Мигрина Инна Алексеевна, 15.04.2013 0

Эссе: "Почему именно я лучший педагог-психолог"

Описание опыта психолога, работающего в детском саду. Подробно рассматривается тема "Работа с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, с использованием различных психотехник"; приводится Авторская программа родительского клуба "Счастливая семья".


Обсудить статью Опубликовать свой материал
Мигрина И. А.,
педагог-психолог
МБДОУ №11

Моя основная функция, как психолога в детском саду: сопровождение психического развития детей, отслеживание детей с проблемами в развитии и своевременная ранняя помощь детям и родителям.

Основные направления моей работы:

1. Психопрофилактика
2. Психодиагностика
3. Консультирование
4. Коррекционно-развивающая работа
5. Просветительская работа
6. Методическая работа

Практика показывает, что непонимание родителями роли психолога в детском саду приводит к избеганию и отказу от встреч с ним. Хочется сразу разъяснить ситуацию: психолог и психиатр (с которым часто нас сравнивают) имеют существенные различия в роде деятельности.

Психиатр — врач, занимающийся отклонениям и нарушениями в психической сфере человека. Он может поставить диагноз, назначить, при необходимости, медикоментозное лечение, дать направление в специализированный сад.

Я, как педагог-психолог, занимаюсь с детьми, не имеющими отклонений в психической сфере. Я не ставлю диагноз, а могу сделать условно-вариативный прогноз на будущее. При необходимости могу предложить пройти консультацию у других специалистов: психиатра, невролога, логопеда.

Основным методом моей работы является наблюдение за развитием ребенка на всех возрастных этапах, отслеживание динамики развития познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер ребенка. При необходимости, провожу индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми, имеющими развивающую направленность. Все занятия проходят в игровом ключе, часто в работе используются сказки, подвижные игры, психогимнастические этюды, элементы арт-терапии(творческая деятельность). Дети обычно с большой охотой посещают такие занятия.

К сожалению, решить психологические проблемы детей только в условиях детского сада, на занятиях с психологом, является недостаточным.

Без взаимодействия с родителями ребенка такая работа будет носить поверхностный характер, и та положительная динамика, которая появится в развитии ребенка, очень скоро сойдет на нет. Поэтому, в первую очередь, желание родителей взаимодействовать с психологом, помочь ребенку преодолеть проблемные моменты, является важнейшим фактором на пути перемен к лучшему.

Как известно, лучше не дожидаться проблемы, а сделать все, чтобы ее избежать. Поэтому взаимодействие с психологом лучше начинать с самого раннего возраста.
Начиная с ясельного возраста, каждый ребенок попадает под пристальное мое внимание, я сопровождаю процесс адаптации ребенка к детскому саду. Находясь в группе, выделяю детей со сложной адаптацией, наблюдаю за особенностями его нервно-психического развития, всячески поддерживаю его, провожу развивающие и психопрофилактические занятия с группой детей, обычно в виде подвижных игр, пальчиковой гимнастики, логоритмической гимнастики.

Родителям, оформляющим ребенка в детский сад, я рекомендую пройти индивидуальную консультацию, чтобы получить максимально полную информацию об особенностях ребенка, познакомить родителей с особенностями распорядка в детском саду.

Беседа, наблюдение, анкетирование – методы, которые помогают мне на консультации лучше понять и спрогнозировать варианты развития ребенка, подобрать оптимальные условия для раскрытия его интеллектуальных и личностных особенностей. Родителям будет полезно научиться смотреть со стороны на своего ребенка и подобрать оптимальную стратегию его воспитания, опирающуюся на безусловную любовь и доверие. «Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперед»,- сказал Эмиль Золя. Эти слова французского писателя, мне кажется, характеризуют меня как психолога современности.

Для меня профессии прекрасней нет на свете.
Свет знаний, улыбок, тепло я несу детям.
Не за деньги, славу или званья —
А просто за то, что быть психологом — мое высокое призванье...

Методический раздел

Тема: «Работа с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, с использованием различных психотехник»

1) В связи с тем, что все чаще встречаются дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, необходимо, чтобы адаптация такого ребенка в коллективе была комплексной. Для этого разработан перспективный план работы с детьми, имеющими СДВ и гиперактивность, а также конспекты занятий, которые проводятся два раза в неделю по 30 минут.

2) Чтобы работа давала результат, необходима совместная работа с педагогами, которые, работая в тесном контакте с ребенком, могут научить его эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми. Для этого проводятся консультации, семинары, тренинги для воспитателей по данной теме.

- консультация: «Практические рекомендации воспитателям гиперактивного ребенка »;
- практикум: «Использование двигательно-оздоровительных моментов для снятия психоэмоционального напряжения».
- консультация: «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)»;
- рекомендации: «Правила общения с гиперактивным ребенком»;
- практикум: «Психогимнастика; йога в игре»;
- практикум: «Способы выхода из конфликтной ситуации и стрессового состояния при работе с гиперактивными детьми».

3) Родители гиперактивных детей часто используют трудности в их воспитании. Для получения нужной информации оформляется стендовая информация; консультации в папках-передвижках. Конечно, для того чтобы заинтересовать родителей, привлечь их внимание, материал подбирается доступный, немногословный. Организованы встречи с родителями «Школа для родителей»: работа предусматривает одну встречу в два месяца, которые проходят в разных формах – это консультации, вечера вопросов и ответов, совместные досуги детей и родителей, тренинги. Эти формы важны, эффективны и интересны.

4) Опыт работы пропагандируется среди воспитателей, проводятся открытые занятия для родителей, воспитателей.

Инструментарий, используемый в работе:

1. Метод А. Остроуховой "адаптация ребенка к условиям ДОУ";

2. Психические процессы и речь: подборка диагностических методик и тестов различных авторов по изучению особенностей мышления («Воспроизведи рисунки», «Исключение понятий»), внимания («Найди и вычеркни», «Запомни и расставь точки»), восприятия («Узнай, кто это», «Какие предметы спрятаны в рисунках»), памяти («Запомни цифры», «Запомни фразы»), воображения («Придумай игру», «Нарисуй что-нибудь») и речи («Определение активного словарного запаса», «Расскажи по картинке») дошкольников и младших школьников –авторы С.В. Забрамная, О.В. Боровик.

3. Развитие мелкой моторики: методика М. Г. Князевой и В. Ю. Вильдавским, Ф. Кречмера и М. Озьяс по определению ведущего полушария мозга.

4. Рисуночные тесты:

 - «Несуществующее животное»;
 –«Рисунок семьи»;
 –«Дом –дерево –человек».
 –тест «Человек под дождем»;
 –тест диагностики интеллекта Гудинаф-Харриса;
 – графическая методика М. А. Панфиловой «Кактус» для детей 3–7 лет;
– методика «Нарисуй себя».

5. «Диагностика эмоционального состояния ребенка младшего дошкольного возраста» — подборка методик, тестов, опросников, анкет по изучению эмоционального состояния ребенка; определение уровня тревожности (автор методики М.Дорки, В.Амен); методика Рене Жиля.

6. Диагностика по определению психологической готовности детей 6-7 лет к  школьному обучению (мотивационная сфера). (Автор Гуткина Н.И. "Сказка" и "внутренняя позиция школьника".)

7. Диагностика — выявление готовности к обучению в школе (Венгер А.Л., Бугрименко С.А.).

Авторская программа родительского клуба "Счастливая семья"

Цель программы:

Создание условий для развития благоприятных взаимоотношений в семье, развитие личностной зрелости родителей.

Задачи:

1. Повышение компетентности родителей в области психического развития ребёнка на определённых возрастных этапах и его индивидуальных особенностей.

2. Повышение культурного уровня семьи и формирование навыков бесконфликтного детско-родительского общения.
3. Создание условий для совместной игровой и развивающей деятельности родителей и детей.

Организация и содержание деятельности.

Программа родительского клуба «Счастливая семья» рассчитана на 3 года для родителей детей, посещающих дошкольное учреждение. Комплектация групп для занятий в клубе происходит в сентябре.

Группы объединяют родителей:

1 группа – родители, имеющие детей четырёхлетнего возраста;
2 группа – родители, имеющие детей пятилетнего возраста;
3 группа – родители, имеющие детей шестилетнего возраста; родители и дети шестилетнего возраста.

Занятия проводятся 1 раз в 2 недели с каждой группой родителей, по времени занятия совпадают с временем когда дети посещают дошкольное учреждение. Это позволяет родителям с пользой использовать своё личное время на посещение клуба, не испытывая волнение, где находится и чем занимается их ребёнок.

В сентябре каждого года с родителями проводится вводное занятие, на котором определяется расписание и режим работы клуба, а в конце года на итоговом занятии проводится беседа о работе клуба за год и определения планов на следующий учебный год.

В программе родительского клуба «Счастливая семья» сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога: просветительское, тренинговое, консультативное и методическое направления. Диагностическое направление не выделяется как отдельный блок, диагностика сопровождает каждое направление, давая возможность раскрыть практическую сторону определённых тем, получить информацию необходимую для освещения возникающих вопросов у родителей, выявить наиболее интересные и эффективные формы организации занятий в группах, определить уровень заинтересованности родителей для дальнейшего планирования работы родительского клуба-лектория.

Просветительское направление. Лекции и семинары включают теоретические основы на темы о психическом развитии детей, подтверждённые мнениями отечественных и зарубежных психологов. Лекции построены таким образом, чтобы у родителей имелась возможность записывать интересующую их информацию, получать ответы на вопросы, возникающие при освещении конкретной темы, выражать своё мнение на групповое обсуждение.
Тренинговое направление.

I этап – тренинги для родителей.

Тренинги проводятся с группами родителей — это комплекс игр, упражнений, бесед. Зачастую родители пользуются стереотипным подходом к воспитанию детей, в процессе тренинговой работы происходит изменения стереотипов воспитания, то есть обретение нового подхода к проблемам. Отправной точкой в тренингах является формула: "Хочешь изменить другого человека - изменись сам!" В процессе тренингов у родителей сначала меняются взгляды и подходы к семейным ситуациям и взаимоотношению с ребёнком, которые в дальнейшем рефлексируются.

Содержание тренингов основывается на следующих положениях:

- воспитание - это самовоспитание родителей;
- воспитание - это умение слышать и видеть, понимать и чувствовать переживания и особенности поведения ребёнка;
- родители имеют право на равенство и защищённость;
- умение родителей говорить на языке своего внутреннего Я.

II этап – совместные занятия родителей и детей.

Совместные занятия родителей и детей объединены в комплекс занятий и организованы следующим образом: 1 часть занятия - это игры и упражнения, в которых дети и взрослые взаимодействуют как партнёры, объединяясь общими эмоциональными переживаниями.
2 часть занятия – обсуждение каждого упражнения или игры с родителями, акцентируя на чувствах и эмоциях, которые испытывали взрослые и дети в определённый момент. Поиск сходства и различия в интересах, переживаниях, проявлениях, действиях.

Результаты моей работы:

За период работы в МБДОУ «детский сад № 11» составлена картотека с различными упражнениями для снижения психоэмоционального напряжения; релаксационными упражнениями, а также упражнения и игры на развитие познавательных процессов. Приобретены настольно-печатные игры для развития эмоций и психических функций. Изготовлены дидактические игры и пособия для развивающей среды:

- «Необычные дощечки» - дощечки с наклеенными различными материалами. Цель: развитие сенсорной чувствительности и активизацию сенсорного аппарата.
- «Волшебный мешочек» - мешочек из материала с яркими аппликациями. Цель: развитие восприятия, сенсорной чувствительности.
- «Мешочки» - маленькие мешочки из материала наполненные различными крупами. Цель: развитие восприятия, мелкой моторики.
- «Сенсорная доска» - разделенная на 25 квадратов с различными фактурными содержаниями. Цель: развитие памяти, восприятия, мелкой моторики.
- «Волшебный шнурок» - доска с прикрепленными на ней разноцветными кнопками. Цель: учить детей натягивать шнурок по схеме вокруг фишек; развивать соотносящие действия, координацию обеих рук, мелкие движения рук, зрительное восприятие, внимание, мышление; воспитывать познавательный интерес, усидчивость.
- Коврограф с различными сюжетными картинками. Цель: развитие восприятия, внимания, памяти, наглядно-образного мышления.
- «Черепаха» - мягкая черепаха с накладными карманами, имеющие различные способы застежек. Цель: развитие мелкой моторики, восприятия, сенсорной чувствительности.
- «Сюжетные подушечки» - 4 плоские подушечки с различными сюжетами. Имеющие: шнуровку, пуговицы, молнии, кнопки, крючки, карабины, липучки. Цель: развитие мелкой моторики, восприятия, активизация сенсорного аппарата.
- «Шатер» - изготовлен из тонкого материала с креплением к потолку. Цель: создание уединенного места, зоны релаксации, снятие психоэмоционального напряжения.
- Подушки – разноцветные подушки имеющие различные геометрические формы. Цель: создание комфорта, релаксационного места.
- Пальчиковый театр - развитие мелкой моторики; творческого мышления; воображения; ЭВС.

В результате целенаправленной работы удается наладить взаимоотношения: педагог-родитель-ребенок; вырабатывается индивидуальная линия поведения с детьми. Ребенок с синдромом дефицита внимания учится жить в мире и сотрудничать с ним. Наблюдается динамика в развитии эмоционально-волевой сфере.

По результатам диагностики познавательной и эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста (с 2 до 7 лет), формируются группы «Развития» и «Риска». Ведется систематическое наблюдение в период адаптации детей поступивших в дошкольное учреждение. Использование различных диагностических методик в соответствии с возрастом ребенка. Проводится диагностика готовности к школе детей старшего дошкольного возраста. Проведение коррекционно-развивающих занятий. Подгрупповые занятия: работа с гиперактивными детьми, дефицитом внимания, тревожностью, агрессией, страхами. Индивидуальные занятия: по развитию познавательной сферы (внимание, память, мышление, логические операции, моторика). Проведение индивидуальных консультаций по вопросам развития детей (с родителями и воспитателями). Обеспечение благоприятной психологической атмосферы для развития детей. Достижения: За три года своей работы педагогом-психологом я наработала значительный методический опыт по диагностике, коррекционному развитию детей, консультативный материал.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?