Лиховидова Валентина Владимировна, 21.02.2013 0

Обобщение опыта работы

Тема: «Развитие общеучебных умений младших школьников через использование активных и интерактивных методов обучения».


Обсудить статью Опубликовать свой материал

В образовательном стандарте начального общего образования определено, что важнейшим приоритетом в образовании остаётся формирование общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности младших школьников. Овладение умениями самоорганизации учебной деятельности у младших школьников является обязательным минимумом. Высокий уровень освоения умений самоорганизации учебной деятельности в значительной мере определяет успешность обучения на последующих ступенях непрерывного образования. Общеучебные умения можно разделить на две группы: рабочие и мыслительные умения. Рабочие умения подразделяются на организационные, практические, психолого- характерологические. Мыслительные умения подразделяются на логические действия, интеллектуальные, поисковые и творческие. Я считаю, что основной задачей учителя с первых дней ребёнка в школе является научить его планировать условия, время, последовательность выполнения работы, составление и выполнение режима дня, поддержание порядка в рабочих материалах. Необходимо научить детей осмысленному чтению, работе по заданию, по образцу, по инструкции, по алгоритму, пользоваться простейшими приборами. Неотъемлемой частью в обучении детей является умение произвольного восприятия запоминания информации, организации волевых усилий, самоконтроля, самооценки. Для развития мыслительных умений необходимо научить детей анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению, выявлению сходства, различий, выявлению главного, существенного, классификации, обобщению, абстрагированию. Ребенок должен уметь планировать умственные действия, выявлять связи, закономерности, зависимости, уметь строить рассуждения из двух-трёх звеньев, пользоваться схемами, таблицами, делать выводы, соотносить данные, доказывать, обосновывать собственные суждения, действия, самостоятельно переносить знания и умения в новую ситуацию. Я считаю, что развить все эти умения у детей можно через использование активных и интерактивных методов обучения.
Каждое общество на определенном этапе развития предъявляет свои требования к школе. Но как бы ни менялось содержание обучения , важнейшей задачей школы и моей как учителя, остается вооружение учащихся опытом предшествующих поколений людей. По утверждению учёных, объем научных знаний удваивается через каждые 8-10 лет, а это означает, что как бы школа ни старалась поспевать за развитием науки, содержание образования, которым овладевают учащиеся, быстро стареет по многим параметрам. И в какой бы сфере деятельности после окончания школы человек ни работал, для него важно уметь самостоятельно и творчески мыслить, уметь пополнять свои знания. На мой взгляд, наиболее доступный путь решения этой задачи - самообразование, самостоятельное овладение опытом человечества в дополнение к тем званиям, которое молодое поколение усвоило в учебных заведениях под руководством обучавших его людей.

Я считаю ,что сегодня перед школой и перед учителем стоит непреходящая цель — повышение уровня интеллектуальной подготовки учащихся: развитие у них перспективных процессов памяти, способностей к абстрактному мышлению, предвосхищению результатов своей деятельности и т.д. В современном школьном обучении в будущем самообразовании роль навыков научной организации труда в выборе средств самообразования чрезвычайно возрастает и в определенной степени становится решающей в самореализации личности.

Сформировать у школьников и у всего взрослого населения потребность и способность к непрерывному образованию и самообразованию на протяжении всей жизни, сформировать умение учиться — эта задача в наши дни становится особо важной обязанностью школы и общества. На протяжении нескольких десятилетий эта проблема остается одной из наиболее актуальных в сфере образования.
Научить человека учиться - значит помочь ему в овладении различными компетентностями. Отсюда следует, что ключевым моментом в переходе к компетентностному подходу в образовании станет решение проблемы формирования у школьников общеучебных умений. А это означает переход от простой осведомлённости, частных умений и конкретных навыков, от информации как предмета запоминания - к школе мышления, действия и развития способностей.
Я считаю, что особая роль в формировании у школьников общеучебных умений отводится начальной школе. Ведь именно в младшем школьном возрасте закладывается фундамент, без которого не возможно в дальнейшем сформировать у учащихся умения самостоятельно приобретать знания и этому способствует применение активных и интерактивных методов обучения, которые я использую в своей педагогической деятельности.

Педагогические технологии, активизирующие и интенсифицирующие деятельность учащихся, базируются на принципе активности обучаемого в процессе обучения.
Интерес к активным методам вызван потребностью в изменениях дидактической системы, направленных на сокращение учебной нагрузки на учеников за счет мастерства педагога. Особое место новые, нетрадиционные методы обучения находят в преподавании естественнонаучных дисциплин. В обучении осуществляется переход от овладения фактами к овладению смыслом событий, обретению навыков применения знаний в жизни.

К активным методам относят такие, которые позволяют вовлечь учащихся в конкретную ситуацию, погрузить обучающихся в активное контролируемое общение, где они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми. Я считаю, что особое значение приобретают игровые формы обучения, в частности, дидактические игры. Дидактические игры предоставляют возможность развивать у учащихся произвольность таких процессов, как внимание и память. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности.
Игру как метод обучения использовали с древности. Понятие "игровые педагогические технологии” включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игровую форму занятий создаю на уроках при помощи игровых приемов, ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Учебные имитационные или деловые игры разворачивают проблемы в динамике, позволяют их участникам включится в реальные события.

Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры. Так на уроках русского языка, математики, риторики, природоведения, я использую игру «Фирма». В ходе игры выполняю роль консультанта фирмы. Ученики работают в группах-отделах. Научный отдел занимается выдвижением гипотез; проектный - построением алгоритма; художественный - представлением проблемы в виде схемы; информационный - сбором информации (подбором конкретных примеров по теме); независимые эксперты занимаются индивидуальной работой по разным направлениям. На первом этапе объявляю правила игры, дети должны подойти к теме и целям урока. На втором этапе ученики работают в группах-отделах, затем идёт обмен информацией и в заключении проходит защита проектов, систематизация, оценка и отбор лучших проектов. В ходе игры ученики охотно преодолевают трудности, развивают умение анализировать свою деятельность, оценивать свои поступки и возможности, делают
выводы.

Современный педагог должен уметь конструировать не только урок, но и особую педагогическую среду, в которой возможна реализация активных методов обучения. Особое внимание уделяю интерактивным методам - методам обучения, осуществляемым через общение. В интерактивном обучении делается опора на личный опыт, самостоятельность в принятии решений, смену деятельности и самостоятельный поиск ошибок и ответов, возможность реализовать собственный опыт.
Интерактивное обучение-это специальная форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.
Интерактивные методы позволяют оценить общение как язык образования, научить слушать, передавать и структурировать информацию. Моделирование различных процессов дает возможность создать среду, в которой участники учатся понимать друг друга даже при разных уровнях подготовки. Такой игровой прием, как игра "Роботы” показывает сложность процесса управления ученическим коллективом. Игра "Конструктор”, или, как иногда ее называют - "Лего”, формирует умения и навыки передачи информации. Большое значение имеют упражнения, направленные на установление обратной связи, выработку умений корректировать свои действия при поступлении как положительной, так и отрицательной обратной связи.
Интерактивные методы помогают в принятии решений, моделировании педагогических ситуаций и в нахождении ответов, выходящих за общепринятые рамки поиска решений.

Главная цель педагога, какой бы предмет он не преподавал – это формирование и развитие свободной, талантливой личности, обогащенной научными знаниями о природе, человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.

По моему мнению, для того, чтобы достичь этой цели, необходимо применять личностно-ориентированный подход в обучении.
Личностно-ориентированное обучение предусматривает, по сути дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития школьника, с учетом уровня его подготовки по данному предмету, его способностей и задатков.
Вопросу разноуровневого подхода в обучении я посвятила много лет своей педагогической деятельности. Дети приходят в школу с разным уровнем подготовленности. Поэтому уже с первого класса процесс обучения я строю на разном уровне, подходя к каждому ребёнку индивидуально.

Условно класс делю на три группы. Первая группа – «низкий» уровень, вторая- «средний» и третья- «высокий». Как правило, вначале обучения в первую группу входят нечитающие дети, но по мере обучения дети из одной группы могут перейти в другую. Обучающимся предоставляется возможность выбора заданий различного уровня сложности. Новый материал изучается так же на разном уровне. Усвоившие материал на высоком уровне сложности выполняют задания творческого характера. А те, кому не под силу сложные вопросы, могут ограничиться более лёгкими.
В своей работе я иду за детьми, учитывая принципы природосообразности и открытости – детским способностям , интересам, законам развития.

Часто вспоминаю слова В. А. Сухомлинского, ставшие для меня главным принципом: «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат». И вновь анализирую работу, ищу новые подходы к вершинам знаний и успеха, резерв которого вижу в организации процесса обучения на деятельностной основе.

Чтобы не сдерживать темпы развития, я индивидуализирую учебный процесс. Каждый работает в своём темпе, в соответствии со своими способностями. Этому способствует УМК «Школа- 2100», по которому я работаю восьмой год. На уроках чтения первой помощницей в реализации моей проблемы стала «Моя любимая Азбука». Слева – страница для нечитающих, справа - для читающих. Уроки были очень интересными, все с удовольствием слушали друг друга. Скоро я обнаружила у своих учеников повышенный интерес к чтению. После чтения некоторых произведений я задавала на дом подготовить инсценировку. Дети с удовольствием выполняли это задание, самостоятельно распределяли роли, делали костюмы или маски. Когда в третьем классе на уроках мы обращались к отрывкам из произведений, не имея возможности изучать их полностью, то находились желающие прочитать эту книгу целиком.
В зависимости от способностей учеников каждому даю индивидуальное творческое задание. Красноречивому и артистичному предлагаю сочинить загадку. Тем детям, кому трудно сочинить загадку, даю задание подобрать её из любой книги. Усидчивых прошу составить кроссворд. Детям «послабее», даю уже готовые кроссворды. Тем, кто умеет хорошо рисовать, предлагаю выполнить рисунки к прочитанным произведениям. Такой подход позволил мне воспитать в детях любовь к чтению, повысить технику чтения.

Так за последние три года наблюдается положительная динамика техники чтения обучающихся. Подтверждением являются результаты проверки техники чтения.
год
1 полугодие 2 полугодие
К. О. У. О. К. О. У. О.
2008-2009
2009-2010
2010-2011 75%
77%
81% 100%
100%
100% 85%
88%
88,5% 100%
100%
100%



Развитие творческих способностей продолжается на уроках русского языка. Дети самостоятельно выбирают вид заданий. При работе над сочинением и изложением используют карточки- помощницы различного уровня. Один ученик берёт готовый план написания изложения или сочинения, другой - ключевые слова, третьему помогаю наводящими вопросами. Сочинения моих учеников получаются содержательными, а изложения - полными.
На уроках математики использую различные способы дифференциации: по уровню творчества, трудности, объёму. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной. Детям с низким уровнем обучаемости предлагаю репродуктивные задания, а обучающимся со средним и высоким уровнем обученности - творческие задания. Иногда предлагаю продуктивные задания всем обучаемым. Но при этом детям с низким уровнем обученности даю задания с элементами творчества, в которых нужно применить знания в изменённой ситуации, а остальным - творческие задания на применение знаний в новой ситуации.

Приведу примеры дифференцированных работ с использованием типов продуктивных заданий на уроках математики.
Пример1. Даны выражения:
81-29+27 400+200+300-100
72:9-3 400+200+30-100
8:6* 7:8 27:3-2:6*9
84-9*8 54+6*3-72:8
Задание для первой группы. Вспомните правила о порядке выполнения действий в выражениях и выполните вычисления.
Задание для второй группы. Разбейте выражения на три группы. Найдите значение выражений.
Задание для третьей группы. Выполните задание для второй группы. Подумайте , по какому признаку можно разбить выражения на две группы.
Дифференцирую задания по объёму учебного материала:
Пример1. Основное задание: «Найди значения выражений»
Дополнительное задание: «Найди сумму ответов в каждом столбике».
Организую дифференцированную работу по степени самостоятельности учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают самостоятельно, а другие под руководством учителя.

Большое внимание уделяю дифференцированному обучению решению математических задач. Для того, чтобы организовать разноуровневую работу над задачей в одно и то же время, отведённое для этого на уроке, я использую индивидуальные карточки – задания, которые готовлю заранее в трех вариантах (для трёх уровней). Карточки содержат системы заданий, связанные с анализом и решением одной и той же задачи, но на разных уровнях. Тот факт, что учащиеся решают одну и ту же задачу, создаёт благоприятные условия для обсуждения задачи сразу же после её решения.
В ходе обсуждения результатов работы каждый имеет возможность увидеть деятельность более высокого уровня, чем тот, на котором он работал.
Работа над текстовой задачей с помощью карточек- заданий удобна в организации, повышает самостоятельность учащихся и позволяет формировать у них умения решать текстовые математические задачи на доступном уровне сложности – это совершенствует обучение решению задач.

Опыт показал, что не все учащиеся могут выбирать задания, соответствующие уровню их математической подготовки. Достижение более высокого уровня математической подготовки, необходимой для выполнения более сложного задания, становится целью каждого ученика.

Проводя эту работу, я всё больше убеждаюсь в том, что она имеет важное воспитательное значение, поддерживает на должном уровне интерес к учению, формирует чувство ответственности. Такой подход дал возможность повысить качество обученности по математике.
2008-2009г 2009-2010г 2010-2011г
к.о. у.о. к.о у.о. к.о. у.о.
66% 100% 67% 100% 68% 100%

За последние три года наблюдается рост качества обученности с 66% до 68% при уровне обученности 100%.
Прослеживается положительная динамика качества и уровня обученности срезовых работ по математике. Так за 2009-2010 год качество обученности с 56% возрастает до 76%, уровень обученности с 87% возрастает до 96% .

За 2008-2009 год качество обученности с 70% возрастает до 78% при уровне обученности 100%.

Разноуровневый подход осуществляю и на уроках природоведения. В учебнике А.А. Вахрушева предусмотрено много заданий повышенной сложности, которые выполняют «сильные» ученики.
Справившись с заданием, они с удовольствием помогают всему классу. Для этого я объединяю детей в пары или группы. В процессе работы контролируем работу отдельных учеников, выслушиваю различные версии, при затруднениях ставлю наводящие вопросы для правильного решения проблемы. Пытаюсь разбудить детскую мысль, заставить детей думать, анализировать, сравнивать. Для этого использую в своей работе такие приёмы и методы, как эвристическая беседа, познавательные задачи, опорные конспекты, занимательный материал, проблемные вопросы.
Даю детям индивидуальное домашнее задание. Ребята с удовольствием готовят к урокам дополнительный материал из энциклопедий, составляют вопросы, кроссворды, выполняют творческие исследовательские работы.
Это дало возможность повысить качество обученности за 2009-2010год с 75% до 81%, при уровне обученности 100%.

Дифференциация обучения не возможна без умения работать самостоятельно. Поэтому в своей практике я использую элементы модульного обучения на уроках чтения. Урок чтения ориентирован на решение таких задач, как формирование (совершенствование) навыков осознанного, беглого, правильного, выразительного чтения, эмоционально-нравственное и творческое развитие. Моя роль, как учителя состоит в том, чтобы целенаправленно формировать у детей самостоятельную деятельность. Для этого применяю разработанный алгоритм проведения уроков чтения, который включает в себя новые технологии обучения: модульное, КСО, разноуровневое и технологию обучения навыкам оптимального чтения.
По данному алгоритму работа ведётся индивидуально: одни ученики могут продвинуться значительно вперёд, другие, наоборот, могут остановиться на одном из этапов урока. Организую работу в группах с опорой на зону ближайшего развития по трём уровням: низкий, средний, высокий. Зона ближайшего развития определяется после каждого модуля. Группы в течение урока могут меняться по составу. Алгоритм урока чтения имеется у каждого обучаемого.

Развиваю умение пользоваться алгоритмическими предписаниями постепенно останавливаясь на каждом модуле. После того как дети приобретут умение пользоваться алгоритмическими предписаниями, перехожу к самостоятельной работе на одном уровне. Когда навыки будут устойчивыми, перехожу на организацию самостоятельной деятельности на разных уровнях. Работу по предписаниям модуля веду в соответствии с поставленными целями урока. У обучающихся повышается интерес к предмету и чтению вообще.

Начиная с первого класса, стараюсь сформировать у детей навыки самостоятельной учебной деятельности путём организации самостоятельной работы с привлечением детей к самоконтролю, взаимоконтролю. Дети любят работать самостоятельно и контролировать своих товарищей. В процессе проведения самостоятельной работы, обучающиеся отрабатывают умение читать, пользоваться таблицами, словарями, выполнять практические работы, излагать вслух подготовленный материал. Так, например, для формирования у детей навыка самоконтроля применяю карточки, которые содержат вопросы, ответы и информацию. На карточках-вопросах помещаю задания, взятые из дополнительных источников. На карточках-ответах записываю образцы решения данных заданий. На информационных карточках включаю материал, необходимый для ответа на вопрос, помещённый в первой карточке. Ученик берёт карточку-вопрос, отвечает на него в своей тетради, изучив предварительно материал в информационной карточке, а затем проверяет свой ответ по карточке - ответу.
Широко использую тестовые задания с элементами самоконтроля. С первого класса я применяю на уроках математики так называемую «мозаику», которая состоит из двух одинаковых по размеру карточек. На одной карточке пишу примеры, а на другой в соответствующих местах ответы. На обратной стороне карточки с ответами наклеиваю рисунок и разрезаю карточку. Решая примеры, ученик кладёт его на место примера и переворачивает. Если примеры решены, верно, то получается рисунок. Дети очень любят эту работу.

В дальнейшем работа усложняется. Подбираю задания тестового характера с выбором правильного ответа. В результате может получиться слово или пословица, используемая на уроке. На уроках природоведения таким образом можно проверить домашнее задание, на уроках чтения - провести литературную викторину.
Задачей номер один для каждого учителя является создание условий для развития у обучающихся способностей и умений к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности. На первый план выходит формирование у будущего выпускника школы набора ключевых компетенций в интеллектуальной, коммуникативной, информационной и прочих сферах.

Одной из приоритетных технологий для решения этих задач является проблемно-диалогическая, которую я использую в своей педагогической деятельности.
Проблемное обучение – это система развития учащихся в процессе обучения, в основу которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечение школьников к активному участию в их разрешении. Под учебной проблемой понимают задачу (вопрос, задание), решение которой нельзя получить по «готовому образцу», на основе уже известных учащимся способов; здесь от них требуется проявление самостоятельности в самом подходе к решению. Эта система охватывает все основные виды учебной деятельности учащихся и определяет оптимальные условия организации их труда в каждом из этих видов деятельности.

Проблемное обучение я использую в различных видах учебной работы по предмету: при изложении нового материала, при выполнении учащимися самостоятельных экспериментальных работ, решении задач, выполнении домашних заданий.
В своей практике применяю различные приёмы создания проблемных ситуаций.
1. Подвожу школьников к противоречию и предлагаю им найти способ его разрешения.
2. Сталкиваю противоречия практической деятельности человека.
3. Излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос. Таким образом стимулируется выявление противоречия.
4. Предлагаю рассмотреть одну проблему с точки зрения различных специалистов – экономистов, производителя, потребителя.
5. Побуждаю учащихся проводить сравнения, обобщения, делать выводы, сопоставлять факты, т.е. провожу их через различные уровни восприятия учебной проблемы.
6. Стимулирую развитие умений обобщать, рассуждать, конкретизировать и обосновывать свое мнение.
Нередко одну и ту же проблему ставлю различными способами. Можно выделить следующие способы создания проблемных ситуаций:
1.Ситуация неожиданности. Создается при ознакомлении учащихся с явлениями, выводами, фактами, вызывающими удивление, кажущимися парадоксальными, поражающими своей необычностью.
2. Ситуация конфликта. Используется в основном при изучении теорий и фундаментальных опытов.
3. Ситуация предположения. Состоит в создании условий, которые помогут учащимся высказать свои предположения, подойти к выявлению определенных зависимостей.
4. Ситуация опровержения. Создается в тех случаях, когда учащимся предлагается доказать несостоятельность какой-либо идеи, проекта.
5. Ситуация несоответствия. Возникает, когда жизненный опыт, понятия и представления, стихийно сложившиеся у учащихся, вступают в противоречие с научными данными.
6. Ситуация неопределенности. Создается, когда предлагаемое проблемное задание содержит недостаточно данных для получения однозначного решения.
Приведу примеры создания проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.
Так на уроке природоведения в 3 классе при изучении темы «Тела и вещества создаю проблемную ситуацию:
- Вода, лёд, водяной пар - это разные состояния одного и того же вещества - воды.
- Почему же твёрдые тела, жидкости и газы так непохожи?

На уроке истории в 4 классе при изучении темы «Мир людей - мир личностей» ставлю проблему: «В чём разница выражений «лицо человека» и «личность человека»? Можно ли сказать, что мир личностей - это мир людей с разными лицами?»
На уроке русского языка во время знакомства с темой «Что такое склонение» возникает проблема: «Почему в одном и том же падеже окончания разные?»
Педагогическая эффективность проблемного подхода зависит не только от удачного подбора проблемы и способа создания проблемной ситуации, но и от того, как организуется учителем процесс решения проблемы, какова степень участия в этом школьников.

В начале урока вместе с обучающимися создаём проблемную ситуацию , исходя из этого дети сами формулируют учебную проблему, то есть тему урока , составляют план действий для решения учебной проблемы. Выполняя план, обучающиеся с помощью учителя открывают новое знание, делают вывод в виде словесного тезиса, схемы, таблицы, художественного образа и т. д.

Даю детям проблемно-поисковые задания, направленные на развитие мышления, поисковой деятельности, как основного содержания обучения. Знания, добытые детьми самостоятельно, прочно закрепляются в их сознании. Так, например, на уроках математике в 3 классе по теме: «Умножение на двузначное число» даю детям новый пример, который отличается от тех, которые решали раньше, и предлагаю построить алгоритм умножения на двузначное число. На уроке русского языка по теме: «Части речи в русском языке» ставлю проблему – классифицировать слова, найти условие, по которому можно разбить слова на группы. На уроке природоведения по теме: «Обитатели экосистемы леса» задаю проблемный вопрос – «Могут ли деревья жить без других обитателей леса?»

В процессе работы дети совместно с учителем решают проблему.
Большое внимание уделяю индивидуальной работе с отдельными учениками. Эта работа направлена не только на устранение пробелов в знаниях учащихся , но и на подготовку к рассмотрению нового материала на предстоящем уроке. Такую работу провожу на каждом уроке . На этапе закрепления подбираю индивидуальное задание с таким расчётом, чтобы оно было посильно каждому , учитывало бы особенности подготовки. Веду тщательный контроль за каждой работой отдельных учащихся и систематическую работу над ошибками . Если возникает необходимость, провожу консультации. Таким образом повышается качество знаний учащихся, а главное – уровень их познавательной деятельности.

Наблюдается положительная динамика качества и уровня обученности по русскому языку при проведении срезовых работ за 2009-2010год

Качество обученности с 76% возрастает до 83%, при уровне обученности 100%.
Проектная деятельность.
Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости метода проектов. Проектное обучение позволяет реализовать творческие возможности личности, развивает умения логического мышления и формирует основы корпоративной деятельности.

Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. В ней содержится огромный развивающий потенциал , что особенно важно в условиях современной школы, нацеленной на развивающее обучение и формирование творческой личности. Поэтому метод проектов я часто применяю в образовательной области «Технология».

Проект на уроках технологии – это всегда решение конструкторской задачи. Предлагаю детям такие темы , как «Сувенир в подарок», «Открытка для мамы», «Дорожная игольница». Иногда формулирую задания в виде перечня требований к изделию. Так, например, на уроке по теме: «Работа с бумагой» объявляю детям перечень требований к изделию:
Сконструируйте записную книжку из бумаги и картона.
1.Размер книжки должен быть 80*120 мм
2.К.оличество страниц – не менее20.
3. Книжный блок должен быть съёмным.
4. К книжке должен прилагаться запасной блок листов.
На уроке начинается подготовительный этап, когда обучаемые анализируют изделие, выдвигают собственные конструкторские и художественные идеи. Работа над проектом продолжается дома. Родители могут оказывать небольшую помощь. Когда работа полностью завершена, проекты проходят процедуру защиты, оцениваются и обязательно находят своё применение. Свои работы дети дарят в детский сад, родителям, друзьям.

Темы детских проектных работ выбираю из содержания учебных предметов или близких к ним областей. Работая над проектом, обучаемые составляют сценарии, пишут рефераты, собирают коллекции. Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые изготовили и почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям.

Мои ученики принимают активное участие в творческих конкурсах и занимают призовые места.

Информатизация учебного процесса.
Школа обязана готовить детей к жизни в современном обществе. Поэтому в свою практику я внедряю информационные технологии, в частности компьютерные, использую ресурсы сети Интернет, повышающие общий уровень учебного процесса, усиливающие познавательную активность учащихся. Ученик должен преодолевать психологический барьер боязни компьютера. Для решения этой проблемы перед семьёй и школой возникает необходимость раннего знакомства с компьютером, причём не на уровне экскурсий и игр, а в виде регулярных занятий. Учитывая это, провожу уроки с информационной поддержкой. Так на уроках русского языка по различным темам провожу словарно-орфографическую работу на компьютере, используя диск «Фраза», интерактивную доску. Подтверждением тому являются открытые уроки, проводимые для учителей школы.

Работая по программе «Школа-2100», использую электронное приложение к учебнику «Русский язык» авторов Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной, электронную программу «Русский язык для начальной школы», приобретённой нашей школой. Применение компьютерных технологий дало возможность повысить качество обученности по русскому языку за 2009-2010 год с 62% до 68% при уровне обученности 100%.

На уроках математики применяю диск «Математика в школе», электронную программу «Математика для начальной школы», на уроках природоведения - энциклопедию «Кирилл и Мефодий».
Большим подспорьем для добывания знаний является выход на уроках в Интернет. Дети находят необходимый дополнительный материал для уроков.
Всё это способствует повышению качества образования и росту уровня обученности.
Деятельностный метод
Современные требования к уроку заставили меня перейти к организации обучения на деятельностной основе, то есть к включению обучающихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Технология деятельностного метода включает в себя следующую последовательность деятельностных шагов:
1. Самоопределение к деятельности (орг. момент).
На данном этапе организую положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: 1) создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность ("хочу”); 2) выделение содержательной области ("могу”).

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. Данный этап предполагает, во-первых, подготовку мышления детей к проектировочной деятельности: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.

З. Постановка учебной задачи. На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Организую коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.

4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие детьми нового знания). На данном этапе предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез.
Я организую коллективную деятельность детей в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.). После построения и обоснования нового способа действий новый способ действий фиксируется в речи и знаково в соответствии с формулировками и обозначениями, принятыми в культуре. В завершение устанавливается, что учебная задача разрешена.

5. Первичное закрепление во внешней речи.
Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают ее.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.
 
7. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках.

8.Рефлексия деятельности.
На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В завершении фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Делилась опытом работы по применению деятельностного подхода в обучении, работы в парах, группах на открытых уроках для учителей школы. Учителя школы, района дали высокую оценку урокам.
 
Внеурочная деятельность по предметам.
Реализуя программу «Одаренные дети», являясь руководителем методического объединения учителей начальных классов, провожу школьные олимпиады для обучаемых начальных классов. В 2011 году обучаемые моего класса принимали участие в малой районной олимпиаде.

Результаты участия обучаемых в малой районной олимпиаде.

№ Год Название предмета Участники Место
1
2
3
2011
2011
2011
Математика
Литературное чтение
Литературное чтение Улевский С
Улевский С
Пушкарная А. призёр
призёр
призёр

Обучаемые моего класса принимают участие во всероссийских конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру». Ученица 3 класса Редькина Анна принимала участие в международной математической олимпиаде и стала лауреатом конкурса в 2010 году.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?