Ольга Лещинская, 24.05.2014 0

Эссе "Про учителя, или Без щучьего веленья"


С детства любила  читать сказки. Родилась дочь — читала ей. Теперь она уже сама перечитала не один десяток сказок. Как-то задала мне вопрос: 
— Мама, а почему в жизни всё не так, как в сказке?


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Действительно,  почему в жизни всё намного сложнее? Почему само по себе ничего не происходит, как в сказке — по щучьему веленью, по моему хотенью. 

Стала отвечать дочери: 

— Сказки писали люди, которые просто верили в чудо. Они были постоянно в делах и заботах, поэтому им хотелось некой волшебной помощи, помощи со стороны.

А про себя подумала: 

— Может быть, сказки писали учителя? Ведь это они  верят в чудо,  всегда полны дел и забот и, как положительные герои сказок, хотят помочь всему человечеству поверить в силу Правды, Доброты, Справедливости, Красоты, ценить человеческие отношения и непременно быть полезными людям. Ведь это они, учителя — «Папы Карло», которые искусно «строгают» маленьких Буратин и постепенно превращают их в зрелых граждан своего государства, людей морально и нравственно устойчивых, имеющих свои убеждения, сформированное самосознание и меру ответственности за себя как человека мира, пришедшего в него непременно сделать жизнь лучше и прожить ее исполненной смыслом. И если это так, то получается, что  я одна из этих Пап, или, вернее сказать, Мам? Только в отличие от сказки действия происходят не в каком-то царстве-государстве, а в обычном городе N…, в обычном классе и урок ведёт обычный учитель. 

Я вхожу в класс. Тишина... Передо мной десяток глаз, умных, любопытных, настороженных…   «А что будет сегодня?» — думает про себя каждый. — С чем  пришел Учитель? Может, принес с собой  что-то особенное, интересное? А может, непонятное, неизведанное?»

И я, боясь спугнуть детские ожидания, начинаю осторожно, не торопясь. Даю своим питомцам возможность ощутить моё желание — желание научить тому, что сделает их умнее, богаче, ярче, тому, что поможет им понять мир вокруг себя и найти свое место в этом мире, ведь они — часть этого мира, и у каждого свое предназначение. 

Я, как мастер, начинающий свое ремесло,  всякий раз ощущаю, какой благодатный и податливый материал в моих руках! «Что же ты, учитель? –— говорю я себе. — Смелее, не бойся, берись за дело и твори! Вот они, дети, все  перед тобой, как на ладони, смотрят на тебя и искренне верят, что поймешь, полюбишь, примешь такими, какие есть, и обязательно научишь,  отдашь все без остатка, что имеешь сам: и знания, и любовь, и душу!» И только так, как в сказке, можно творить добро, создавать прекрасное — формировать Человека!

Я понимаю всю меру ответственности за данную Богом возможность прикоснуться к детской душе, стать соучастником жизни маленького человека, возможность сделать из него человека с открытой душой и добрым сердцем.

В моем представлении школа — творческая мастерская, где я, учитель, создаю условия для самореализации личности. Делая своё дело, я  ни на минуту  не забываю, что моя задача состоит не только  в том, чтобы создать ребенку более эффективные условия для усвоения той или иной суммы знаний, а ещё и в  том, чтобы максимально эффективно развивать его базовые образовательные способности и потребности, осуществление которых и составляет суть человеческой жизненной позиции и самореализации.

Не все так гладко и легко в моей  мастерской, в которой я более 15 лет преподаю английский язык. Порою так хочется произнести те заветные слова Емели: «По щучьему веленью, по моему хотенью!..» Но  в жизни не как в сказке! В жизни  нужно самому многому научиться и через многое пройти, чтобы добиться определённой цели. Вспоминаются слова В.А. Сухомлинского: «Чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей сияющего солнца».

Что отличает меня как учителя?  Я делаю акцент  на использовании внутренней активности личности, нравственно-волевой мотивации, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию, формируя такую образовательную среду, которая создает и воспроизводит условия для развития учащихся. К таким условиям я отношу, в первую очередь, реализацию индивидуальных способностей учащихся. Пусть ученик сам пытается проводить «магические действа». Только вместо волшебных палочек в руки он берёт ручки и карандаши, компьютерные мышки и электронные учебники, словари.  Предоставляю возможность ученику в процессе обучения находиться в ситуации выбора: проявлять самостоятельность в выборе того или иного дополнительного материала в соответствии с   его потребностями  и  интересами. Таким образом,  стараюсь  придать процессу обучения иностранным языкам  личностный смысл, в котором последовательно  развиваются  у школьников  рефлексивные умения  —  видеть себя «со стороны», самостоятельно оценивать свои возможности и потребности. Убеждена: образование только тогда будет качественно, когда  ребенок  будет переживать процесс обучения как  процесс личностной самоактуализации и самореализации.

Да, мы живём не в сказке, потому-то и не всегда всё заканчивается как в сказке — добро побеждает зло, у всех пир горой, всем хорошо и уютно… Но профессия наша не обычная, а… сказочная. Дети не терпят фальши, не умеют играть под фонограмму. С ними мне нужно быть откровенной и чистой, я должна суметь подобрать ключик к детским  сердцам — потайным дверкам, за которыми спрятаны их самые сокровенные мысли и желания. И надо быть таким мастером-умельцем, чтобы суметь выточить не один ключик, а сотни тысяч. Надо уметь найти подход к каждому входящему в твой класс, прочувствовать его мысли, провести через себя его переживания. И не дай Бог хоть раз оступиться в этой «ювелирной» работе. Потеряв ниточку доверия один раз, ты не сможешь восстановить её никогда, как бы тебе этого ни хотелось. Я знаю это, поэтому для меня мои ученики самые лучшие, самые умные, самые талантливые. 

Пусть ничто не случается «по щучьему веленью», пусть иногда слезы на глазах от усталости, руки опускаются от бесконечности несделанного. Оглянувшись вокруг и увидев рядом тех, кого люблю и кто любит меня, я успокаиваюсь, у меня открывается «второе дыхание»: они рядом, их судьбы, сердца вверены мне, Фее — Учителю.

Об авторе: Лещинская Ольга Алексеевна, учитель иностранных языков, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12», г. Нижневартовск.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?