Волошко Любовь, 30.06.2012 1816 0

Эссе "Как воспитать в ученике желание учиться?"

Можно ли заставить ребенка полюбить предмет? Наверное, как и в нашем детстве, дети с удовольствием идут на урок к учителю, который их чем-то заинтересовал, проявил уважение к ученикам, сумел увидеть не только промахи, но и, пусть незначительные, успехи. Какие способы получения хороших отметок нашел автор статьи?

Обсудить статью
Опубликовать свой материал
Размышляя над показателям успешности освоения предмета, неоднократно приходила к мысли о том, что, конечно, во многом успешность ученика зависит от его желания учиться. Да, есть дети очень целеустремленные, которые уже, наверное, в 5 классе точно знают, кем они станут и как будут к этому стремиться. Таких детей не очень много, но они есть. Основная же масса детей приходит в школу, чтобы пообщаться; потому, что родители отправили, и так далее. Да, мы, учителя, в последнее время находимся в большой зависимости от оценок: результаты экзаменов влияют теперь и на аттестацию. Но есть еще и наше личное учительское "удовлетворение" результатами труда. Это та самая "отдача", которую мы так ждем от учеников на уроках. Как получить ее? Как развить желание учиться у всех детей? Вот задача, с которой мы, педагоги, сталкиваемся каждый урок.

Я часто вспоминаю, как училась сама. Это помогает мне найти ответы на самые разные вопросы. В том числе и на вопрос, уроки какого педагога я ждала с нетерпением, старалась выполнить все задания, чтобы не подвести учителя и быть в состоянии поддержать учебную беседу на уроке. Да, конечно, времена изменились: в школе есть компьютеры, телевизоры, интерактивные доски и прочее нужное современным ученикам и педагогам мультимедийное оборудование. Учиться, мне кажется, стало гораздо интереснее. То ли дело было в нашем детстве! Однако, думаю, что, как и раньше, когда ребенку комфортно на уроке, когда он с интересом воспринимает учителя, - вот тогда в нем, возможно, и просыпается желание учить и учиться.

Преподавая русский язык, часто сталкиваюсь с проблемой "неуспешности" ребенка, когда он вроде бы и на уроке работает, и правила знает, и домашние задания выполняет систематически, а за диктант стабильно получает низкую оценку. Возникает проблема: как оценить ребенка, как подарить ему радость хорошей оценки, чтобы это, в конечном итоге, работало на развитие ребенка, не отбивало бы ему желание учить правила и понимать, что я, как учитель, вижу не только его промахи. но и, пусть крохотные, но достижения?

Как сложилась моя система оценивания?

Многие педагоги используют так называемую "накопительную" систему оценок. Я - не исключение. Проверяя каждый день тетради по русскому языку, я получаю большое количество оценок. Это доставляет некоторое неудобство, в основном, тем, что оценок просто "много". Но детям дорога и оценка за домашнюю работу (которую многие из них - чего греха таить - выполняют и с родителями, и с ГДЗ, но в любом случае - ВЫПОЛНЯЮТ! А детям с неродным русским такая работа вообще "показана", на мой взгляд)), и оценка за качественную классную работу, на которой ребенок старался, внимательно слушал учителя и его комментарии. Поэтому я решила выставлять оценку за работу в тетради один раз в месяц (выставляю "средний" балл, округляя, естественно, в пользу ребенка).

По литературе часто использую прием "Нарисуй стихотворение", "Конкурс книжных обложек", в 5-6 классе практикую в качестве домашнего задания иллюстрации. Как правило, дети с большим желанием откликаются на подобную работу, хотя не все хорошо рисуют. Я всегда прошу, чтобы ребята просто старались и, по возможности, не оставляли белых пятен на листе. А оцениваю так: во-первых, всегда по рисунку видно, старался ребенок, или нет, а во-вторых, хорошую иллюстрацию невозможно сделать, если ты не понял темы, идеи произведения, характеры главных героев. Так, после обсуждения макета обложки к сказке Г.Х.Андерсена "Снежная королева", дети изобразили в одной части листа Кая с Гердой и розу, символ любви и дружбы, в противоположной - саму Снежную королеву и льдинки, из которых Кай складывал слово "вечность". Это был как раз тот самый случай, когда иллюстрация помогла пятиклассникам пояснить не только понятия "символ", "конфликт", но и понять художественное произведение.

Практикую также оценку за ведение тетради, особенно по литературе. Приглашаю детей к оформлению и домашних, и классных работ. Многие вклеивают в тетради какие-то интересные статьи, иллюстрации. К концу года получается настоящий читательский дневник, который, между прочим, сами дети с интересом рассматривают, читают, обмениваются впечатлениями.

Ну, и в принципе, стараюсь заметить активную работу ученика на уроке. Иногда прошу повторить приведенный мною пример, правило, повторить фамилию какого-то известного человека, героя, о котором вскользь зашел разговор на уроке. Удачный ответ, в том числе и на проблемные вопросы, говорит о внимании к словам учителя, одноклассника, кругозоре ученика. Из подобных ответов рождались темы будущих докладов и даже проектов (так, например, появился и был успешно реализован проект "Зачем герои сказок используют волшебные предметы?").

Умение заметить каждого ученика на уроке пришло, конечно, с опытом. Но и некоторые инновационные технологии, например, технология развития критического мышления через чтение и письмо помогла мне решить вопрос об участии всего класса в учебную работу. Если поначалу удавалось получить отклик от слабых учеников только на этапе рефлексии, когда они просто отвечали на вопрос, понравился ли им урок, - затем они же уже проделывали серьезнейшую аналитическую работу - приходили к пониманию причин собственного затруднения на уроке. А потом ребята, преодолев собственную застенчивость и страх "неправильного" ответа, начинали "включаться" и в другие этапы урока.

Хочется сказать, что в принципе, всегда стараюсь помочь любому ученику к дальнейшей продуктивной работе по предмету. Поощряю, может быть, даже незначительные его успехи, но УСПЕХИ - продвижения в стремлении к знаниям, к победе над собой. И как результат - итог мониторинга "интересных" предметов в конце года, на самом "верху" которого - уроки русского языка и литературы.

Может быть, так - с незначительных ответов, с ощущения каждым учеником своей значимости и необходимости на уроке, с маленьких шажочков по сложному пути освоения предмета, с заинтересованности предметом - самый обыкновенный ученик, в конечном итоге, вырастает в того мотивированного, устремленного к знаниям ребенка, которого так хочется видеть на каждом своем уроке.


Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: