Дишина Айгуль Тофиковна, 02.04.2013 0

Учитель — это... А педагог — ...?

Размышления педагога о своей профессии. В статье также приводятся результаты анкетирования школьников на тему: "Идеальный учитель".


Обсудить статью Опубликовать свой материал

С каждым годом все больше убеждаюсь, до чего это непросто — учить детей. Тебе верят, на тебя надеются, за тобой идут. А ты должен соответствовать требованиям времени, решать самые сложные задачи. Ведь именно от тебя во многом зависит, какими войдут в жизнь ребята, с которыми ты изучаешь тему за темой, которых ведешь за собой из класса в класс.

Задаю себе вопрос: «Кто же такой учитель?»

Для начала я хочу зачитать вам определение из словаря С.И. Ожегова «Учитель – это лицо, которое обучает чему-нибудь, преподаватель».

Думаю, учителем может быть не всякий человек. И дело даже не в специальном образовании, а в том, что он должен иметь хотя бы минимальные педагогические способности.

С одной стороны, учитель – мученик своей профессии: он не может позволить себе передышку, пока не выгорит. Его эффективной творческой работе мешают и жесткие директивы министерства, и рутинная, отбирающая очень много времени отчетность, и нищенская зарплата, и перегрузки.

Но, с другой стороны… «Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело, а у нас – это чернорабочий, который идет учить ребят … с такой же охотой, с какой пошел бы в ссылку».

Не так давно мы в школе проводили анкетирование. С результатами отдельных вопросов я бы хотела вас ознакомить. Первый вопрос, который был задан нашим ученикам это: "Твои любимые учителя, почему? Ответом на этот вопрос послужат ваши проценты, которые вы подвели по каждому учителю". И для ясности я решила по каждому классу определить тройку лидеров самых любимых учителей, кроме начальных классов, так как всем известно, что 100% получили сами классные руководители младшего звена.

Итак, начнем.

5а класс – 100% - Сафиуллина Р.С., 78%- Бурцева А.З., 64%- Хафизова З.М.
5б класс – 100% - Мухлисова Ф.Ф., 89% - Губайдуллина М.А., 82% - Зарипова Г.А.
5в класс – 85% - Фарукшина Л.Р., 80% - Харисова Э.И., 38% - Учаева Р.И.
6а класс – по 56% у Алтынбаевой С.С. и у Хакимовой Э.И., 33% Хадиуллина Г.М.
6б класс – 63% - Фарукшина Л.Р., 58% - Байков А.В., 50% - Садыкова О.А.
6в класс – по 27% набирают сразу три учителя – Замалетдинова Х.С., Хакимова Э.И., Мухаммадиева М.Д.
6г класс – 80% - Ханнанова А.А., 52% - Калимуллина Г.М., 33% - Хазеев Р.З.
7а класс – 62% - Галиева Р.Ф., 56% - Зарипова Г.А., 47% - Алтынбаева С.С.
7б класс – по 44% набирают Фарукшина Л.Р. и Гумерова Д.А., 40% - Хакимова Э.И.
7в класс – по 63% набирают Исламова Ф.З. и Гараева Р.И., 43% - Хакимова Э.И.
7г класс – 38% - Харисова Э.И., 31% - Гайсина Л.М.
8а класс – 66% - Хакимова Э.И., 46% - Гайсина Л.М., и по 37% набирают Сабирова Г.М. и Губайдуллина М.А.
8б класс -83% - Хадиуллина Г.М., 79% - Хакимова Э.И., 45% - Байков А.В.
8в класс – 96% - Исламова Ф.З., 48% - Сабирова Г.М., 43% - Байков А.В.
9а класс – 71% - Бурцева А.З., 50% - Мустафина Г.М.
9б класс – 85% - Бурцева А.З., 47% - Зарипова Ф.Р.,40% - Зарипова Г.А.
9в класс – 71% - Ханнанова А.А., 47% - Ташматова С.Р., 41% - Губайдуллина М.А.
10а класс – 43% - Кашапова А.Р., 39% - Нигматуллина Н.Х., и по 30% у Исламовой Ф.З. и у Гумеровой Е.А.
10б класс – 30% - Зарипова Г.А., и по 25% у Исламовой Ф.З. и у Гумеровой Е.А.
10в класс – 64% - Гумерова Е.А., 55% - Зигангирова И.Р., 45% - Сабуров М.С.
11а класс – 66% - Ханнанова А.А., 63% - Нигматуллина Н.Х., 57% - Мухлисова Ф.Ф.
11б класс – 86% - Бурцева А.А., 71% - Губайдуллина М.А., 29% - Гумерова Е.А.

Обратите внимание, уважаемые учителя, что лидерами нашего так называемого «хит-парада» стали, в основном, учителя самых нужных и главных предметов: математики, русского языка, татарского языка, истории и обществознания, или это сами классные руководители. Именно с этими учителями чаще всего встречаются дети в школе. Труд, ИЗО, музыка в основном в младших классах и по учебному плану они всего лишь один раз в неделю.

Это анкетирование проводилось с целью выявления психологического климата в классном коллективе, взаимоотношений детей и учителей. И поэтому, я не могу оставить без внимания ответы наших учеников на вопрос: «Почему тебе не нравятся уроки?»

Ответы были такие:
потому что на уроке очень скучно, не интересно, однообразно;
учитель слишком самодовольный, странно ведет себя, требует невозможного, кричит, плохо объясняет материал, заходит в кабинет не вовремя, занижает оценки, не спрашивает.

Это были лишь выдержки из анкет.

Во время подготовки к этому докладу мне на глаза попалась статья выпускницы одной московской школы:

«Когда я была школьницей, меня всегда возмущало, как можно «распинаться» перед учениками, которые крутятся, вертятся, срывают урок! Надо «построить» их, «выйдя из себя», и опять продолжать урок ровным, тихим голосом, как ни в чем не бывало. Сейчас я понимаю, что это учительское мастерство, а тогда…

Помню, меня мучил вопрос: почему в 5 классе я обожала историю, зачитывалась дополнительной литературой, а к восьмому классу возненавидела ее? И очень скоро сама ответила на него: «Разные учителя – вот в чем секрет!»

В 5 классе историю вела пожилая женщина. Когда в первый раз я пришла на урок, мне не понравилась новая учительница: старая (как мне тогда казалось), серенькая, с отталкивающей внешностью. Она очень долга запугивала нас своими требованиями… Но когда перешла к рассказу о жизни древнего человека, урок пролетел за одно мгновение, и следующий урок, и последующий. Я помню как мы мчались в библиотеку, читали все, что она нам рекомендовала, стремились на занятия, чтобы опять услышать историю-сказку и рассказать, что вычитали сами.

Но в скором времени она ушла на пенсию. Историю нам рассказывала уже другая учительница – не так, как она, не так интересно, не так захватывающе. И урок становился все длиннее и длиннее.

К десятому классу я сделала вывод: интересен учитель – интересен и его предмет.
Не тот учитель, кто получает образование педагога, а тот, у кого есть внутренняя уверенность, что он должен быть учителем и не может быть никем иным.»

Каким же должен быть уважаемый, любимый детьми учитель, чтобы выдержать строгий суд современных учеников? За какие качества наши ученики любят своих учителей? И ответом на эти вопросы опять послужат результаты анкетирования. В младших классах и в среднем звене учитель должен быть:

  • сильным, мужественным, добрым, красивым, приветливым, смешным, умным, строгим, справедливым;
  • чтобы давал возможность исправить оценки;
  • чтобы объяснял хорошо и понятно;
  • чтобы разрешал приносить доп. материалы;
  • чтобы понимал наши проблемы, мог помочь в трудную минуту;
  • чтобы не ругал и не кричал, задавал интересные задания, чаще проводил открытые уроки;
  • чтобы умел пошутить, делал поблажки и просто радовал сердца!

А что же пишут ученики старших классов?

  • учитель должен быть, несомненно, эрудированным и образованным человеком, знающим свой предмет не только в объеме школьной программы;
  • прекрасным профессионалом дела. Когда надо, он артист, художник, потребуется писатель, режиссер, сценарист;
  • безусловно, другом воспитанника, потому что знает, как помочь ученику в становлении его культуры;
  • учеником, который настойчиво ищет новую информацию, умело управляет ее потоком, профессионально ее использует.

Как вы видите, прозвучал огромный список качеств идеального учителя. Но разве бывают идеальные люди? Учителя, так же, как и все, люди неоднозначные, имеющие свои сильные и слабые стороны, таланты, недостатки, достоинства.

Но, на мой взгляд, одним из наиболее важных качеств, которые необходимы учителю, является искренность. Хороший учитель всегда готов признать свои ошибки, понимая, как трудно бывает школьникам понять тот или иной материал. Каждый из нас иногда бывает излишне раздражительным и в результате может допустить несправедливость в отношении ребенка. Нужно верить воспитанникам, понимать, что происходит в их душах, смотреть на мир их глазами, быть на их стороне, и сама природа вновь подскажет, как вести себя в той или иной ситуации, как помочь детям, как наполнить добротой каждое мгновение.

Наши дети, наши ученики обращают внимание на такие качества, которые присущи педагогу. А кто же такой педагог? И опять я обращаюсь к словарю С.И. Ожегова «Педагог – лицо, занимающееся преподавательской и воспитательной работой». То есть учитель, свободно владеющий личносто-ориентированными педагогическими технологиям, любящий детей, умеющий дружить с детьми, принимающий близко к сердцу детские радости и горести, знающий душу ребенка, никогда не забывающий, что сам был ребенком, такой учитель и есть педагог.

Бороться и искать, найти и не сдаваться –
Этот девиз у меня один.
Я люблю петь, трудиться, улыбаться,
К чертям покой, да здравствует жизнь!

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?