Эссе учителя физики "Пятое колесо"

Зачем ты родился, человек? Кто ты в этом мире? Как ты живёшь? Странно, самые сложные вопросы, на которые приходится отвечать всю жизнь, формулируются и звучат так просто...


Обсудить статью (уже 2 коммент.)
Опубликовать свой материал

Родился человек. Скрипнуло, покатилось колесо времени, колесо жизни. Мир, огромный, непознанный, смотрит с ожиданием на это новое движение.

Первый вопрос ребёнка — это начало его осознанных отношений с окружающим миром.

Почему на смену дню приходит ночь? Замерзает вода, пищит комар —почему? Летит птица, лежит на воде лист, сорванный осенью? Вопросов так много, но не искать на них ответы нельзя: это необходимое условие существования, договор, заключённый между миром и человеком в момент рождения последнего.

Взгляд со стороны. Мама.

Женечка рос спокойным, уравновешенным мальчиком. Всё что-то разбирал, чинил у себя в уголке. Но эти вопросы! Почему солнышко светит, поёт магнитофон, растёт трава? Почему? Почему? Я так порой от него уставала, что, бывало, отмахивалась: подрастёшь — сам узнаешь.

В детстве мне казалось, что настоящая, большая жизнь стремительно летит мимо меня. Я постоянно боялся что-то упустить, потерять, не заметить. Каждый учебный предмет представлялся мне крепостью, за стенами которой хранятся самые главные, самые важные ответы. И на штурм каждой крепости я бросался с открытым забралом. Занимался спортом, пел, танцевал в самодеятельности, был комсоргом — искал повсюду.

Взгляд со стороны. Одноклассник

Как-то на уроке химии добывали водород. Женьке показалось, что он чего-то не доложил, и, конечно, решил дозу увеличить. Рвануло так, что вся школа вздрогнула, и ему пришлось объясняться в кабинете директора.

Может быть, я разбрасывался. Но я понял, что и сам мир, и скорость его движения зависят, прежде всего, от человека, его внутреннего мира: какой человек, такой и мир вокруг. Раздвинуть окружающий мир, сделать его богаче способен только совершенствующийся человек.

Взгляд со стороны. Супруга.

У него на всё хватает времени: быть любящим, заботливым мужем, внимательным отцом троих детей, работать в школе. Я, жена, порой удивляюсь: когда успевает?

Почему я когда-то пришёл в школу и остался в ней навсегда? Вопросы, которые ставит перед тобой жизнь, разные. Один и тот же может и пугать, и беспокоить, но одновременно и радовать, волновать, будить скрытые возможности. Путь познания каждого — это личное открытие мира, основанное на общем человеческом знании.

В какой-то момент я понял: одним из способов постижения мира является помощь в этом другим. Помогать искать другим, быть товарищем, наставником — это всегда что-то открывать и для себя.

Ньютон не открыл бы свой закон, если бы на его голову однажды не упало яблоко. Учитель на этом примере — то самое (не в буквальном, разумеется, смысле!) яблоко, которое поможет ученику сделать своё маленькое открытие. В другой ситуации учитель — сон, который должен приснится будущему Менделееву, и тогда будет открыта, в который уж раз, периодическая система элементов...

Совместный поиск истины, не отштампованный ответ, — вот главное, к чему я стремлюсь на своих уроках физики.

Взгляд со стороны. Ученик.

С Евгением Николаевичем и сложно, и легко. С ним необычно. Его о чём-нибудь спросишь —редко сразу ответит. Тут же начнёт сам вопросы задавать. Ответишь на один, второй, и получается, ты сам на свой вопрос уже ответил. Он, оказывается, вовсе и не трудный был, мой вопрос.

Колесо времени уверенно стучит по жизни. Спицы в нём — вопросы, на которые мы нашли когда-то ответы. Чем их больше, тем крепче колесо.

Но иногда вдруг тряхнёт на кочке, ухабе (дороги у нас не для всякого колеса!), и спросишь у себя с тревогой: а так ли ты необходим, учитель физики, своим талантливым ученикам? Не найдут ли они свои ответы без тебя? Не то ли ты пятое колесо у телеги, без которого вполне можно обойтись?

А если даже и так? В каком-то смысле это неплохое объяснение нашей профессиональной педагогической роли. Пока четыре колеса не набрали оборотов, не притёрлись к оси, не встали в колею, мы рядом: направляем, помогаем, страхуем. А когда повозка уверенно покатилась вперёд без нас, мы останавливаемся и провожаем её взглядом, грустным, но светлым. Так и должно быть! Именно для этого мы и работаем: только помогаем ученику найти себя в бесконечном жизненном движении.

Что же остаётся мне, учителю? Я возвращаюсь в класс, к ученикам, которые интересны мне в своём поиске и которым, надеюсь, интересен и я. Будем искать вместе. Всё будет хорошо!

Взгляд со стороны. Директор.

Поживём-увидим. Поживём-увидим. Колесо жизни вращается.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
2 NePsix • 18:20, 26.06.2014
Очень понравилась идея показать столь разные взгляды со стороны.
avatar
Евгений Николаевич, замечательное эссе! Приглашаю вас принять участие в нашем конкурсе эссе: http://pedsovet.su/publ/40-1-0-4819