Ольга Китаева, 22.05.2014 5323 8

Эссе "Моя педагогическая миссия"


Сколько себя помню — всегда хотела быть учителем. С шести лет, еще не посещая школу, собирала маленьких друзей-соседей, брала в руки мел и указку и объясняла им («моим ученикам») какие-то важные истины (с моей точки зрения).


Обсудить статью (уже 8 коммент.)
Опубликовать свой материал

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь,
и любить тех, кому преподаешь.

В.О. Ключевский

«Человек создан для счастья, как птица для полета» — эти мудрые слова В.Г. Короленко знает каждый. Но в чем состоит счастье? Ох, и сложно ответить на этот вопрос! Помните, один из героев хрестоматийного фильма о школе в своем суперкоротком сочинение нашел очень простой ответ: «Счастье — это когда тебя понимают». Мне, как и каждому человеку хотелось, чтобы меня понимали, чтобы я была счастливой… Сколько себя помню — всегда хотела быть учителем. С шести лет, еще не посещая школу, собирала маленьких друзей-соседей, брала в руки мел и указку и объясняла им («моим ученикам») какие-то важные истины (с моей точки зрения). Всегда была заводилой: что-то организовывала, что-то репетировала, что-то придумывала и в школе, и дома... И еще. Был в моей жизни один человек, на которого хотелось быть очень похожей. Татьяна Федоровна Гребенкина — мой школьный учитель истории и обществознания — была для меня не только образцом педагога, но и идеалом интеллигентной, воспитанной и элегантной женщины. Именно тогда и определилась моя миссия — быть учителем истории, которую я выполняю без малого 20 лет. Я счастлива, что выбрала такую дорогу и часто вспоминаю слова Я.А. Коменского: «Наша профессия самая лучшая, как никакая другая под солнцем».

Я согласна с высказыванием, что учитель — это не профессия, это — призвание, миссия. Для меня моя работа — это не только служба, это смысл жизни. Я не работаю в техникуме, я там «живу». Нельзя закончить урок, закрыв кабинет; невозможно забыть про своих студентов, вернувшись домой. Каждый день и каждый час я думаю о них. Моя цель: научить их любить жизнь, понять в чем счастье, помочь найти свой путь. Поэтому как-то постепенно с опытом сложился мой Кодекс поведения:

  1. Создавай ситуацию успеха хорошим настроением и позитивным отношениям.
  2. Юмор — ключ к решению любой проблемы, а улыбка и шутка города берет.
  3. Всегда готовься к уроку как в первый раз, чтобы получать удовольствие от процесса общения и процесса сотворения нового.
  4. Будь открытым и искренним, умей признавать свои ошибки.
  5. Умей учиться от учеников и благодари их за общение.
  6. Из любой ситуации можно найти выход, если не рассматривать ее как проблему.

Моя жизнь — это постоянное познание нового и ежедневное творчество. Постоянно что-то искать, изучать, постигать современный мир, быть в курсе происходящего в нашей стране и в мире, слушать современную музыку и знать секреты подростков. Как это здорово! Такой ритм не дает стареть ни морально, ни физически. Общение с молодежью всегда заряжает меня оптимизмом и хорошим настроением. Как только вхожу в техникум и слышу «Здравствуйте, Ольга Николаевна!» — отступают все проблемы, поднимается настроение, и на такой позитивной ноте проходит день за днем. Я считаю, что главный секрет успешной педагогической деятельности — дарить окружающим счастье и радость, а дети — это такая благодарная публика! На твое доброе отношение откликаются любовью и преданностью. За долгие годы работы у меня скопилось целое состояние из хороших и верных друзей-моих бывших учеников.

Особенностью нашей системы является то, что к нам приходят учиться не медалисты, не отличники, а те, кто просидев девять лет на последней парте, хочет поскорее получить мастерство в руки и начать самостоятельную жизнь. Когда я изучала методику и педагогику в институте, разве я, как и Татьяна Сергеевна, героиня «Весна на Заречной улице», могла предполагать, что мои ученики «будут пить пиво, варить сталь, рожать детей»? И далеко не все хотят и умеют учиться, потому что ему в школе уже приклеили «ярлык» или «трудного», или «педагогически запущенного», махнули на него рукой, и у него и выросли иголки. Получаешь вот такого «ежика» на первом курсе. Сидит он за партой, иголки выпустил, как защиту и закрылся, потому что сразу предупредил: «Я — историю терпеть не могу». Попробуй тронь! Тронешь — ему неприятно, а самой больно и жалко. Думай, учитель, как к нему подобраться! Вот и думаешь, и работаешь с первого урока… День за днем, урок за уроком… Вдруг где-то в октябре слышишь «пыхтит» кто-то, а это «ежик» проснулся: пишет конспект в тетради, листочками учебника шуршит, слово незнакомое на странице нашел, руку тянет ответить. Услышать «Спасибо» от такого вот ежика дорогого стоит! Как приятно видеть благодарные глаза выпускников, мастерство на производстве наших студентов. Столько труда вложено — и вот они за три года стали достойными людьми, которыми можно гордиться!

Мои выпускники уже имеют свои семьи, счастливы в жизни и добились определенных высот в профессии. Самая большая для меня награда, когда серьезный взрослый мужчина — мой бывший ученик, краснеет и превращается от стеснения в мальчика, с гордостью представляет меня своей жене, а мне хвастается своими детьми и успехами в работе.

За последние годы очень изменились цели и задачи образования. Реализация нового национального проекта «Образование» в очередной раз подчеркнула важность прежде всего социализации личности. На первый план выдвигаются не заученные факты и теоретические знания, а формирование жизненно необходимых практических умений. Поэтому я считаю, что главное —  помочь стать ребенку успешным человеком. Не сформировать личность, а создать условия для реализации ее способностей; не диктовать проторенный путь познания, а помочь научиться решать практические задачи; не наказать в случае неудачи, а помочь преодолеть ее, вовремя протянув руку.

Мои уроки всегда ориентированы практически, связаны с современной ситуацией в стране, решают какую-нибудь проблему, учат быть креативными, толерантными и позитивными, уметь спорить и уважать чужую точку зрения. Главное: не только знать историю, но быть патриотом и гражданином. Хочу, чтобы мои ученики не выросли «Иванами, не помнящими родства», чтобы они любили свою культуру, семью, край, историю. В последнее время все мы с тревогой ждем сообщений о событиях в Украине. С каждым днем слышать новости все страшнее. Льется кровь на русской земле. Что же ты делаешь, град Киев — «мать городов» русских! А теперь по Крещатику разгуливают фашиствующие молодчики! Разве можно было представить такое? Как и чему учили этих молодых людей? Почему они не знают истории и не уважают своих предков? Отмену Парада Победы и разрушение памятников Великой Отечественной войны можно назвать только страшным вандализмом и кощунственным надругательством над памятью павших героев. Только тот, кто обогатит свою память знанием, выработанным человечеством, кто помнит, знает и любит свою историю может называться цивилизованным человеком, действительно духовно богатым, а потому свободным и творческим.

Мы, педагоги, создаем будущее. От того как мы сработаем, зависит успех нашей страны и мира. Я хочу, чтобы за годы обучения в техникуме, наши студенты выросли морально, постигли высоты подлинной человеческой красоты и вылетели из гнезда уверенными и оперившимися красивыми птицами. Со своей стороны постараюсь каждый день покорять все новые высоты, чтобы быть достойной права на воспитание их, молодых! Престиж учителя складывается из его общей культуры и профессиональной компетентности, которые постоянно надо подпитывать. Совершенствоваться в первую очередь должен сам педагог. Повсеместная компьютеризация, увеличение информационного потока, применение новых технологий — все это реалии сегодняшнего дня. Моя педагогическая философия — научить детей верить в себя, понимать и уважать других. И если они услышат то, что я хочу до них донести, то я буду совершенно счастлива от того, что моя миссия на этой планете выполняется! А добиться этого можно только благодаря СОТВОРЧЕСТВУ учителя и ученика.

Об авторе: Китаева Ольга Николаевна, преподаватель, ГАОУ СПО "Волжский промышленно-технологический техникум" Волгоградской области.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
7 NePsix • 17:50, 26.06.2014
Первый год после окончания педвуза я тоже работала в очень похожем по специфике образовательном учреждении. Проработала всего год, потом уехала в другой город, поэтому ко мне дяди-выпускники того профлицея вряд ли придут, но описанное мне очень близко. Спасибо автору!
avatar
5 Newyear • 12:03, 04.06.2014
Прочитав эссэ, хочу сказать, что во многом согласна с автором. Пришла в школу юной выпускницей ин.яза, так и задержалась, аж на 34 года. Творю, сопереживаю. Классный руководитель 8 класса, пять выпускников сдают ЕГЭ по английскому. Ждем результатов...Волнуюсь вместе с детьми, ведь это результат моей работы
avatar
4 Имя * • 17:41, 27.05.2014
Выражение Короленко знает далеко не каждый. И про миссию свою Вы говорите излишне патетически. И неужели Ваши ученики, вчерашние девятиклассники, реально "рожают детей и плавят сталь"? И что значит "вырасти морально" за годы учебы в техникуме? На мой взгляд, много общих слов и штампов.
avatar
6 NePsix • 17:48, 26.06.2014
А в чем проблема детей родить после 9 класса? Это и в школах иногда происходит, а в колледжах, профлицеях, ПТУ, где чаще оказываются не самые благополучные подростки - и подавно. Ну а насчет стали не скажу, не знакома с профилем данного учреждения, сочла метафорой. Если уж говорить о штампах, то зачем понимать все буквально?
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
8 Екатерина_Пашкова • 19:17, 26.06.2014
Скажу больше, именно эта фраза про детей и сталь показалась мне очень емкой и отражающей мои собственные мысли. Казалось бы, еще вчера только пришла в школу, а сегодня мои ученики уже действительно рожают детей, женятся и выходят замуж, прыгают с парашютом, организуют бизнес и работают по специальности. Раньше, просматривала ленту Вконтакте, удивлялась и думала, как же рано они начинают жить взрослой жизнью, но посчитала сколько им лет, вспомнила сколько себе... и подумала, что это нормально. Они взрослые люди. Сейчас уже привыкла.
avatar
3 oksnik • 07:34, 24.05.2014
Спасибо, Ольга Николаевна! Эссе замечательное. Читаю и создается такое ощущение, что это обо мне. Я себя в профессии ощущаю также. И благодарна судьбе за то, что у меня есть такая возможность - работать с молодежью, вкладывать в них частичку своей души, своих знаний.
avatar
2 greenpeace6815 • 12:55, 23.05.2014
замечательное эссе!
avatar
Ольга Николаевна, спасибо! С удовольствием прочитала ваше эссе. Удачи в работе!