Седова Екатерина Сергеевна, 28.06.2012 0

Эссе "Я не диктатор, я - партнер"

Мое эссе о том, как начинающему учителю подружиться со своими учениками, стать для них опорой, а не "страшилкой". Я рассказываю о своем опыте в самом начале карьеры учителя и делюсь своими выводами о принципах работы.

Обсудить статью Опубликовать свой материал
Недавно я получила письмо от своей сестры, которая учится на последнем курсе университета, на факультете психологии. Она, старательная ученица, имеющая только «четыре» и «пять» по всем дисциплинам, жаловалась на свою преподавательницу, от которой всем приходится выслушивать грубые, даже оскорбительные замечания, относящиеся к их учебной деятельности, недвусмысленные намеки на уровень их интеллекта, упреки в неумении учиться. Я ей искренне посочувствовала, вспомнила свою «ученическую» жизнь, «плохих», грубых учителей. Мы с ней дружно недоумевали, как можно в институте на факультете психологии держать ТАКОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ! А потом в разговоре неожиданно пришли к выводу: именно на этом факультете и надо держать ТАКОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ! Это как сигнал, как антипример, как напоминание каждому из нас - не будь ТАКИМ!

А каким быть? Как построить взаимоотношения «учитель - ученик»? Где найти ту грань, которая поможет, избежав панибратства, стать каждому ученику старшим другом, мудрым советчиком, проводником в мир знаний? Как не стать «диктатором», «карающей десницей», как бы «не взгромоздиться» на этакий педагогический Олимп и с высоты своего положения не взирать снисходительно на простых «смертных», числящихся в твоих учениках?

Над этими вопросами я задумывалась, будучи еще студенткой. Для себя уже тогда решила, что никогда не стану унижать своих будущих учеников, что на моих уроках всегда будут преобладать партнерские отношения. И вот я учитель английского языка в самой обычной средней школе, детей в которую не отбирают, а зачисляют по месту жительства. Теперь мало одних моих «благих намерений», нужно на практике осуществлять тот стиль общения, который я представляла себе теоретически. В группе находятся ученики в разными знаниями, поэтому мне надо так построить свои взаимоотношения с учениками, чтобы никто из них не чувствовал себя «человеком второго сорта».

За последнее десятилетие многие исследователи, анализируя состояние нашего образования, не раз отмечали сильное влияние стереотипов авторитарной педагогики на образовательно-воспитательный процесс, указывали на отсутствие навыков партнерского общения с детьми. Школа дает определенную сумму знаний, но часто остается для обучаемых «холодным домом», в котором не хватает эмоционального тепла, доброжелательности, личной заинтересованности педагогов в успехах своих учеников. И кому как не нам, молодым педагогам, преодолеть стереотипы и начать работать по-новому, преобразовывать, по выражению американского психолога У. Глассера, «саму экологию школы», чтобы те, для кого она предназначается, не чувствовали себя в ней «лишними людьми». Тем более что современная педагогическая мысль предлагает различные инновационные технологии, в частности, личностно ориентированный подход и к обучению, и к воспитанию, игровые технологии в обучении иностранным языкам и многое другое.

Опираясь на «чужой ум», делаю свои выводы.

Во-первых, мое кредо: исходить из интересов человека. Любой школьник - это, прежде всего, человек со своими мыслями, системой ценностей, настроениями, вкусами и способностями.

Во-вторых, учитывать перспективы его дальнейшего развития. Считаю, что в современных условиях владеть иностранным языком нужно всем. Значит, я обязана «вооружить» каждого необходимым минимумом знаний, который может ему понадобиться в определенной жизненной ситуации.

Далеко не всем легко дается изучение иностранного языка, поэтому, в-третьих, мой лозунг: «У тебя все получится, в случае необходимости можешь рассчитывать на меня - помогу!».

В-четвертых, ориентируюсь на партнерские отношения, когда я выполняю свое обещание, то и ребенок выполняет свое. Без разумной требовательности, не унижающей ребенка, а, наоборот, поднимающей его «до взрослости», правильных отношений не построить.

В-пятых, на уроке стараюсь создать комфортные условия, когда дети психологически раскрепощены и стремятся проявить себя, показать свои знания. Даже «слабого» ученика можно вовлечь в учебный процесс, если на уроке используется игра, так как в игре проявляются не только знания, но и находчивость, сообразительность, быстрота реакции. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это помогает преодолеть стеснительность и благотворно сказывается как на результатах обучения, так и на взаимоотношениях меня, учителя, с учениками. Перефразируя Пушкина, смею заметить, что «игре все возрасты покорны», только для каждого возраста - своя игра.

Личностно-ориентированный подход предполагает и иную организацию пространства на уроке. Часто дети сидят не в затылок друг другу, а полукругом или напротив друг друга. В такой атмосфере снимается официальность, уходит чувство неуверенности в себе и мои ученики начинают чувствовать себя раскованно.

Я думаю, что отношения в школе могут быть деловыми и личными, но никогда негативными, унижающими ребенка как личность. И если учитель заряжает своим умением общаться, сочувствовать и сопереживать, своей доброжелательностью, успешностью, стремлением к творчеству, то к этому будут стремиться и его ученики. Поэтому стараюсь для своих учеников быть положительным образцом для подражания.

Подводя итог всему сказанному, надеюсь, что тот стиль общения, который я выбрала в своих взаимоотношениях с учениками, способствует не только повышению качества обучения, но и воспитывает в них чувство собственного достоинства, раскованность, уверенность в себе, понимание того, что каждый из них - уже сейчас полноценный гражданин своего Отечества.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?