Эссе "Развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся"

Десятый год я работаю над проблемой «Экологическое образование и воспитание на уроках химии и биологии». Почему я выбрала эту тему? Во-первых, вопросы экологии актуальны на сегодняшний день, и не говорить о них нельзя, поскольку от их решения зависит судьба всего человечества. Во-вторых, эта тема интересна для детей. Парниковый эффект, глобальное потепление климата, кислотные дожди, накопление в почве токсичных металлов и пестицидов и т.д. «Что это такое? Как и почему происходит? Как избежать этого?», - вот вопросы, которые возникают у детей, когда они слышат о глобальных проблемах человечества. И наша задача – дать объяснения, и вместе с учащимися прийти к необходимым выводам.


Обсудить статью (уже 8 коммент.)
Опубликовать свой материал

Реализацию целей экологического образования я осуществляю разными путями. Мною составлена программа «Экологизация курса химии». Каждая тема включает определенные аспекты экологического характера. Причем, в процессе обучения химии в 8-9 классах стараюсь сосредоточить внимание учащихся на проблемах защиты окружающей среды, на развитии представлений о взаимосвязи состава, свойств и биологической функции веществ, на биологической взаимозаменяемости химических элементов. На завершающем этапе школьного обучения в 10-11 классах у учащихся создаются предпосылки для понимания экологических закономерностей, возникают гипотезы разрешений проблем.

С целью активизации познавательной деятельности учащихся использую разные методические приемы и виды технологий. Часто в работе использую игровые технологии, основная задача которых – повышение эффективности обучения за счет усиления интереса учащихся к предмету. Игра увлекательна. Она снимает накопившуюся умственную усталость, повышает оптимистический настрой школьников, сплачивает группу и стимулирует учебную деятельность. Учитель, который часто использует на уроке элементы игры,- это обычно любимый учитель, а его предмет становится любимым предметом школьников.

Большое внимание уделяю урокам-практикумам, урокам-исследованиям, урокам смотра знаний, экскурсиям. В целях закрепления и обобщения знаний провожу семинарские занятия, конференции, которые повышают уровень развития учащихся, развивают самостоятельность, интерес к предмету, желание рассуждать, доказывать правильность высказанной точки зрения. Они совершенствуют умение анализировать, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, рецензировать ответы учащихся.

Большое внимание уделяю интегрированным урокам, которые позволяют выработать у учащихся навыки опережающего обучения, формировать у них целостное восприятие окружающего мира. Например, на уроке по теме «Вода – основа жизни на Земле», используя материал курсов химии, биологии, физики, географии, экологии и, обобщая знания о воде, мы подводим учащихся к пониманию глобальных проблем современности, связанных с загрязнением окружающей среды, раскрываем роль воды в природе, жизнедеятельности, демонстрируем пути рационального использования водных ресурсов.

«Мышление начинается с проблемной ситуации» (С.Л.Рубинштейн). Именно поэтому я практически на каждом уроке использую один из методов развивающего обучения - проблемное обучение, т.к. оно учит мыслить логично, творчески; позволяет сформулировать у учащихся не просто знания, а знания-убеждения, формирует навыки поисковой и исследовательской деятельности, развивает интерес к предмету. 

Развивать интерес к предмету стараюсь, используя проектные технологии. Проектная деятельность требует постоянного контроля. Учащиеся должны сознавать, что создаваемый ими проект актуален, полезен, тогда он будет им интересен. Тема «Химическое производство» сохраняет мощный образовательный и развивающий потенциал. Поэтому я предлагаю учащимся работу над такими проектами, как «Основы производства серной кислоты», «Производство аммиака нитридным методом». С целью экологического воспитания предлагаю тему проекта «Твердые бытовые отходы и их утилизация».

За последние годы обучения мои ученики работали над такими проектами, как «Влияние металлургического производства на состояние здоровья населения района», «Влияние бытовой химии на здоровье человека», «Причины минерального голодания комнатных растений и способы его устранения», и др..

В своей работе использую и творческие задания. Выполняя творческие задания, учащиеся осуществляют перенос знаний об основных изученных закономерностях, фактах и явлениях в область творческой исследовательской деятельности для решения новых проблемных задач.

Пример: античные сооружения Акрополя в Афинах за время с 1960 по 1980гг пострадали от загрязнения воздуха больше, чем за 2,5 предыдущих столетия. Чем это объясняется?

Я разработала и апробировала систему творческих заданий по химии в 9 классе. При изучении каждой темы предлагаю учащимся тематику для творческих работ, над которыми они работают в течение месяца. Лучшие работы обсуждаем на конференции в конце четверти.

«Об уме человека легче судить по его вопросам, нежели по ответам» ( Ж. Левис ). Именно поэтому я придаю большое значение вопросительной активности учащихся. Умение ставить вопросы и отвечать на них способствует активации творческой мыслительной деятельности учащихся, и задача учителя заключается в том, чтобы научить задавать вопросы (особенно проблемные) и создавать на уроке соответствующие условия, которые бы располагали к подобному роду деятельности.

Познание начинается с удивления. А что так не удивляет, как химический эксперимент. Химический кабинет является средством превращения знаний в убеждения, а, следовательно, он способствует формированию мировоззрения. Занимательные опыты провожу уже в 5-6 классах. «Фараоновы змеи», выращенные окрашенные кристаллы, миниатюрный «вулкан», «зимний пейзаж», «дым без огня» и т.д. – пробуждают интерес к еще неизвестному предмету. Химический эксперимент должен заставлять ученика творчески мыслить, побуждать их к активному применению приобретенных знаний.

Научно-исследовательская работа

Исследовательский подход позволяет значительно эффективнее решать задачи развития творческих способностей учащихся, воспитания инициативности и активной самостоятельности в обучении, укрепления интереса к предмету и учебному труду. Поэтому этому виду деятельности я уделяю большое внимание, особенно при работе с мотивированными и одаренными детьми.

Мои ученики неоднократно принимали участие областной научно-практической конференции «Старты в науку» (темы «Тяжелые металлы и окружающая среда», «Какую воду мы пьем?», «Анализ пищевых продуктов», «ГМО – оружие 21 века»).

В развитии познавательных интересов и творческих способностей учащихся мне очень помогают информационно-коммуникационные технологии.

С их помощью я имею доступ к учебно-методической и научной информации, оперативной консультационной помощи, моделированию научно-исследовательской деятельности и др.

Сохранена орфография и пунктуация автора.

Автор: Мухина Елена Алексеевна, учитель биологии и химии, МОУ СОШ № 7, г. Каменки



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
6 cosca • 08:39, 16.07.2014
Здорово! я считаю себя абсолютно не"химическим" человеком, не интересовалась химией никогда...а вот интересно было бы поучаствовать в такого рода творческих проектах и экспериментах! и если бы у моих детей в школе так преподавали химию и биологию, думаю, у них появился бы интререс к естественным наукам. Спасибо
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
8 2265889568 • 16:43, 22.07.2014
Очень рада, что работа заинтересовала вас, но она действительно увлекательна!!!
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 2265889568 • 16:46, 12.07.2014
мне очень понравилась, советую прочитать и использовать в своей работе
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
3 Екатерина_Пашкова • 17:01, 12.07.2014
Вы сами себе комментарии оставляете?
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
4 2265889568 • 06:37, 15.07.2014
нет,это моя подруга
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
5 Екатерина_Пашкова • 09:23, 15.07.2014
Тогда рады приветствовать. Просто у вас эссе и комментарий опубликованы с одного аккаунта.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
7 2265889568 • 13:20, 21.07.2014
она ко мне в гости заходила, воспользовалась моим ПК.
avatar
1 Катрин Игнатова • 21:40, 02.07.2014
Очень интересно! )