Самотолкова Наталия Геннадьевна, 09.06.2012 1

Эссе "Учитель - имя гордое?..."


Вот и пролетел еще один учебный год. Как складывается жизнь учителя в нелегких (а когда они были легкими?) условиях современной школы? Какие мысли и чувства переполняют педагога? Об этих и других вопросах - мое эссе.

Обсудить статью (уже 1 коммент.)
Опубликовать свой материал
Самотолкова Наталия Геннадьевна
учитель русского языка и литературы
ГБОУ ЦО №1497 ЗАО г. Москвы
педагогический стаж 21 год
 
Учитель – имя гордое?..

Учитель. Перед именем твоим…

Передо мной, ученицей советской школы, никогда не стоял вопрос о смысле этих строк. Уважение к педагогу, каким бы он ни был, прививалось как-то само собой. Обсуждать действия учителя, манеру преподавания, способность справедливого оценивания ученика было не то что бы не принято, просто недопустимо в мыслях. Но все же есть момент, за который мне мучительно стыдно до сих пор.

Прошло уже больше двадцати лет, как я закончила школу. Став старше, не могу простить себе малодушия, с которым смотрела на унижающие достоинство нашей учительницы математики- Булановой Любови Михайловны - действия своих одноклассников, «наградивших» ее, сильного педагога (после окончания школы все, кто хотел, блестяще сдали математику, поступив в ВУЗы без репетитора), обидной кличкой «Жучка». Стыдно от того, что смеялась вместе со всеми над исписанными этим словом партами, над дырявыми колготами учителя, над тем, что учительница, не успев перекусить на перемене, во время урока, дав задание, притаившись в конце кабинета, глотает куски школьной булочки.

Только став учителем, я поняла, что прилагается к этому гордому (и гордому ли?) имени: практическое отсутствие семьи, горы тетрадей, ненормированный рабочий день, телефонные звонки, совещания во всех концах города, хронический недосып, ощущение использованности. И постоянный страх за пропускающих занятия учеников, от приближающейся аттестации, аккредитации, ЕГЭ. Успеть, не забыть, позвонить, отослать заявку, принять участие, сделать пятнадцать копий, опубликоваться, сдать отчет… Учить некогда. Учиться некогда. Отдыхать некогда. Доходит ведь до того, что в конце учебного года одну и ту же информацию мы, учителя, произносим друг другу по нескольку раз, потому что мозг отказывается воспринимать сказанное с первого раза.

И все-таки есть что-то в школе и сегодняшней. Наверно, это наш замечательный коллектив, где нет подсиживания, доносительства, а есть желание помочь, поделиться «нарытой» информацией, где в трудных условиях цейт-нота сохранились посиделки в закуточке учительской, совместные экскурсии (хотя бы и раз в год), юбилеи, праздники, обмен фотографиями, знаниями, полученными на курсах повышения квалификации, адресами и ссылками полезных сайтов, всевозможных интернет-конкурсов. И пусть директору выговаривают за неэффективный менеджмент, но нет ничего лучше, когда за одним столом собираются представители разных поколений, которые помнят меня, студентку третьего курса, пришедшую устраиваться на работу в школу двадцать с лишним лет назад.

Что будет завтра? Подумаю, когда наступит завтра. А пока, да здравствует лето, приближающийся отпуск и долгожданный отдых!

Источники:
http://co1497.mskzapad.ru/collective/pedagogical_collective/personalpages/uchitelya-p


Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Наталия Геннадьевна, перенесла вашу работу в номинацию "Я - педагог".
Я понимаю все описанные вами учительские проблемы, но мне кажется, вы про школу написали так, что это - сплошной кошмар, что хороший (настоящий) учитель - это женщина без семьи в рваных колготках, которая никогда не отдыхает никогда и не видит другой жизни. По вашему - это не просто норма, это так и должно быть. Но не кажется ли вам, что нужно свою неустроенность жизни, неумение организовать время "приписывать" профессии учителя как что-то незыблемое? Хотелось бы верить, что в наших школах будут работать и мужчины, и женщины - здоровые, активные, отдыхающие по всему миру, правильно питающиеся и занимающиеся спортом. Я надеюсь, что в учительской кроме фоток будут обсуждаться и планы на будущее - личное и школьное.
Милые учительницы, школа становится на рыночные рельсы, где есть планирование и понятие эффективности, пожалуйста, любите себя и заботьтесь о себе! Я уверена, что массу проблем можно просто снять с себя, "не заморачиваясь", нужно научиться планировать свое время, нужно научиться работать в команде. Да, сейчас в школе это трудно, потому что мало учителей, которые хотят перемен, но вы пишите, что у вас хороший коллектив, значит, все в ваших руках! Удачи в благих начинаниях! Сердечно, ЕП.