Лихотникова Елена Вячеславовна, 01.07.2012 0

Эссе "Моя первая школьная практика"

Первая педагогическая практика… Как мы, студенты 4 курса педагогического вуза, ждали и боялись ее. Ведь именно эти несколько недель в школе должны показать, правильный ли выбор сделала я, поступив в педагогический институт, получится ли у меня, понравится ли.

Обсудить статью Опубликовать свой материал
Лихотникова Елена Вячеславовна
студентка
МГПИ им. М. Е. Евсевьева

Первая педагогическая практика… Как мы, студенты 4 курса педагогического вуза, ждали и боялись ее. Ведь именно эти несколько недель в школе должны показать, правильный ли выбор сделала я, поступив в педагогический институт, получится ли у меня, понравится ли.

Позади экзамен по методике, в голове усвоенный на отлично теоретический материал, советы опытных преподавателей. И вот я, вооружившись конспектами, учебниками, методичками и тетрадками с лекциями, переступаю порог школы. Надо заметить, пришлось тщательно подготовиться, продумать и учесть самые мелкие детали: от одежды до собственного настроения.

Было безумно интересно попробовать себя в новой роли, в роли ПЕДАГОГА. Но чувство напряжения, волнения и даже страха не отпускало… Во-первых, это не та школа, в которой училась я сама – здесь совершенно незнакомые учителя, школьники, совсем незнакомый кипучий «поток» школьной жизни. А во-вторых, чего только не говорят про современную школу, чего только не показывают по телевизору. Да и сами, когда учились в школе, не больно-то уважали практикантов.

Уже в первый день мне удалось познакомиться с классом, в который направил меня завуч школы. Учителя окрестили мой 5 Б «пятый бешеный». Ребята отреагировали на мое появление бурно, но вполне дружелюбно. Двадцать пять пар любопытных глаз изучали меня с ног до головы, и я не пожалела, что оделась строго, что подготовила себя к первой встрече.

Мне казалось, что я никогда не смогу запомнить имена всех ребятишек, но не прошло и недели, как каждый ребенок стал для меня отдельной личностью. Я неожиданно быстро для себя запомнила почерк каждого своего подопечного. Забавно было наблюдать, как некоторые ученики даже высовывали язычки, старательно выполняя упражнения. Ребята чутко реагируют и на похвалу, и на замечание; мне, однако, чаще хотелось хвалить их. А особенно я горжусь тем, что мне удалось немного изменить судьбу одного маленького человечка.

В течение первой недели основной моей задачей было наблюдение за детьми, ознакомление со школьной документацией, посещение уроков 5 Б. В классе было свободно только одно место – рядом с обаятельным, но очень скромным мальчиком. В течение целой недели я присматривалась больше всего именно к этому ученику. Андрей оказался хорошо воспитанным и умным ребенком. Но он почти никак не проявлял себя на уроках, при ответах часто терялся, а если и выполнял задание раньше всех, то никогда не поднимал руку.

Возможно, многим учителям полезно иногда посидеть на последней парте с отстающим учеником. Обратить внимание не на отличников, с которыми можно «прогонять» материал быстро, а на «средних» и троечников. Уже самостоятельно проводя уроки, я попыталась спрашивать не только тех учеников, которые отвечают грамотно, быстро и четко. Более медлительные, но не менее сообразительные ученики тоже подключались к работе. Наградой тому была не только активная борьба за оценки, а, следовательно, и усвоение материала на другом уровне, но и слова учителя-предметника: «ОНИ у тебя РАБОТАЮТ». Для учителя было открытием и то, что мой сосед по парте стал стараться, домашние упражнения выполнял более внимательно, стал чаще отвечать на уроке. Казалось, даже одноклассники стали относиться к нему по-другому.

К сожалению, у меня не сложились отношения с классным руководителем, который, возможно, сумел бы предостеречь меня в чем-то, где-то поддержать разумным советом, ведь от классного руководителя зависит многое. Мне пришлось самостоятельно завоевывать авторитет в классе. Самым сложным оказалось относиться ко всем детям одинаково. А это очень важно для педагога. Часто хотелось чуть больше внимания уделять сообразительным и обаятельным деткам. А еще очень жаль, что десятилетние школьники слишком хорошо знают цену деньгам.

Также были небольшие трудности в планировании рабочего времени. Я поняла, что важно не только ориентироваться в теме. Как хорошо бы ты ни знала урок, если ты не рассчитаешь время – пиши пропало. Поначалу я расстраивалась, если мы не успевали сделать какое-нибудь интересное упражнение. А потом приучила себя планировать каждую минутку из сорока пяти.

Уже после нескольких самостоятельных уроков я стала понимать, что четкий план-конспект гораздо полезнее подробного конспекта. Времени готовиться перед уроком уже не будет, нужно «прокрутить» в голове все запланированное. А самое главное, запастись разными интересными заданиями, использовать как можно больше наглядных примеров. Очень нравилось детям самим формулировать правила, проверять тексты с ошибками, выступать редакторами и писателями. Хорошо проходили уроки с использованием презентаций, онлайн-тренажеров, тем более что технические возможности современной школы позволяют использовать ИКТ-технологии.

Так я пришла к выводу, что грамотный педагог должен четко планировать время, безупречно ориентироваться в материале, отлично владеть компьютером, быть в курсе последних новинок техники, должен уметь признавать свои ошибки, быть честным с детьми и не терять чувства юмора. Важно интересоваться психологией, уметь слушать ребенка, находить свою уникальную «дорожку» к каждому.

Согласитесь, а ведь есть какой-то свой смысл в каждодневной проверке тетрадей, в изучении характера и почерка своих учеников. Приятно осознавать, что твои ученики добиваются хороших результатов при вашей общей добросовестной работе, и что на изученное правило они сделают минимум ошибок в контрольном диктанте.

Запомнилось мне, как однажды утром, один мальчик спросил: «А сегодня Вы у нас будете вести урок? – Хорошо. Значит у нас сегодня опять будет какое-нибудь интересное задание». На мой встречный вопрос «А вам это нравится?» ребенок ответил утвердительно. Вспоминаю свои школьные годы, когда каждое упражнение мы воспринимали как страшнейшее наказание или даже издевательство. Не так уж и трудно посидеть вечер-другой и придумать что-нибудь занимательное, тем более, что сейчас много разных разработок, интернет технологий, современных книг.

Я поняла, что труд учителя не заканчивается на одном уроке. Работа учителя продолжается и дома, в постоянной подготовке к следующим занятиям, во время внеклассных мероприятий и, особенно, в подготовке к ним. Чувствуешь колоссальную ответственность за воспитание детей, за качество их образования, за их интересы и досуг. За полтора месяца я удивительно быстро привыкла к своим пятиклашкам, они, в свою очередь, ежедневно заряжали меня отличным настроением, удивляли и радовали.

Теперь я знаю, что с удовольствием после окончания института пойду работать в школу. На мое решение не повлияет ни маленькая зарплата, которую нам обещают, ни довольно распространенное мнение, что все современные дети невоспитанные и жестокие.

Конечно, может мы, молодое поколение, еще многого не знаем, часто поступаем не совсем по-взрослому, отдаемся своим эмоциям. Но у нас есть один, зато «жирный» плюс. Мы молоды, активны, находчивы, дети тянутся больше к нам, возможно, больше доверяют. Отсюда и раскованность, желание подражать молодому учителю, желание учиться вместе. Вообще гораздо приятнее работать с такими учениками, которые могут достойно выразить свое мнение, не боятся разговаривать, размышлять, спорить. Вот именно такие качества мы и будем прививать ученикам в школе.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?