Эссе "Работа над ошибками"

Я стою и смотрю на детские рисунки, расположенные на стендах, мольбертах и планшетах. Передо мною экспозиция очередной итоговой выставки «От 4-х до 6-ти». Здесь представлены лучшие художественно-графические работы детей нашего детского сада за прошедший учебный год. Любуюсь красивыми переливами красок на рисунках, выполненных в технике «по-сырому листу». А вот необыкновенные фантастично-изогнутые ветвистые осенние деревья, нарисованные ватными палочками. А это космос и подводный мир, появляющиеся из процарапанных стеком и зубочисткой разноцветных линий и пятен. Мне нравятся портреты кошек и котов, чьи бумажные головы в технике «оригами» дополняют нарисованные восковыми мелками туловища. Необыкновенно выглядят летние пейзажи, где изображение создается свечой и акварелью. Легким и пушистым кажется снег в зимнем лесу, пропечатанный поролоновой губкой.


Обсудить статью (уже 1 коммент.)
Опубликовать свой материал

Я довольна тем, что вижу в этих работах разнообразие техник и приемов рисования и знаю, какие новые и необычные материалы использовались на занятиях. Довольна потому, что я – педагог изобразительной деятельности и весь прошедший учебный год был годом интересных экспериментов, творческих замыслов, инновационных проектов и исследований в области художественных изобразительных технологий для детей.

Продолжаю разглядывать рисунки и постепенно понимаю, что-то не так. Еще раз окидываю взглядом всю выставку, затем поочередно просматриваю каждый рисунок и, наконец, понимаю, что допустила ошибку, вернее, упустила один очень важный момент.

Современное время – это время технического прогресса, новых продуктивных технологий. В детстве (мне 52 года) мы не слышали о мобильных телефонах, не знали игровых приставок, а цветной телевизор был роскошью. Сейчас (прошло всего каких-нибудь сорок лет) в мире насчитывается великое множество разнообразной электронной техники. Порой, пока осваиваешь один из приборов, на смену ему успевают прийти более усовершенствованные модификации или появляются кардинально новые виды. Время изменилось и обществу требуются личности, умеющие во всем этом разбираться, способные нестандартно мыслить, инициативные и творчески активные. И потому развивать креативные способности у детей необходимо как можно раньше.

«Креати́вность (от англ. create — создавать, творить) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно американскому психологу Абрахаму Маслоу — это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики. На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. В широком смысле — нетривиальное и остроумное решение проблемы. Причем, как правило, скудными и неспециализированными инструментами или ресурсами, если потребность материальна»(wikipedia.org).

«Креативность – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее». (Пол Торрен)

Одним из основных принципов государственной политики в области образования является «… стимулирование образованной личности и развитие одаренности». (Закон РК «Об образовании», 2007 г., статья 3)

«Творческие способности могут проявляться в различных видах деятельности. На волнующий многих родителей вопрос, можно ли их развить, можно ли обучить креативности, психологи отвечают: да. Это связано с тем, что дошкольный возраст является очень восприимчивым, пластичным, здесь появляется такая психическая функция, как воображение. Другими словами, возраст от трех до семи лет наиболее благоприятен для развития креативности. Под креативностью психологи понимают способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения проблем. Креативность является полной противоположностью шаблонному мышлению. Она уводит в сторону от банальных идей, привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения». (С.М.Зиньковская)


Итак, детскую креативность можно развить уже в дошкольном возрасте. В большей степени этому может способствовать продуктивная деятельность, т.е. занятия рисованием, лепкой и аппликацией. Они дают ребенку те знания, которые нужны для полноценного развития, для понимания красоты и гармонии природы, людей. Эти занятия - большой потенциал для развития фантазии и появления оригинальных идей. Необходимо расширять опыт ребенка как основу его творческой деятельности, учитывая при этом специфические особенности детской креативности:

  • быстрота возникновения замыслов и их неустойчивость;
  • субъективность творческих решений, открытий, находок;
  • увлеченность процессом или деятельностью более, нежели результатом.

Требуются новые формы, методы и приемы организации продуктивной деятельности, обновление тематики и технологии детских работ с учетом современных условий и субкультуры детей.

Взяв за основу сказанное выше, в начале прошедшего учебного года я поставила перед своей педагогической деятельностью следующие цели:

  • создать условия для развития креативных способностей детей 4 - 6 лет, подготовив необходимую материальную базу для продуктивной деятельности;
  • развить технические и изобразительно-выразительные умения и навыки, используя нетрадиционные материалы;
  • освоить способы создания изображений, используя новые средства, приемы и методы работы;
  • максимально способствовать проявлению инициативности и самостоятельности в процессе экспериментирования с изобразительными материалами;
  • развить индивидуальность, свой «почерк».

Сухомлинский В.А. писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Первостепенное значение для формирования у детей в детском саду интереса к продуктивной деятельности, а как следствие развития креативных способностей, приобретает организованная учебная деятельность. Я решила изменить ее обычные составляющие: мотивацию и побуждение, организацию и поиск, рефлексию. И заменила их четырьмя этапами: практическое применение знаний, анализ, синтез и оценка. Предлагаю пример занятия по теме: «Ежики».

Практическое применение знаний:

  • Показать изображение и рассказать о жизни ежей. Задать несколько вопросов:

Если бы захотел завести ежа, где бы стал его искать? Чем бы кормил? Как устроил бы ему дом? Оставил бы его у себя или отпустил бы на природу?

  • Показать детям, как нарисовать животное.
  • Анализ:

Дать детям новые материалы и инструменты, предложить поближе с ними познакомиться.

Попросить объяснить, как измениться чистая вода, если капнуть в нее каплю красной краски, а затем каплю черной.

Попросить смешать на палитре красную и черную краску. Попросить объяснить, какой цвет получиться и какое количество черной краски нужно взять, чтобы получился красивый коричневый оттенок.

  • Синтез:

Попросить детей представить себе, что у них есть краска в миске, но вместо кисточки только комок смятой бумаги. Каким образом они нарисуют колючки ежу?

Поставить перед детьми задачу получить коричневую краску путем смешивания и нарисовать ежа, используя кисть и комок смятой бумаги.

Предложить детям придумать новое фантастическое существо и изобразить его на другом листе бумаги, используя освоенную технику работы.

  • Оценка:

Попросить детей описать свое новое творение:

Где живет? Чем питается? Как передвигается? Какие звуки издает?

Попросите детей представить, что они с помощью волшебства могут превратиться в электронную машину или животное. Какое превращение они бы выбрали и почему?

Необходимость учета возрастных особенностей детей, а также развития у них интереса к продуктивной деятельности вынуждают строить занятия в форме игровых образовательных ситуаций. Используя различные игровые технологии, большее предпочтение я отдавала системным играм, развивающим логику, мышление, воображение. Часто мною использовались авторские дидактические сказки, создающие мотивацию к последующему процессу деятельности и, иногда, рассказывающие об истории появления или возникновения того или иного предмета или явления.

Итак, для активизации творческого воображения и развития креативности у детей я использовала приемы ТРИЗ-технологий, экспериментировала с изобразительными материалами, использовала нетрадиционные техники и инновационные приемы работы. И, как следствие, достигла определенных результатов:

  • у детей повысился интерес к продуктивной деятельности;
  • появилась самостоятельность в выборе изобразительных материалов и сюжетов;
  • появился интерес к экспериментированию;
  • повысился уровень координации движений и ручной умелости;
  • детские работы стали отличаться оригинальностью и новизной.

Однако возвращаюсь к ранее напечатанному. Где же я допустила ошибку и какой важный момент упустила?

Произведения, создаваемые юными художниками, должны быть построены не только на принципах свободного выбора материала и сюжета, а, прежде всего на личном творческом опыте, фантазии ребенка ─ способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ.

Талантливое произведение должно заставлять нас думать, чувствовать, сопереживать, анализировать, строить догадки, что-то представлять, воображать.

"Мы стоим посредине между двумя великими вещами: с одной стороны - знания, добытые, накопленные, выстраданные в веках, сосредоточенные в копилке мудрости в книгах и в бессмертной душе бессмертного народа, а с другой стороны – ребенок, маленький человек из которого надо создать человека» (В. Сухомлинский).

«Вся деятельность педагога изобразительного искусства подчинена, прежде всего, воспитанию духовно-нравственной личности. Духовность - человеческое качество, характеризующее мотивацию и смысл поведения личности. Это фундаментальное основание культуры, проявление «человеческого в человеке». Духовность характеризуется качествами, возвышающими личность над собственными физиологическими потребностями: бескорыстностью, свободой, эмоциональностью, сознательностью» (М.Б.Маценко – опубликовано 08.07.2013).

Я строила программу так, чтобы дать детям ясные представления о разнообразии и возможностях изобразительных материалов, но забыла о развитии образного мышления, источниками которого являются наблюдения и эстетические переживания окружающей реальности. Необходимо было формировать у детей способности самостоятельного видения мира, размышлений о нем. Добиваться возможностей выражения в рисунках своего отношения к жизни, используя опыт художественной культуры. Например, разработать серию занятий по созданию эмоционально-образных портретов: «Портрет грустного кота», «Как злого дракона превратить в доброго?», «Портрет пожилого человека», «Я и моя мама» и т.д.

«Применение неклассических техник стало уже традиционным явлением в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками. Это связано, прежде всего, с быстротой получаемого результата и высоким эмоциональным эффектом, повышающим интерес детей к рисованию и удовлетворение от работы. Важно показать ребенку, что техника, хотя и имеет большое значение в создании рисунка, все же выступает в качестве «вспомогательного кирпичика» в построении образа» (Г.Ю.Зенина - опубликовано 03.11.2012).

Эстетическое восприятие действительности, воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание эмоциональности – основные направления развития духовных качеств, помогающие сформировать творческие способности детей. «Ведь конечная цель любого художественного развития - это духовное развитие» (М.Б.Маценко - опубликовано 08.07.2013).

Детские работы должны быть похожи на сказку. Рассматривая их, можно получать представление о добре и зле, испытывать чувство радости и удовольствия от ярких жизнерадостных цветов. В них должен чувствоваться весь мир детских переживаний, их жизненный опыт и примеры из окружающей действительности. Нельзя прятать такое богатство за фасадом новых технологий.

В заключение хочу рассказать одну выдуманную мной историю.

Забор

На улице города, в небольшом доме жил одинокий пожилой мужчина. Единственным его увлечением и, можно сказать, страстью был газон, который он посадил под окнами уже много лет назад. Газон подстригался через определенные промежутки времени и с такой же периодичностью поливался. Ни одной посторонней сорной травинке не удавалось поселиться на нем, как бы она не старалась. Надо сказать, что в благодарность за отличный уход газон платил хозяину великолепием. Трава была настолько ярко и зеленой, так сверкала на солнце, что вызывала восхищение всех соседей, проходящих мимо по тротуару. Похвалу слышать всегда приятно, тем более, когда ее заслуживаешь. Хозяин газона дружил с соседями, особенно с теми, которые жили рядом слева и справа. Они кормили его вкусными праздничными пирогами и разрешали покатать в коляске своих маленьких детей.

Время шло, дети соседей подросли и первые следы от шин маленького велосипеда появились на газоне. Чудесная изумрудная трава подвергалась опасности и хозяин газона подумал о заборе. Чтобы забор не прятал от глаз красоту газона, решено было сделать его невысоким и сетчатым. Однако вскоре маленький велосипед сменился большим по размеру и мощности, и забору пришлось нелегко. Хозяин газона был человеком добрым, никогда не ругал детей, решая проблему самостоятельно. Поэтому к первому ряду сетки добавился второй ряд, отстоящий от первого на 20 сантиметров. Ко всему прочему, у подросшей малышки соседей слева появилась страсть к домашним питомцам. И вот уже маленькие пушистые кролики и цыплята, выбирающиеся из своих загонов, пробовали на вкус сочную траву газона. Решение пришло неожиданно. Побережье (город стоял на берегу моря) было усыпано морской галькой разнообразного размера и цвета. Она и сгодилась для укрепления забора. Хозяин газона укладывал ее в промежуток между двумя рядами сетки. Забор получился необычайно интересным. Рассматривая его под разными углами зрения, можно было увидеть в рисунках камней необыкновенные картины.

Последующие события с перелетающими через ограждение ракетками, мячами и обручами показали необходимость в увеличении высоты забора. Вскоре он так вырос, что полностью скрыл весь дом. Газон был спасен. Больше ничего не грозило его блестящей изумрудной траве. Только вот уже никто не восхищался его красотой, а из окна дома мужчина перестал видеть играющих детей и прогуливающихся по тротуару соседей.

Мы – разные. Кто-то «строит красивые заборы», огораживая личное пространство, кто-то полностью открывает свою жизнь людям, а кто-то находит новые креативные решения.

Сохранена орфография и пунктуация автора. 

Автор: Гальцева Нина Геннадьевна, педагог по изобразительной деятельности, ГККП (Государственное Коммунальное Казенное Предприятие) Детский сад №21



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 cosca • 11:26, 30.07.2014
такое сложная последовательность материала, честно говоря, теряешь мысль периодически... вроде все верно... но сложно, запутанно... а в новых занятиях Вы пользовались методом проблемного изложения и частично-поисковым методом обучения... просто это можно указать в своей методразработке. Спасибо. спасибо за слова Торренса - это мои любимые