Эссе "В ладу с душою и призванием..."

Учительство - это моя судьба. Мой путь к звёздам детских сердец. Главное на этом пути – выбрать правильное направление, найти тот ориентир, который не погасит искру жизнелюбия ни в душах детей, ни в моей собственной.


Обсудить статью (уже 1 коммент.)
Опубликовать свой материал
Бердникова Ольга Анатольевна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ№18 имени 28 Армии» г. Астрахань
Стаж работы 12 лет, высшая категория,
«Почетный работник просвещения»
 
Воспитатель! – какая возвышенная
нужна тут душа!.. Поистине, чтобы
создавать человека, нужно самому
быть или отцом или больше, чем человеком.
Ж.–Ж. Руссо

Однажды почувствовав себя учителем, ощутив, что выбран единственно верный жизненный путь, я поняла: учительство – это моя судьба. Это мой путь через тернии к звездам. К звёздам детских сердец.

Главное на этом пути – выбрать правильное направление, найти тот ориентир, который не погасит искру жизнелюбия ни в душах детей, ни в моей собственной.

Лев Толстой однажды выразил такую мысль: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хорошим учителем. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель»[1].

Совершенный учитель – это, конечно же, идеал. Причем идеал, представляемый каждым человеком по-своему. Но именно в этих представлениях мы видим то, ради чего работаем и развиваемся.

Наша учительская работа своеобразна и неповторима. Ежедневно мы погружаемся в прекрасный мир детства, раскрываем тайны человеческой индивидуальности, учимся быть добрее и мудрее.

Для меня существует пять глаголов-заповедей, определяющих таблицу духовности: любить, понимать, принимать, сострадать и помогать. В практической деятельности эти заповеди реализуются в обеспечении свободы в выборе и принятии решений, снятии запретов на любого вида творчество, создании климата взаимного доверия, доброты и гармонии и, самое главное, в принятии ребенка таким, какой он есть. Определяя для себя эти заповеди, я помнила прежде всего о ценной индивидуальности каждого ребенка.

Именно потому за основу своей педагогической концепции я выбрала креативность как взаимодополняемость отношений между учеником и учителем. На мой взгляд, этот путь – стимул развития личности и ученика, и педагога.

Душа ребенка, распахнутая навстречу прекрасному, может с каждой минутой, проводимой в школе, обогащаться новыми открытиями, стремлениями, обретениями. В свою очередь, богаче становится и внутренний мир педагога.

Мои ученики – мои соратники, мы разделили ответственность в процессе обучения поровну. Мне сегодня не нужно громогласно доказывать свою правоту, идти на хит¬рости, добиваться понимания, авторитета у своих школьников. Я знаю, все это не понадо¬бится, если главным в наших отношениях будет взаимоуважение.

Уважая личность каждого ученика, учитель помогает ему подняться в собственных глазах, самоутвердиться и самореализоваться, приоткрыть самые отдаленные и закрытые уголки души, разбудить чувства и эмоции, до сих пор неведомые ребенку.

Многому научили меня ребята: пристальному, пытливому взгляду на мир, неиссякаемому оптимизму. Детская чистота и непосредственность – серьезное средство воспитания педагогов. Наши ученики никогда не дадут нам уйти с пути самосовершенствования. Детское сердце гораздо более чутко и мудро, чем мы обычно представляем. Их суждения позволяют нам быть более объективными. И потому нет ничего важнее и дороже света детских глаз, через призму которого я могу оценить свои взгляды и поступки.

Целиком и полностью поддерживаю одну главных педагогических заповедей Ш.А. Амонашвили: «Детей нужно любить всем сердцем и, чтобы любить их так, нужно учиться у них, как следует проявлять эту любовь. Каждый школьный день, каждый урок должен быть осмыслен педагогом как подарок детям. Каждое общение ребенка со своим педагогом должно вселять в него радость и оптимизм» [2]. От нас, учителей, зависит, придет ли к каждому ребенку успех в учении, будет ли ему легко учиться, а главное интересно.

Дети бывают разные: есть умные и не очень, есть добрые и не очень, благодарные и не очень. Но нет безнадежных детей. Я глубоко убеждена, что безграничная вера в ребенка поможет ему справиться с проблемами. Конечно, для этого нужно разное количество времени и усилий, но учитель не имеет права сомневаться в возможности достижения результата. Для ребенка важно постоянно, на каждом уроке чувствовать успех. Маленькому человеку очень нужна вера в его способности, радость за его достижения. И только богатство общения с взрослыми и сверстниками даёт ребёнку чувство радости и восторга, надежности и защищенности, уверенности и чувства собственной значимости.

В центре моей педагогической деятельности находится ребенок, который является не объектом, а субъектом обучения и воспитания. Таким образом, учитель и ученик – равноправные участники непрерывного педагогического процесса и обучения словесности.

Русский язык я рассматриваю не только как учебный предмет, не как простую сумму знаний и умений. Это мир, образ мышления. Ребенку должно быть интересно жить в этом мире, а потому нужно научиться чувствовать его и любить. Поэтому на каждом уроке я стремлюсь создать среду, которая позволит ребенку реализоваться, стараюсь, чтобы между мной и детьми возникло сотрудничество, чтобы мы хорошо понимали друг друга. Вот тогда уроки становятся не моими, а нашими.

Известный русский писатель Василий Белов в своей книге «Лад» высказал очень близкую мне мысль: «Каждый ребенок хочет играть, т. е. жить творчески. Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом? Грубо говоря, потому что мы либо занялись не своим делом (не нашли себя, своего лица, своего таланта), либо не научились жить и трудиться (не развили таланта)» [3].

Пробудить заложенное в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творческом освоении информационных технологий для радостной, счастливой и наполненной жизни — к этому и стремимся мы с учениками в меру своих сил и способностей, организуя наши уроки.

Понимаю, что учительство – это моё призванье. И я благодарна судьбе за те минуты, когда удается пробудить лучшие чувства в детях, когда после неудач ребенок обретает веру в себя.

Да, учителем быть не просто, да и человеком быть не просто, и жить тоже не просто. Но пусть будет вечно школа, 1 сентября, звонок. «Что вы ждёте от меня, мои умники и умницы? Ваши улыбки вселяют в меня радостную тревогу. Вы так щедры и доверчивы к своему педагогу. Вы посылаете мне такие очаровательные улыбки и смотрите на меня такими доверчивыми глазами. Что вы хотите, чтобы я для вас сделала?». На этот вопрос я буду отвечать всю свою жизнь!

Список использованной литературы.
1. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. – М., 1953. – С. 338-339.
2. Амонашвили Ш.А. Единство цели. – М., 1987. – С.101.
3. Белов В. Лад. – М., 2002. – С.96.


Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Ольга Анатольевна, ваша работа на конкурс не принята, потому что ранее она была опубликована вами на другом сайте. Вы можете предложить работу в сборник и получить свидетельство о публикации, а можете удалить работу с другого сайта, сообщить нам об этом, и получить возможность заказать сертификат и выиграть.