Христолюбова Надежда Юрьевна, 30.06.2012 0

Эссе "Мое призвание - учитель"

УЧИТЕЛЬ – это больше, чем профессия. Это судьба. И не важно, как приходишь к этому пониманию, когда ощущаешь себя учителем. Ощутив в себе потребность передавать накопленные знания другим, не учить уже не можешь!

Обсудить статью Опубликовать свой материал
Христолюбова Надежда Юрьевна
учитель физики
МОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 23 г. Йошкар-Олы»


«Все начинается с детства, а детство с семьи и школы. Семья – это, прежде всего мама, а школа – это, прежде всего учитель».[1] Таким учителем была для меня Чуйкова Галина Яковлевна, учитель русского языка и литературы.

Теперь я тоже учитель. Это слово произношу с гордостью. Да, я - учитель.

«Учитель, но ведь это так непрестижно», - удивляются при встрече бывшие одноклассники. Как объяснить им и другим, что профессию учителя я выбрала по велению своего сердца. Для меня учитель - самая нужная и ответственная профессия. И я должна пройти вместе с учениками долгий и трудный путь в завтра.

В качестве основных принципов своей педагогической деятельности я выбрала афоризмы известных философов. Вот некоторые из них:

Ценность человека определяется не тем, что он имеет, и даже не тем, что он делает, а тем, что он собой представляет. Необходимо сотворить себя как личность, потому что «только личность может воспитать личность» писал Ушинский. «Чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей сияющего солнца знаний», - эти слова В. А. Сухомлинского близки каждому учителю. [2] Чтобы раскрыть личность ученика, вовлечь его в познавательную деятельность есть только одно средство:

Уважай личность ребенка – первый мой принцип.

«Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми». Оскар Уайльд. [3]

В одном я твердо убеждена, что учитель – человек, способный на невозможное ради ребенка.

Жить ради счастья детей – второй мой принцип.

Доброта должна быть положена в основу педагогической деятельности. Следующий принцип можно выразить словами Расула Гамзатова: «Не стыдитесь доброты своей, ведь доброта всегда сильнее зла».

Человек, обладающий такими качествами, как доброта и сострадание, не может быть непорядочен. Человек всегда должен оставаться человеком, который не унизит своего товарища, не позволит себе обидеть слабого, вступиться за пострадавшего, не станет смеяться над старостью и физическими недостатками человека.

Доброта и сострадание – третий мой принцип.

Надо просто и искренно общаться с детьми, раскрывать им свою систему ценностей, свое мироощущение, нести им то, что интересно мне. И это должно быть искренне. «Не каждый может создавать картины, но каждый может создавать себя».

Чтобы воспитать ребенка искренним, необходимо, прежде всего, самим стать искренними со своими детьми. Любая фальшь способна поранить юные души.
Быть искренним и честным – четвертый мой принцип.

«Ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь» - эта древняя фраза, сказанная Пифагором, иллюстрирует еще один мой принцип воспитания - зажигая от одного огня другие, любовь передается от сердца к сердцу, и чем больше людей воспламенено ею, тем светлее и легче не только им, но и всем окружающим. [4]

Любовь ко всему, что меня окружает – пятый мой принцип.

«Но личность творится не тем, что человек слышит и говорит, а трудом и деятельностью» - Альберт Эйнштейн.

Воспитывай трудом – шестой мой принцип.

Гагарин всего несколькими словами выразил главное в своей судьбе:
«Всякий труд, большой или маленький, если он совершается на благо человечества, благороден. Я счастлив, что в этом труде есть и моя доля». [5]

Таковы принципы, которыми я руководствуюсь в своей работе. Среди них нет главных и второстепенных, более или менее важных. Может, они очень просты? За годы работы я твердо усвоила, что мастерство учителя не счастливая находка, не случайная удача, а систематический, кропотливый труд и поиск, наполненный тревожными раздумьями, неудачами и открытиями.

Античный афоризм гласит: «слова волнуют, примеры влекут», [6] если хочешь, чтобы ребенок был честным, добрым, ответственным, начни с себя. Необходимо не только открывать дверь на пути к знаниям, но и дверь в мир сложных человеческих отношений, я учу жить в окружающем мире не властвуя, а сотрудничая, стремлюсь формировать гуманное отношение к природе, пробуждая, по словам поэта «чувства добрые», приобщая к высокой нравственности. Важно, чтобы в стенах школы ребенок научился отличать доброе от злого, прекрасное от безобразного, научился заботиться о близких, сострадать, мечтать, все это я вкладываю в понятие «учить жить». Я верю, что мои уроки жизни будет продолжать сама жизнь.

Оглядываясь назад, я могу с уверенностью сказать: я счастливый человек! И, прежде всего потому, что меня постоянно окружают дети. Я учу их, а они – меня. Они не позволят мне стареть душой. Я будто отматываю назад свой возраст.

И я точно могу сказать, что если бы мне предложили начать все сначала, я бы выбрала ту жизнь, которой живу уже двадцать шесть лет, потому что жить без школы, без этих бесконечных хлопот, без моих учеников я бы не смогла. «Если б снова начать, я бы выбрала опять бесконечные хлопоты эти?»

Почему я учитель? Невозможно дать на этот вопрос однозначный ответ. Но я точно знаю - никем другим я не стала бы работать!

Почему я учитель? Я просто люблю свою работу. Ведь меня поддерживает самая великая сила - сердца моих учеников.

Завтра наступит новый школьный день. Я снова приду на урок, и на меня опять будут смотреть глаза моих учеников, и у меня опять вырастают крылья, и я становлюсь молодой. А мне и счастья большего не надо.

Список источников:
[1]. http://netedu.ru/node/3657
[2]. http://ps.1september.ru/2000/56/2-1.htm
[3]. http://frazochka.ru/authors/127.html
[4]. http://www.greek.ru/all/ancientgreece/philosophy/pifagor.php
[5]. http://www.kosmos-memorial.narod.ru/p105aa1.html
[6]. http://www.kakskazal.ru/authors/4953/

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?