Эссе "Моя педагогическая философия"

"Что для меня является основным в работе учителя? Что "держит" меня в школе? Почему я стала педагогом?"- на эти важные для меня вопросы я пытаюсь найти ответы в своём эссе.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал
Мельникова Ольга Николаевна
учитель русского языка и литературы
МКОУСОШ №1 п.Сосьва
Серовского района Свердловской области
Стаж работы в школе 16 лет,
в качестве учителя русского языка и литературы - 8 лет,
первая кв. категория
 
Что я могу?
Что я должен?
На что я смею надеяться?
Что я сам за человек?
И. Кант

Для чего я живу? Что мне дорого, что важно, без чего я не могу обойтись? В последнее время часто стала задумываться над этими вопросами. В суете нашей жизни, за чередой сменяющих друг друга дней, сквозь модернизацию и инновации хочется пристальнее взглянуть на себя, прислушаться к голосу своего сердца: правильный ли путь я выбрала для себя – путь учителя? Что лежит в основе моего пути?

Сразу перед глазами встаёт родная школа. Нет, не та, в которой работаю, но тоже белая, только одноэтажная, пятая. Здесь меня воспитали и дали не только знания, но и научили простым человеческим ценностям: доброте, ответственности, дружбе.

Вспоминаются уроки русского языка и литературы Крымской Эльвиры Константиновны – вот образец Учителя! Много читала нам наизусть (настоящий мастер художественного слова!), к уроку – две доски исписаны в цитатах, дополнительных заданиях, среди которых – обязательно одно игровое, на учительском столе – толстая тетрадь с подробным конспектом. Как часто в своих домашних играх «в школу» я копировала именно её! Теперь я сама – учитель русского языка и литературы.

И вот сентябрь 1996 года… Я, двадцатилетняя девушка, переступаю порог большой, новой для меня и ставшей уже любимой школы №1.Детей так много, они такие разные, но с ними мне интересно! Мои первые дети…Мы смотрим друг другу в глаза. Я – учитель, они – словно маленькие ростки, тонкие побеги без корешков. Я бережно протягиваю руки… Не все побеги гладкие, еле заметные шипы больно ранят…

Входишь ты – безудержный и щедрый –
открывать, бороться и любить,
И души сияющие недра-
как источник счастья отворить!
(Г. Головатый)

Понимаю всю ответственность своей миссии - я должна вырастить эти побеги, подготовить их к большой жизни. Но ребенок не только готовится к жизни, а уже живет... Отсюда и принцип, который явился стержнем моей работы: развивать и воспитывать в ребенке жизнь.Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно, как дождь помогает прорасти каждому зерну, так и моя цель, как учителя – развивать способности каждого ученика. Нет на свете неспособных детей, есть взрослые, которые не верят или боятся верить, что их ребёнок – личность. Моя задача – помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант. Я понимаю, что это потребует от меня знаний, навыков, педагогического мастерства.

Я чувствую, что моя жизнь сливается с жизнью школы, коллектива, я начинаю жить жизнью детей. Я – учитель, и это звучит для меня гордо! Но дети ценят педагогов не за имя, а за человечность и мастерство.

Я радуюсь победам своих подопечных, расстраиваюсь вместе с ними, одновременно стараясь их поддержать. Они приходят ко мне в гости, играют моими детскими игрушками, а потом мы вместе пьём чай. Как весело! Непринуждённо! Чувствую, как открываются детские сердца, а их улыбки как лучи солнца согревают даже в хмурый день!

Так идут дни и годы – и вот уже мои первые ученики стали мамами и папами, да и я стала мамой, к тому же многодетной. Когда меня в школе спрашивают: «Как твои дети?», я задумываюсь…
Которые дома?.. или в школе?... Они же все мои дети.

Глаза ребёнка так блестят,
как будто в будущем гостят.
Слова ребёнка так свежи,
как будто в мире нет и лжи.
(Е.Евтушенко)

Сложно и тонко устроена душа ребёнка, но прост ключик к ней – он называется любовью. В этом слове всё: и уважение, и понимание, и принятие, и прощение…
Все мы родом из детства, и моя работа – это обращение к своему детству, юности, проживание и переживание этих самых светлых этапов жизни заново вместе со всеми моими детьми.

Ещё со студенческих времён мне запомнились слова педагога-гуманиста, автора оригинальной концепции гуманной педагогики, ориентированной на личность ребенка, на отрицание авторитарного подхода Ш.Амонашвили: «Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом».

Действительно, в какое бы время мы ни жили, как бы ни обновляли информационно-методическое оснащение в школах, как бы ни модернизировали учебный процесс, ребёнок всегда остаётся ребёнком, для которого самым важным условием обучения является душевность общения и восприятие его как личности. Именно слова Шалвы Александровича Амонашвили и стали ориентиром на выбранном мною пути учителя, стали основой моей педагогической философии.
 
И сделан шаг, и мы сегодня вместе,
Чтобы гореть самим и зажигать других!
Чтоб пело наше детство, словно песня,
Чтобы сложилась юность, словно стих!


Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: