Борисова Светлана Анатольевна, 01.07.2012 0

Эссе « Я – учитель»



Обсудить статью Опубликовать свой материал
Борисова Светлана Анатольевна
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №8 с УИОП
 г. Жуковского Московской обл.

«Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом,
самым живым примером для ученика является сам учитель.
Он — олицетворенный метод обучения,
 само воплощение принципа воспитания»
А. Дистервег

«Орудием и посредником воспитания должна
 быть любовь, а целью — человечность.»
В. Белинский

Я – учитель.  Спустя 15 лет все памятен тот день, когда я пришла в школу на первый свой урок. Волнение, даже трепет… И в то же время гордость от сознания важности того дела, которому я решила себя посвятить. И, конечно, сомнения: а смогу ли, получится ли, выдержу ли? 25 пар пытливых и немного насмешливых глаз, от которых ничего не утаишь, которых не обманешь, смотрят на меня и жадно ловят каждое слово. С первых же уроков я поняла: именно они мои судьи и главные экзаменаторы – мои ученики, для которых я должна стать образцом во всем и прежде всего – образцом Человека. И я начала учиться, так как без самосовершенствования не может быть достойного наставника, и тем более педагога.

Я - учитель. А иначе и не могло быть. Будучи дочерью педагога и младшей сестрой педагога я с малых лет была погружена в атмосферу школьной жизни «по другую сторону» учительского стола. Поэтому у меня не было сомнений в выборе профессии и, конечно, образцом для  подражания стали мои мама и старшая сестра. Меня всегда восхищало их умение находить общий язык с любыми детьми, быть для них настоящими друзьями, поэтому на первых порах своей педагогической жизни я старалась быть похожей на них, использовала те же приемы и методы в работе со своими воспитанниками. Позднее я стала самостоятельной и нашла свои методы, но главное, что мне перешло по наследству, что я использую в своей работе до сих пор и что останется в моей практике и в будущем – это настоящие любовь и уважение к моим ученикам и к моему делу. Так же считал и академик Василий Осипович Ключевский: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.»

Я – учитель. И это не профессия, не ремесло, а, скорее всего, состояние души. К этому я пришла только со временем, когда поняла, что из школы никуда не уйду. Да, профессия наша не из легких, особенно на современном этапе: дети очень разные, ответственность громадная, ненормированный рабочий день (после контрольный и творческих работ ложусь за полночь) и при всем этом довольно скромная зарплата… Но блеск глаз, бегущих  тебе навстречу с радостными возгласами детей, приветливые улыбки бывших учеников при случайной встрече, интересные уроки, после которых захлебываешься от восторга – все это затмевает любые сложности.

 А как иначе? Я до сих пор на урок иду с чувством радостного предвкушения встреч с детьми и, конечно, наших совместных «подвигов». Сама себе порой удивляюсь – сколько оптимизма! А ведь приходилось работать с очень непростыми классами. Когда выходишь на работу после декретного отпуска, а нагрузка уже распределена, выбирать особенно не приходится. Так мне достался 6 «Б» в 2002 году, от которого отказался другой учитель. Зная, что в классе преобладают мальчики, я была настроена по-боевому, ребята меня встретили тоже напряженно. Но уже на первом уроке литературы, когда я им предложила поделиться своими читательскими летними впечатлениями, я почувствовала, что первый шаг к сближению сделан: получилась довольно эмоциональная беседа. И пусть урок вышел из задуманного мной плана, но я получила почти полное представление об интеллектуальном уровне большинства детей, их читательских предпочтениях, интересующих их вопросах, а ученики увидели во мне не грозную учительницу, а скорее старшего товарища, считающегося с их интересами и желающего их узнать по-настоящему.  Я была очень довольна собой и решила, что «приручила» этот проблемный класс, однако уже на следующих уроках ребята начали «садиться на шею». Вот тогда я на собственном опыте поняла, что необходимо держать баланс между добротой, отзывчивостью и строгостью, требовательностью, а главным орудием педагога должны быть справедливость и терпение.

Знакомясь с новым классом, стараюсь сразу определить, какая атмосфера царит в данном коллективе, как сложатся наши отношения, и исходя из этого строю свою стратегию воспитательной работы, в финале которой в самостоятельную жизнь должны выйти открытые, позитивно настроенные адекватные люди, способные отдать частичку своих умений, знаний, своей души следующим поколениям. В этом и вижу свое назначение в жизни.

Я – учитель, педагог. И не только в школе. Да, наша профессия требует от нас полного «погружения» и мы подчас забываем о себе, но о семье, о собственных детях не должны забывать.  На мой взгляд, именно в воспитании своих детей педагог в полной мере проявляет свое мастерство. И мне это, наверное, удается. Как же приятно маме слышать от окружающих, что ее дети хорошо воспитаны! Моя бывшая одноклассница и теперь коллега как-то заметила: «У тебя замечательные дети! Таких сейчас очень мало. Ты образцовая мама.» Я смутилась, но такая похвала  была для меня самой высокой наградой. Значит, несмотря на нехватку времени, я все же должным образом воспитываю своих мальчишек, которых у меня двое: старшему 13 лет, младшему 4 года. Они очень разные по характеру, но меня радует их доброта и забота друг о друге. Старшего хорошо характеризуют в школе, еще в детском саду воспитатели отмечали его ответственность и острое чувство справедливости. Он понимает, как мне непросто совмещать работу, порой полностью меня поглощающую, и домашние обязанности и приходит мне на помощь. Младший проявляет задатки лидера, но он открытый, добродушный и внимательный к окружающим.  Я очень горжусь своими мальчишками.

Не понимаю, как можно отказываться от своих детей, как можно не чувствовать ответственности за них, за их будущее! А сейчас в обществе происходит что-то невероятное: родители совершенно не умеют общаться с собственными детьми, очень много стало неполных семей, семей, где на ребенка нет времени. Мне как учителю горько все это видеть. Такие родители перекладывают ответственность за воспитание на нас, учителей, и мы вынуждены биться над их воспитанием в одиночку. А ведь никакая школа, никакой самый замечательный педагог не может заменить ребенку семью! К сожалению, у меня есть и такой опыт работы, когда приходится учить родителей воспитанию их собственных детей, и здесь самое трудное – «достучаться» до сознания взрослого человека, который уже выбрал свою позицию и у которого сформировалось определенное отношение к окружающей действительности. 

А в последние годы столкнулась с новой проблемой: сквернословие у детей становится тотальным. Притом это не брань, не в пылу эмоций, а для связи слов…Уже в начальной школе очень многие ребята употребляют слова не просто грубой лексики, а именно нецензурные бранные слова и выражения. Когда с ними разговариваешь об этом, они понимают недопустимость такого поведения и объясняют причину соответствующим  кругом общения. Поэтому сейчас больше внимания уделяю культуре речи и культуре поведения, также заменяя порой функцию родителей в этом вопросе.
 Я – учитель  и очень горжусь этим. Сейчас, осмысливая  свой, пусть и не очень большой (всего 10 лет), педагогический опыт, я с удовольствием замечаю, что мой труд был не напрасен: большинство моих воспитанников заняли достойное место в жизни, а самое главное – стали хорошими людьми.

Воспитание — дело трудное,
 и улучшение его условий — одна из священных обязанностей каждого человека,
ибо нет ничего более важного как образование самого себя и своих ближних.
Сократ

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?