"В поисках утраченного"

Прочитала как-то, что в старину был такой детский журнал «Чадушки». И так запало в душу это доброе и светлое слово! Вот и зову своих подопечных теперь чадушками. Много читала разных дневников, мемуаров, задумалась – а есть ли Дневник вожатого или классного руководителя, скрупулезно фиксирующего радости и разочарования? Не знаю. Теперь-то вот - есть…

Обсудить статью
Опубликовать свой материал
Сентябрь

Илья удивил! Озорной мальчишка, учится плоховато - увидеть его с книгой в руках – нонсенс! И вдруг Илья с гордостью показывает мне книгу-энциклопедию по географии. Спрашиваю: «Откуда она у тебя?». «Выменял, — отвечает, — на черепаху!».
Интересно, что подвигло его на этот обмен?

Октябрь

Родительское собрание
Родительское собрание. После него встречаю Александра, он спрашивает:
- Елена Александровна, а мамка за меня краснела?
Возникает маленькая надежда, что этому сорванцу все же небезразлично то, о чем я говорила родителям. Неужели надежда напрасна?

Ноябрь

Иринка
Постоянно вижу на лице девочки безразличие ко всему. Получила «2»? Ну и что? Не получается решить задачу? Ну и не надо!
Что скрыто за этой маской равнодушия?

Андрей

Дружелюбен. Даже очень! А найти друга не получается. Дружил с Рахмушевым Сергеем, тот уехал в прошлом году в Германию. Андрей остался один.
Скоро ли найдет нового друга?

Гульмира

Готовим мероприятие по творчеству Астрид Линдгрен. Дети не знают, кто это такая!!! Жаль… Гульмира заинтересовалась больше всех.
Вдруг найду в ней союзника по любви к великолепной сказочнице?

Юлия

Нельзя иметь любимчиков! Нельзя! Но Юльку очень люблю – хохотушка, выдумщица, отличница. Веселые озорные глаза, бьющая через край энергия.
Как такую не любить?

Сергей

Наш «Ералаш» (называют его так одноклассники, он не обижается). Приехал из Белогорского. Родное село - там мои корни. В нем вижу дорогих моему сердцу людей. В речи, во взгляде, в поступках.
Наверное, зов родной земли…?

Девчонки

Затеяли уборку в классе. Надо было видеть, как они все тщательно промыли! С каким азартом! Как сохранить в них это?

20 июня

Пололи на школьной плантации морковь. Вдруг полил дождь! Мы побежали домой, промокли до нитки! Девчонки зашли ко мне. Сушились, пили чай с лимоном, рассказывали смешные (и не очень) случаи из жизни. Мы были СЧАСТЛИВЫ!!!

21 июня

Красили парты в своем классе! Ура! В краске все парты, полы, стены и … мы сами! С ног до головы! Сашка пошел домой довольный, и весь зеленый, как кузнечик.

27 июня

У меня отпуск! Сегодня была гроза, сыпался град. Выглянула в окно- вижу, бежит с речки Андрей. Мокрый, но такой довольный! Только в детстве можно радоваться всему на свете!
Кстати, Андрей, во время грозы бежать НЕЛЬЗЯ!

30 июня

У Сергея случилась беда - погиб отец. Вижу, как он стал серьёзнее, в глазах появилась недетская ответственность за маму, за сестрёнку… И всё же он еще ребёнок! Может именно это поможет ему справиться с тяжелой ситуацией. Дети относятся ко всему по-другому…
Но легче ли?

11 ноября

Научный прогресс приходит и в отношения учителя и ученика! Это мобильная связь. Теперь общаемся вечерами, в выходные дни смсками.
Начали подготовку ко Дню Матери. Будет конкурс «Коса - девичья краса» Идея девчонкам понравилась! Создаем команды, репетируем, фантазируем.
Надеемся получится!?

24 ноября

Послесловие к конкурсу «Коса-девичья краса».
Да, ребята, конечно корней своих мы почти не знаем… Это слышу вопросы: «Русская народная песня это какая?», «Частушка – это что?». НЕ ЗНАЕМ не так страшно, гораздо хуже – НЕ ХОТИМ ЗНАТЬ.
Как сохранить в детской душе истоки земли русской?
Как?

8 декабря

На родительские собрания приходят одни и те же. А дети, зачастую, даже не знают причину отсутствия своих мам и пап. Видели бы взрослые глаза своих чад! Растерянность, неудобство… И это только из-за того, что мама не нашла свободного часа, чтобы заглянуть в школу. Как стараются некоторые ребята придумать оправдание для родителей! Мамы и папы где вы?

9 декабря 2005

Есть «трудные» дети и в моем классе. Что-то изменить в них уже довольно сложно. Разве что помочь в чем-либо, побольше уделять внимания – это в моих силах. Вот Илья. Психика нарушена, ребенок предоставлен самому себе. Подхожу к нему с каким-то вопросом, говорю тихо, спокойно. Вижу, в мальчишке нарастает напряжение. Понимаю, что Илья не ждёт от взрослых ничего хорошего, боюсь что даже о существовании родительской ласки он и не подозревает!
Это ли не страшно?

Некоторые школьные анекдоты встречаются и в жизни! (Или жизнь стала анекдотом?). Вот один из них, ну точно про Сашу!

«Учительница жалуется своей подруге:
- Один мой ученик совершенно меня замучил: шумит, хулиганит, срывает уроки!
- Но у него есть хоть одно положительное качество?
- К сожалению, есть – он не пропускает занятий…»

Сентябрь

Проводим выборы в президенты класса. Дети заинтересовались. Все по-взрослому! Выборы так выборы! Выдвинули четыре кандидатуры, были и те кто сошли с предвыборной дистанции. Кандидаты программы составили, выступили с ними. И вот настыл День выборов. Голосование, урна – все как положено. Вроде и игра, а ребятишки приняли её всерьёз! Подсчет голосов тут же состоялся. Победила Юлия.
Все довольны – демократично и справедливо (сами же голосовали!). Наш ПРЕЗИДЕНТ начал действовать!

19 октября

Беседуем о терпении. Спрашиваю, как понимаете это слово. Слышу разные ответы - примитивные и не очень. Дохожу до хулигана-Сашка: «Саш, а ты как понимаешь слово терпение?» Он отвечает: «А это когда я плохо веду себя на уроке, а учитель меня терпит!» Да уж, ответ верный, ничего не скажешь!!!

28 октября

Подводим итоги четверти. Читаю оценки. Вдруг посыпались претензии от моих подопечных! Оценками не довольны (как будто не сами их получали!). По несколько раз подсчитывают среднее арифметическое. Шум, гам! Объясняю, что дело не в оценках, а в них самих – значит что-то не доделано, недоучено, недочитано.
Поняли ли?

1 ноября

Думаю о Сергее. Что-то стало происходить с мальчишкой. Плохо себя ведёт, стал хуже учится, постоянно срывается, может сказать что угодно! Переходный возраст? Как помочь? Разговариваю с ним, объясняю, что такое поведение вредит прежде всего ему самому. Он слушает, соглашается. Любит, чтобы учитель обратил на него внимание, просто посидел рядом. Может рано «записали» мальчишку во взрослые? Он еще ребёнок! Ребенок требующий внимания, заботы и ласки…

Июнь

Делаем косметический ремонт в библиотеке – стены смывали от побелки, красили, потом всё мыли. Теперь это хорошее, светлое, обустроенное помещение. Вот воистину тепло и забота рук сделало саму атмосферу теплой в нашей библиотеке.
Согласны?

1 сентября

Первый урок после лета. Каждый раз поражаюсь как выросли чадушки-то! Так интересно наблюдать. Вот из вчерашних детишек «вылупляются» уже юноши и девушки. Разве это не ЧУДО?
Говорим о русском языке, уделяю больше внимания старинным словам, хочется показать всю красоту языка наших бабушек и дедушек. Привожу примеры молодежного сленга.
Смогла ли доказать, что исконно русское слово лучше, теплее и добрее нынешних словечек?

20 сентября

Ксения. У девочки нет мамы. Вместе с ней писали эссе…Вот оно.
«МОЯ МАМА ДЛЯ МЕНЯ САМАЯ - САМАЯ ХОРОШАЯ И ДОБРАЯ! ОЧЕНЬ ГРУСТНО ОТТОГО, ЧТО Я НЕ МОГУ ЕЙ ЭТОГО СКАЗАТЬ. МОЕЙ МАМОЧКИ НЕТ НА СВЕТЕ …МНЕ ПЛОХО И ТРУДНО БЕЗ НЕЕ И ОДИНОКО. КАКОЕ ЭТО СЧАСТЬЕ – КОГДА МАМА РЯДОМ, ТОЛЬКО ПОНИМАЕМ ЭТО МЫ СЛИШКОМ ПОЗДНО, НО ОДНО Я ЗНАЮ ТОЧНО – МАМА ВСЕГДА СО МНОЙ В ПАМЯТИ, В ГЛАЗАХ ЕЕ ВНУЧКИ ВИКИ(моей племянницы), В МОЕМ СЕРДЦЕ И ДУШЕ. РАДИ МАМОЧКИ Я ДОЛЖНА ДАЛЬШЕ УЧИТСЯ, РАБОТАТЬ, ДОБИВАТЬСЯ УСПЕХОВ … КОГДА НИБУДЬ СВОЮ ДОЧКУ НАЗОВУ МАМИНЫМ ИМЕНЕМ.
В ТРУДНЫЕ МИНУТЫ Я ВЫХОЖУ НА УЛИЦУ, СМОТРЮ НА НЕБО И ГОВОРЮ: «Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, МАМА! И ПРОСТИ МЕНЯ…» Иногда мне кажется, что мама просто уехала от меня далеко-далеко, и в мыслях я часто пишу ей письма. «Здравствуй, мой самый любимый и дорогой для меня человек, моя мама! Я никогда не забуду нежного прикосновения твоих рук, от которого боль неудач отступает, уходя в прошлое невозвратно. Не удивляйся, милая мамочка, слову «прошлое», ах, как оно соответствует истине… Я вот представляю, что в нашем доме все по-прежнему, все на своем месте, только тебя нет рядом со мной. Все мы знаем, что нам всегда не хватает времени, чтобы отблагодарить, вознаградить своих мам за доброту и ласку, за заботу и сочувствие, за стремление отстоять в нас очарование жизни. Милая мамочка, ты всегда мечтала воспитать во мне добрые чувства, учила откровенности, ты хотела видеть меня лучше, чем я есть. Но подростки полны крайностей – от застенчивости до напускной грубости, они не всегда понимают и берегут своих мам. Я никогда не писала тебе при жизни – просто не было необходимости, но знай, ты всегда будешь для меня судьёй, утешением и опорой. Помнишь, мама, как мы радовались друг другу? Я помню, как тяжело ты переживала разрыв с отцом, как было тебе больно, пусто, тоскливо…

И у меня осталось детское горькое воспоминание, когда у нас не было денег, чтобы купить что-то необходимое. Я помню, мама, твои грустные глаза и натянутую улыбку, тогда у меня тоже поселилась в душе недоверчивость к людям и я, некоторое время, чувствовала себя подкидышем… А сейчас я обещаю тебе, мама, что в поиске новой дороги в жизни, я буду вести себя достойно, изменюсь в лучшую сторону. Я не буду никогда лгать, лицемерить притворяться… Я верю в счастье!!!»

Ксюша осталась довольна сочинением. Я тоже. Грустная история. Грустная и немного непонятная… Девочка согласна с каждым словом сочинения, несмотря даже на то, что погибшая от алкоголизма мама недостойна этого эссе (чего уж скрывать!!!). И, скорее всего, что в своем сочинении Ксения описала свою мечту, ту маму какую она хотела бы видеть. И в светлой памяти девочки ЭТА мама и осталась…

2 октября год

Класс во главе с Сергеем «заболел» портфелеманией - прячут портфели друг друга и всё тут! Причем в самые неожиданные места! Никак не выведу эту болезнь!
Что делать?

23 октября

Оклеиваем окна в классе. Мазали кисточкой полоски клейстером из крахмала (он, конечно, какой-то неприятный!). Работа нудная, долгая. Говорю, может руками лучше? Не хотят пачкать руки. Засучаю рукава, мажу сама. Смотрят. Сами взялись…Смеялись, вымазались. Но теперь тепло не уйдёт! Сбылись слова КОНФУЦИЯ:
«Скажи нам – мы забудем,
Покажи нам – мы запомним,
Заставь сделать – мы научимся!»

21 ноября

Мальчишки меняются. Стали вдруг несдержанны, излишне эмоциональны, несерьезны.
Вот Алексей, Серёжка - талантливы, хорошо поют. Надо только трудится для этого. А у них мечты о мотоцикле…

Иногда опускаются руки… Кажется всё зря – мои чувства к ребятам- моим чадушкам, беседы… Обезоруживает безрезультатность моих действий. Иногда кажусь себе смешной…

Говорят, любовь к детям – безусловная ценность. Но дети – не фарфоровые пупсики. Они люди. И, как люди, вызывают разные чувства. Нам может быть с ними хорошо, а может быть – противно. Конечно, мы хотим, чтобы было интересно. В этом наша учительская корысть. Наш разумный эгоизм. Но вопросы профессионализма не связаны с любовью. Они ставятся по-другому: насколько наши теории губительны для нас самих? Я не понимаю, почему для педагогов эта двусмысленная процедура оказывается обязательной…

Один профессор стоит за то, чтобы педагоги как можно больше «какали». То есть - прошло уже время, когда в педагогике требовалось задавать вопрос «Что?»- «Что делать?». Теперь настало время другого вопроса – вопроса «Как?» - «Как делать это «что»?»

Такие вот они наши чадушки. Сейчас сложился стереотип, что молодёжь у нас плохая, что нет у неё никаких моральных устоев, а я смотрю на наших мальчишек и девчонок в школе с ощущением противоречий бытия и с великой надеждой, что миром перестанет править жестокость, и наши дети и внуки будут расти сильными, добрыми. Терпимыми к человеческим слабостям и непреклонными к злу и насилию. Будут помнить свои корни, историю поколений, что не станут они Иванами не помнящими родства.

Сейчас не осталось и отголоска от тех, живших когда-то давно, кто видел радугу в капле росы. Неужели нам никогда не вернуть то, что мы потеряли?

Всемирно известный философ протоиерей Александр Мень, в ежедневной кропотливой борьбе за человеческую душу, сказал однажды: «Мир стоит на распутье, дойдя до роковой черты. За нею закат цивилизации. Все мы должны знать, что если не найдем верной дороги, наше столетие может стать последним в истории».

Верю, что мы найдём верную дорогу, вернувшись к истокам… Не знаю почему, но Россия для меня всегда представляется в виде деревни, природы, леса. Деревни не теперешней – забытой, холодной, озлобленной и заброшенной всеми, как властью, так и самими жителями. Нет, не этой, а ТОЙ – с корнями, традициями и обрядами, добрыми людьми, которые на спасенье сирот пускали шапку по кругу, деревни в которой жили мои предки – бабушки и дедушки, всю жизнь я мечтаю жить там, с ними.

Поэтому так часто в беседе с ребятами я рассказываю им о том, что когда-то поведала мне бабушка Настя.

Дым к земле – значит быть непогоде.
Слово теплое нынче в цене,
Не ищите народных мелодий
За деревней, в колючей стерне.
Что поделать, коль вышла из моды
Хороводная песня-игра,
Хоть все те же остались заботы
И тревожат все те же дела.
По музеям осели наряды,
Жгут косы не найдешь и в глуши.
По традиции те же обряды,
Лишь Природа, как прежде вершит.
Край родной, ты не хмур и не весел,
Внешне здесь никаких перемен,
Только вместо утерянных песен
Ничего не нашли мы взамен.
(Николай Якунин)

Прочитав это стихотворение, я снова вспомнила свою бабушку Настю. Вспомнила, как часто слышала от нее рассказы об её детстве. Бабаня говорила, а в глазах её загорались весёлые искорки – как интересно всё было! Я очень ей завидовала – такой радости от своего детства я уже не испытывала. В последнее время мы как-то потеряли вкус к праздникам, а ведь на Руси всегда любили и умели радоваться. Гуляла на все лады Масленица, благоговейно справлялась Пасха, весело встречали Рождество Христово.

Жалею о том, что мало расспрашивала бабаню, как много она могла мне поведать!.. И всё же, кое-что я запомнила. Восстановить картины прошлых дней, передать их тепло и радость детям – это я и стараюсь (по мере своих возможностей) делать.
Наше счастье, что сейчас многие учителя возрождают традиции старины глубокой. Об этом свидетельствуют публикации в журналах, где авторы по крупицам собирают историческое прошлое Руси. Эти сценарии поистине бесценны и очень нужны в работе с детьми…

«Настали Святки. То-то радость!» Просто и гениально сказал Пушкин. Святки – странная смесь христианских и языческих обрядов: гадания, игры, ряженые, хождение детей с бумажной звездой и святочными вертепами (ящички в которых изображены сцены, рассказывающие о Рождестве Христовом), колядовали – ходили по домам, пели песни, Христа вспоминали, хозяев славили. Просили угощения.

По народному обычаю, в дни от Рождества до Крещения полагается гадать. В эти же дни полагается ходить в гости.

Да… если покопаться в старых книгах, то есть вернуться назад к святочным обрядам, много чего в эти дни можно успеть достичь. Доброго, разумеется. Недаром народная поговорка гласит: «В день свят суеты спят». Отдохнуть от суеты, повеселиться, что может быть лучше?

Это был другой мир… И люди там жили другие – те, кто еще застал «прежнюю жизнь». На них лежал отсвет иных понятий, мыслей и чувств. Самобытные и яркие жители Лаптя ничуть не походили на однообразные «винтики». Сколько людей – столько же характеров, биографий, судеб…

А как там пели! На несколько голосов, ладно, красиво… Заслушаешься! Пели и в будни и в праздники – колыбельные над зыбкой, с пением косили, пряли, ткали, с пением женились, с пением - причитанием сходили в родную землю. И эта страсть к пению – от древнего обряда, от мирочувствования русского крестьянина. Слушаешь такое пение и вихрь звуков уносит тебя далеко-далеко, может быть в глубь собственной души, будит давно забытое, что и не выразить словами.

Деревенская улица Лаптя – продолжение дома и место повседневного общения, оно являлось своего рода весеннее - летним клубом – здесь с песнями, с гармонью сходились, хороводили, плясали, играли. А в долгие зимние вечера женщины, молодежь собирались на посиделки. Сколько воспоминаний об этих вечерках я слышала от своей бабушки! Они наполнены грустью и любовью:

«Ты, шкатулка, шкатулка, моя.
Шкатулочка новоточенная,
Шкатулочка позолоченная,
Я давно в тебя не хаживала,
Цветно платьице не сматривала…
Обронила трои золоты ключи.
Да обронила трои золоты ключи.
Кто бы эти ключики нашел,
За того бы я и взамуж пошла,
Да я б замуж пошла не спятилась,
Целовать дружка не спряталась…»

А не потеряли ли мы ключи от шкатулки, завещанной прадедами? Не позабыли ли обычаи и саму речь народную – бесценное богатство наше, воздух, без которого задыхается и гибнет народ…

Как говорили в Лапте! Речь гибкая, живая, выразительная, слово емко и точно (хлестко!). Народная этимология! Если слово непонятно – его переиначат, сделают простым.

Бабушка рассказывала, как во время войны, она, вместе с другими женщинами, которые проводили своих муже на фронт, работала в лесхозе. Зимой они пилили деревья, обрубали сучья. Работа тяжелая, если учесть, что вместе с ними работали дети-подростки. А в перерывах -грелись у костров, обедали и даже иногда пели…

Много лет спустя, уже став бабушками, женщины любили петь те же песни…

«Сложив на животе неловко руки,
Похожие на крышки погребов,
Поют негромко русские старухи
Про ямщика, про Волгу, про любовь.
Плывут, плывут раздольные печали,
Грудная хрипотца далеких дней,
Когда они солдатками кричали
На ездовых бурёнок,
На коней,
С которыми делила воз и ношу,
На трактор, ставший в поле,
Хоть реви!
На нас, что лебедой росли.
И все же
Не обойденных в ласке и любви.
Они порой совсем теряли силы,
Когда в годину горькую свою
По мужикам убитым голосили,
И вот теперь,
Вы слышите,
Поют!
Поют, пройдя всех преисподних круги,
Поют всем сердцем, сердце веселя,
Поют негромко русские старухи,
Двужильные, как русая земля.
(Юрий Ключников)

Как научится (и научить!) жить так, чтобы в памяти о тебе оставалось только доброе и светлое? Вот смогли же этого добиться бабушки – простые сельские женщины – в моей памяти. У моей бабани были подруги – ее ровесницы – и я общалась и с ними тоже. Сколько лет минуло, а в сердце, как только вспомню бабу Олю, бабу Маню, бабу Фиму, бабу Раю, бабушку Лену, возникает тепло, необъяснимая грусть, добрый свет тех дней, когда они были рядом… Я никогда не видела их злыми, недовольными своей судьбой, черствыми. А ведь за плечами каждой – трудная жизнь, горечь невосполнимых утрат. Милые мои деревенские старушки, они никогда и ни над кем не имели власти, но на протяжении всей совей жизни обладали великой духовной силой.


Бабушка Лена была самой близкой подругой моей бабани. Они прожили долгую жизнь (90лет!) вместе – со дня рождения и до дня смерти. Так случилось, что обе эти даты у них почти совпали. И замуж подруги вышли в одно время, в соседнее село. Вместе вернулись в родительский дом во время войны. У бабушки Лены муж погиб, до последних дней вспоминала она, как получила похоронку, и как много лет бегала в лес плакать. Она рассказывала о нем, а сама с нежностью глядела на единственное сохранившееся фото ее суженого…

«Ой, кумушки, кумитеся,
Кумитеся, любитеся.
Кумитеся, любитеся-
Любите и меня!
Вы пойдете в зелёный сад
Возьмите и меня!
Вы будете цветочки рвать,
Сорвите вы и мне…
Вы будете веночки вить,
Ой, свейте вы мне…
Вы пойдете к реке Дунай
Возьмите и меня!
Вы будете венки в воду пускать
Пустите и вы мне…
Ваши венки, ой, уплыли,
А мой на дно пошел.
Ваши дружки с войны пришли,
А мой не пришел…
Он сам не идет, письма не шлет –
Забыл он про меня…»
(народная песня)

Слово. Цвет. Гармония. На этом стоит народное искусство. И покуда стоит оно, жива русская земля. Как хочется, чтобы народился новый тип русского человека; человека, который соединяет поэтичность взгляда с делом! Пришла пора собирать по крупицам сохранившееся от прежнего «раззудись, плечо, размахнись рука…», от широты, удали и щедрости молодого народа. Явилось сознание беречь каждую травинку былого.
Ничего не понять без истоков. Без звона колоколов, без любви…


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И о грядущих реформах.
Школа для ребят должна стать ДОМОМ. В противном случае – всё формально. Пришел – ушел. Открыл учебник – закрыл. Открыл дверь и захлопнул, без всякого сожаления, за собой. В такой школе и знания – чисто формальные. И ответственности ни за что и ни за кого нет. Пока в ней нет животворящей идеи, школа тихо спит. В ней «процветает» формализм, привычка поселяется там, где нет яркой жизни. А где всё проформа – от знаний до чувств – созревает трагическое будущее Отечества.

А вот когда «школа – это семья, школа это дом» (еще с советских времен слышим мы это, не так ли?) – нужна ли реформа в семье-то? Семье, скорее всего, нужны традиции, на которых она и держится, крепится как на твердом основании. Точно так же и школа. Мне кажется, ей не помешает идея благородного консерватизма. Реформа же похожа на грозу, она ломает устойчивый ритм жизни, она меняет идеалы и, чаще всего, заканчивается крахом. Нужно возвращаться к иерархии ценностей! Мы, к сожалению, всегда ставим телегу впереди лошади. Что важнее – духовный климат школы, душевный запах булочек или компьютер, под гнётом которого сидят согбенные дети? Живой уголок, божия тварь, которая учит детей человеческому теплу, состраданию, просто мудрости или могущественная электроника? Не с компьютера надо начинать, а с сердца человеческого. Выбор зависит от нас. В школе всё больше технических приспособлений, а великие ценности бытия: дружба, братство, любовь, к сожалению, в дефиците.


Использованная литература

1. Журнал «Родина» №11 -1990; № 12 – 1990; №№9-10 – 1991. Статьи Ольги Щербининой
2. «Духовно-нравственное воспитание» Вячеслав Улитин «Образ Божий школы».
№ 5 – 2008 год


Источник фото: http://www.matrony.ru/rebyonok-stal-ploxo-uchitsya-mnenie-psixologa-video/


Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: