Мои второклассники рассказывают мне свои новости наперебой, порой не слушая друг друга, перебивая других, и этим они напоминают мне маленьких воробушек, которые сидят в гнезде и , увидев маму с червяком в клюве, начинают пищать. А я «мама» для моих учеников. Помню, недавно один ребенок так и назвал меня : «Мама»…

Но вот звенит звонок, и в классе устанавливается тишина. 26 пар глаз с интересом смотрят на меня: что нового я сегодня для них открою, что интересного расскажу и покажу, какие занимательные задания для них приготовила? Они сидят, сложив руки на парты, готовы в любую минуту поднять их и ответить на мой вопрос. Начинаю учебный день и первый урок всегда с улыбки. Пусть дети уже с утра получат положительный заряд. И вижу : он дошёл до ребят – глаза у них «зажглись», засветились. Теперь можно начинать урок. Вопрос за вопросом слетает с моих губ, и так приятно видеть поднятые руки. Как они стараются порадовать меня своими ответами, дополнениями. Всматриваюсь в лица моих второклашек, внимательно выслушиваю каждого, а сама думаю: « Милые мои дети! Каждый из вас неповторим, и уже в восемь лет каждый из вас – личность. В вас столько искренности, наивности, доброты, доброжелательности и открытости! И нет еще злобы. Ваша душа чиста и свежа. И моя задача – растить в ваших сердцах ростки только хорошего, светлого. Вы ещё не столкнулись с проблемами нашей жизни, свято верите в добро, справедливость и счастье… И могу ли я уберечь вас от жестокого мира?»

Трудно удержать внимание школьников весь урок, и приходится каждый раз придумывать такие вопросы и задания, которые активизировали мыслительную деятельность, не давали бы расслабляться. Помню, в первый год моей работы уроки чтения проходили не так, как все остальные предметы : были скучными, вялыми, дети «спали» на уроке. Это меня очень огорчало. И вот однажды я попробовала давать ребятам за каждый правильный и полный ответ жетоны. И урок чтения превратился в … увлекательное соревнование: кто больше получит жетонов. С тех пор на каждом уроке чтения у меня « лес» рук. Даже скромная и тихая тогда ученица Лена все чаще стала поднимать руку.

А сегодня к уроку готовиться и проводить урок ещё интереснее. Столько появилось возможностей у учителя заинтересовать детей, увлечь их с помощью различных презентаций, учебных проектов и т.д. Современный урок проходит живо, активно и очень интересно.

Смотрю на детей: какие они ещё маленькие, но уже такие взрослые. Их рассуждения порой изумляют меня. Помню, в прошлом году, на празднике «Прощание с Азбукой», ребят спросили, зачем учатся? Тогда встал Боря ( он у нас любит поразмышлять вслух и всегда пытается «поймать» учителя хитрыми вопросами ) и сказал: « Я учусь для того, чтобы получить хорошие знания. Затем с этими знаниями поступить в университет – получить образование, профессию, устроиться на высокооплачиваемую работу и кормить свою семью». Такой достаточно взрослый ответ семилетнего ребенка привел тогда всех родителей в неописуемый восторг…

…На перемене в классе стоит такой шум – ученикам хочется побегать , поиграть. И я за это их не ругаю, ведь трудно усидеть на одном месте сорок минут. А младшие школьники такие подвижные. У учительского стола всегда толпятся девочки ( да и мальчики тоже ) , хотят рассказать мне о просмотренном фильме, о новом платье, которое купила мама, хотят помочь мне подготовиться к уроку : раздать тетрадочки, наглядные пособия. А доска у меня всегда чистая. В кабинете нет ни одной бумажки, цветы всегда политы. Дежурные постарались! Да и вообще-то за ними мне приходится следить, напоминать про обязанности. Все это, если надо, делает Саша. Он – мой помощник: проверяет работу дежурных, оценивает их, строит класс парами. Пусть мои второклашки приучаются к самостоятельности, учатся слушать и уважать не только учителя, но и своих же одноклассников. Другой мой помощник – Женя – помогает мне со столовой…

Чем нравится младший школьный возраст? Тем, что они очень деятельны, безотказны. Как-то предложила моим детишкам устроить в классе праздник Осени и сказала, что мне нужно пять человек – актеров. Как же ярко «вспыхнули» их глазки, с каким желанием стали кричать : «Я, я хочу в актеры!» Конечно, не всем досталась роль, но я успокоила детишек, ведь таких праздников у нас будет немало, и каждый будет участвовать. Их ярое желание, задор зажигают и меня. И я готова оставаться после уроков, проводить с ними разные мероприятия, экскурсии. Мне так хочется дать им все, научить всему, показать многое. У меня нет любимчиков, я люблю всех одинаково, каждому стараюсь отдать частичку своей души, любви и ласки. А дети каким-то внутренним чутьем чувствуют, кто их любит, и тянутся к нему. И даже если учитель улыбается, говорит с ребятами ласково, но в душе их не любит – ученики никогда не раскроются перед таким человеком . За время моей работы в школе я поняла одно – детей нельзя обманывать ни в коем случае, нельзя притворяться. Нужно с ними быть тоже искренними и открытыми. И тогда завоюешь их сердца. К тому же учитель все свои житейские и личные проблемы должен оставлять дома, за порогом школы. И, если честно, для меня мои ученики – мое лекарство от различного рода неурядиц. Придешь на работу с плохим настроением или какая-то мысль не выходит из головы, увидишь детей – и все моментально, как по мановению палочки, забывается, настроение улучшается. Ведь нет ничего приятнее, чем видеть, как растут и умнеют с каждым днем твои ученики.

Недавно я решила выяснить, какими же качествами должен обладать учитель по мнению самих детей. Я попросила написать мини-сочинение.

«На мой взгляд, он должен быть серьезным, строгим, добрым и красивым»,- пишет Лена. «справедливым», - добавляет Варя. «Ласковым, сдержанным, вежливым, умным и любящим», - так написал Даниил. А вот Аня была краткой в своем сочинении: «Учитель должен знать всё!» В некоторых работах нашла даже рисунки, на которых, к моему удивлению, была изображена я, а рядом пожелание счастья и здоровья. Такие сочинения меня просто трогают до слез, и от них становится теплее на душе. « Дорогой наш учитель, мы Вас сильно любим и надеемся, что Вы будете учить нас до 11 класса»,- прочитала я в последнем сочинении. Долго держу в руках я этот листочек бумаги: нашла ли я дорожку к сердцу ребенка, сумею ли я оправдать доверие детей…

К вечеру опустела школа, грустно уходить из пустого класса, но я знаю, верю, что завтра я вновь увижу своих учеников, услышу их звонкие голоса! И я понимаю, какое же счастье – быть учителем! Прав был Л.Н.Толстой: « Призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Но тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным…» [1]

[1]. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения , 2-е издание, доп.М., 1953

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?