Мельникова Ольга Николаевна, 06.06.2012 0

Эссе "Моя педагогическая философия"


"Что для меня является основным в работе учителя? Что "держит" меня в школе? Почему я стала педагогом?"- на эти важные для меня вопросы я пытаюсь найти ответы в своём эссе.


Обсудить статью Опубликовать свой материал
Мельникова Ольга Николаевна
учитель русского языка и литературы
МКОУСОШ №1 п.Сосьва
Серовского района Свердловской области
Стаж работы в школе 16 лет,
в качестве учителя русского языка и литературы - 8 лет,
первая кв. категория
 
Что я могу?
Что я должен?
На что я смею надеяться?
Что я сам за человек?
И. Кант

Для чего я живу? Что мне дорого, что важно, без чего я не могу обойтись? В последнее время часто стала задумываться над этими вопросами. В суете нашей жизни, за чередой сменяющих друг друга дней, сквозь модернизацию и инновации хочется пристальнее взглянуть на себя, прислушаться к голосу своего сердца: правильный ли путь я выбрала для себя – путь учителя? Что лежит в основе моего пути?

Сразу перед глазами встаёт родная школа. Нет, не та, в которой работаю, но тоже белая, только одноэтажная, пятая. Здесь меня воспитали и дали не только знания, но и научили простым человеческим ценностям: доброте, ответственности, дружбе.

Вспоминаются уроки русского языка и литературы Крымской Эльвиры Константиновны – вот образец Учителя! Много читала нам наизусть (настоящий мастер художественного слова!), к уроку – две доски исписаны в цитатах, дополнительных заданиях, среди которых – обязательно одно игровое, на учительском столе – толстая тетрадь с подробным конспектом. Как часто в своих домашних играх «в школу» я копировала именно её! Теперь я сама – учитель русского языка и литературы.

И вот сентябрь 1996 года… Я, двадцатилетняя девушка, переступаю порог большой, новой для меня и ставшей уже любимой школы №1.Детей так много, они такие разные, но с ними мне интересно! Мои первые дети…Мы смотрим друг другу в глаза. Я – учитель, они – словно маленькие ростки, тонкие побеги без корешков. Я бережно протягиваю руки… Не все побеги гладкие, еле заметные шипы больно ранят…

Входишь ты – безудержный и щедрый –
открывать, бороться и любить,
И души сияющие недра-
как источник счастья отворить!
(Г. Головатый)

Понимаю всю ответственность своей миссии - я должна вырастить эти побеги, подготовить их к большой жизни. Но ребенок не только готовится к жизни, а уже живет... Отсюда и принцип, который явился стержнем моей работы: развивать и воспитывать в ребенке жизнь.Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно, как дождь помогает прорасти каждому зерну, так и моя цель, как учителя – развивать способности каждого ученика. Нет на свете неспособных детей, есть взрослые, которые не верят или боятся верить, что их ребёнок – личность. Моя задача – помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант. Я понимаю, что это потребует от меня знаний, навыков, педагогического мастерства.

Я чувствую, что моя жизнь сливается с жизнью школы, коллектива, я начинаю жить жизнью детей. Я – учитель, и это звучит для меня гордо! Но дети ценят педагогов не за имя, а за человечность и мастерство.

Я радуюсь победам своих подопечных, расстраиваюсь вместе с ними, одновременно стараясь их поддержать. Они приходят ко мне в гости, играют моими детскими игрушками, а потом мы вместе пьём чай. Как весело! Непринуждённо! Чувствую, как открываются детские сердца, а их улыбки как лучи солнца согревают даже в хмурый день!

Так идут дни и годы – и вот уже мои первые ученики стали мамами и папами, да и я стала мамой, к тому же многодетной. Когда меня в школе спрашивают: «Как твои дети?», я задумываюсь…
Которые дома?.. или в школе?... Они же все мои дети.

Глаза ребёнка так блестят,
как будто в будущем гостят.
Слова ребёнка так свежи,
как будто в мире нет и лжи.
(Е.Евтушенко)

Сложно и тонко устроена душа ребёнка, но прост ключик к ней – он называется любовью. В этом слове всё: и уважение, и понимание, и принятие, и прощение…
Все мы родом из детства, и моя работа – это обращение к своему детству, юности, проживание и переживание этих самых светлых этапов жизни заново вместе со всеми моими детьми.

Ещё со студенческих времён мне запомнились слова педагога-гуманиста, автора оригинальной концепции гуманной педагогики, ориентированной на личность ребенка, на отрицание авторитарного подхода Ш.Амонашвили: «Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом».

Действительно, в какое бы время мы ни жили, как бы ни обновляли информационно-методическое оснащение в школах, как бы ни модернизировали учебный процесс, ребёнок всегда остаётся ребёнком, для которого самым важным условием обучения является душевность общения и восприятие его как личности. Именно слова Шалвы Александровича Амонашвили и стали ориентиром на выбранном мною пути учителя, стали основой моей педагогической философии.
 
И сделан шаг, и мы сегодня вместе,
Чтобы гореть самим и зажигать других!
Чтоб пело наше детство, словно песня,
Чтобы сложилась юность, словно стих!

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?