Я - учитель


Статья представляет собой мысли вслух о себе, о моей работе, о моем видении роли учителя в образовательном процессе.


Обсудить статью (уже 1 коммент.)
Опубликовать свой материал
Келехсаева Марина Сослановна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №42 г. Владикавказа
РСО-Алания

Учитель своим поведением, всей своей жизнью и подходом к каждому явлению должен представлять для ученика высший образец человеческого совершенства, возбуждающий благоговейное удивление.

Н. Добролюбов

 

…Стремлюсь к этому всю жизнь. Нам, учителям, доверено самое дорогое, самое ценное – воспитание детей, нашей надежды, нашего будущего. Учитель – это маяк, который освещает путь своим ученикам, это искры, которые зажигают детей. Роль учителя высока. Наша профессия – это профессия души и сердца, и одного мастерства тут мало, необходимо любить детей, понимать их.

Вместе с тем благородная и трудная профессия учителя требует от нас постоянного творчества, неустанной работы, огромной душевной щедрости. Сегодня на нас, учителях русского языка и литературы, лежит большая ответственность. Ведь мы не только учим ребенка правильно писать и говорить, но в какой-то степени принимаем участие в становлении личности, а уроки литературы как раз и должны быть той плодородной нивой, на которой будут произрастать зерна добра и гуманности, будет формироваться душа маленького человека. Каким он вырастет? Добрым и отзывчивым? Или равнодушным и черствым? Будет ли он шагать по жизни с гордо поднятой головой? Сумеет ли не согнуться под тяжестью неудач? Вот те вопросы, которые, я считаю, должны волновать каждого из нас.

У каждого учителя свои находки, свой стиль работы, но цель одна – повышение качества знаний и формирование личности. Принимая новый класс, мечтаю привить своим ученикам любовь к предмету. Для этого использую различные нетрадиционные методы, современную методику. Работаю с увлечением, люблю детей. На уроках мои ребята много играют, читают стихи, инсценируют сказки, рисуют к ним иллюстрации, ставят спектакли, готовят презентации. Удивить сегодняшнего ученика не так-то просто, поэтому стараюсь не забывать о способностях и возможностях каждого ребенка, ведь общеизвестно, что усваивается легко и прочно только то, что нужно и интересно. Моя цель – «отыскать человека в человеке», бережно способствовать самораскрытию личности и каждый день, каждый урок отдавать частичку своего сердца детям.

Соглашусь с каждым словом великого педагога В.А. Сухомлинского: «Я боялся хотя бы на минуту забыть о важной истине: литература изучается совсем не для того, чтобы через несколько лет по окончании школы человек готов был бы повторить то, что он заучил. Жизнь устраивает экзамен человеку на каждом шагу, и выдерживает он его своим поведением, своей деятельностью. Конечной целью изучения литературы является становление внутреннего мира человека… Когда я видел, что подросток взволнован, потрясен художественным образом, когда, слушая произведение, он задумывается над собственной судьбой, — для меня это было несравненно важнее, чем то, что он дал точный ответ». Такие знания и хочется давать своим ученикам.

Так, в 10 классе при изучении романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» выбираю проблемный эпиграф: «Нет такой цели, которая бы оправдывала любые средства. К. Маккалоу». Дети спорят, мы вместе прослеживаем путь героя от преступления к наказанию, пытаемся найти ответы на вопросы: «Есть ли Раскольниковы сегодня? Что толкает их на преступления? В чем причина? Что же делать?» Глаза моих учеников горят, они приводят примеры из жизни, сопереживают, пытаются понять, найти выход из тяжелой жизненной ситуации, в которой оказался герой. Ну что ж, если мне удалось зажечь искорку в душах ребят, значит, цель моя достигнута.

Изучая рассказы А.П. Чехова, заостряю внимание на том, почему современен Антон Павлович, как искоренить те пороки, с которыми так горячо в свое время боролся писатель. Для письменной работы предлагаю следующие темы: «Есть ли Ионычи в наши дни?», «Можно ли прожить на трех аршинах земли?» А знакомясь с бессмертным романом Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», предлагаю учащимся подготовить сообщение на тему «Остапы Бендеры сегодня».

Стараюсь быть для моих ребят не только учителем, но и другом, наставником. Если и возникает конфликтная ситуация, пытаюсь найти выход, не унижая достоинства ученика. Ведь перед нами ребенок со своей хрупкой душой, не надо забывать об этом. Безусловно, прав был М.Булгаков, который считал, что лаской и только лаской нужно воспитывать ребенка. Лаской и личным примером.

В заключение хочется привести строки из стихотворения заслуженного учителя и замечательного человека В.Т. Бязыровой:

…Если, в путь отправившись, ребята
Что-нибудь возьмут с собой мое,
Значит, в жизни можно без парада,
Значит, сердце не сдано в наем.
И опять легко все станет, ясно,
И опять к другим умчится грусть.
Значит, все не даром, не напрасно.
А что трудно… Это ну и пусть!


Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
1 Комментарии • 00:10, 28.10.2016
Марина Сослановна, а как соотносится с Вашей статьей Ваше отношение к моему ребенку?