Ирина Галушка, 06.06.2015 1300 6

Эссе "Я — учитель"


Почему? Ну почему третья пара сегодня именно в этой группе? Сегодняшний день, 1 марта, для нашего колледжа особый. Каждый год в этот день мы вспоминаем наших мальчишек, погибших в «горячих точках». Все 300 учеников — смелых, слабых, крутых, умниц, гулён, ботанов и двоечников, — не отрывая глаз и забыв, наконец, о своих телефонах, смотрят на поминальные свечи около портретов своих ровесников. На одном из портретов Пашка. Его классным руководителем была я.


Обсудить статью (уже 6 коммент.)
Опубликовать свой материал

И теперь каждый раз оставшееся после этого мероприятия до конца пары время я не могу перейти к математике. Группе, которая находится в кабинете, рассказываю о нем. Он не был «обычным нашим учеником», а потом вдруг стал героем. Он был комбатом для группы, и я не имею никакого права не рассказать об этом. Не показать фотографии. Не рассказать, как его хоронили… Спустя время, парни вспоминают рассказы об армии со слов своих друзей, братьев, потом — дебаты: служить — не служить, и звонок. Можно продолжать работать. Так было всегда. Но в этом году придет группа, которой я все это рассказывать не хочу.

Это первокурсники. К 1 марта группы, как правило, уже причесаны, ознакомлены с правилами и требованиями, связаны чем-то невидимым друг с другом и со мной, а здесь до сих пор не получается. Нет контакта.

Почему так произошло? Почему не наладилась нить, без которой очень трудно приходить в эту группу? Как она налаживается? Наверное, с того момента, когда видишь перед собой не группу, а понемногу начинаешь различать каждого ученика. Может, во время послеурочных консультаций, когда сидишь «глаза в глаза» и являешься свидетелем хоть и небольшого, но движения вперед, или во время урока, когда разделяешь его маленькую победу — теорема доказана! А может, во время фронтальных опросов, когда каждый ощущает себя равноценной частью во вкладе в общую картину изучаемой темы. Кажется, наладить эту нить просто: вспомнить педагогику, психологию, «из опыта работы» — и вот тебе два десятка пытливых, преданных глаз. Не помогает. Не пронимает. Как правильно применить все эти знания в данной ситуации. Как это — правильно? Ведь кроме педагогики и психологии есть еще отношения между людьми, моральные, этические основы. Кто определяет эти нравственные критерии в современной школе? Может, «оказывать образовательные услуги» — и все? Это в моей школе все было понятно и прописано в моральном кодексе строителя коммунизма. А сейчас каждый педагог определяет эти критерии сам. И я для себя определила. Я ведь в этом мире не одна, за мной стоит такой бастион!

Не могу подвести мою комсомольскую молодость, где за справедливость и правду стояли до конца, моих учеников в школе, где мы плакали вместе со всем 10-м классом, когда из-за одного одноклассника забыли поздравить ветерана, моего папу, коммуниста, который раньше думал о Родине, а потом о себе... В жизни я была свидетелем событий, которые происходили вокруг меня, я жила и в могучей, и в разгромленной, и в восставшей с колен стране. Я не понаслышке знаю о силе духа человека, о героях. Я видела жизнь моих родителей, которые приехали покорять целину, жила рядом с моими одноклассниками, воинами-афганцами. Я горжусь своей страной и, уж коль в силу моей профессии у меня есть доступ к душам моих учеников, должна зажечь искорку любви к Родине и у них.

…Вхожу в аудиторию. Включаю проектор. Двигаю мышкой по рабочему столу, а она вдруг сделала разворот от папки «Уроки» к папке «Паша». Открываю и, без предисловий и эмоций, ни на кого не глядя, показываю фотографии и говорю, говорю, словно боюсь, что меня перебьют…

Любую фальшь, пафос ученики почувствуют сразу. На уроке невозможно играть. Это как в «Театре» Моэма. Когда я пришла в школу, представляла себя строгой, требовательной учительницей, сдержанной, мудрой и справедливой. Но уже в первый месяц работы поняла: в это все можно поиграть в учительской, на светском рауте, а на уроке, перед учениками, как на сцене (у Джулии Ламберт) — самые искренние эмоции, самая суть человека. Верную интонацию взять нелегко. Небольшая неточность — и нравоучения будут звучать смешно. А в награду за свои убедительные речи получишь набор отторжения — от насмешливого взгляда до полного равнодушия. Как просто — не говорить! Какого количества сомнений сразу лишаешь себя! Даже если сегодня ребят вроде бы «проняло», завтра они не придут окрыленными после очередной беседы! Но когда-то я сама выбрала такую профессию: учитель. И сейчас, познав ее в полной мере, знаю: результат моей работы мне увидеть не удастся. А хотя... Опаздываю на автобус. Странное дело, но он стоит. Ждет кого-то. Вхожу — и вдруг на весь салон раздается: «Здравствуйте, Ирина Ивановна!». Поздний вечер. Моя дорога проходит мимо крыльца школы, на котором, пользуясь тем, что их никто не видит, тусуются подростки. Крики, гогот, свист — не зря редкие прохожие ускоряют шаг. Настал мой черед. На крыльце как-то подозрительно стихло. Расправляю плечи, чтобы «смерть — так в лицо», и слышу из темноты: «Здравствуйте!» Здравствуйте, все мои ученики! Спасибо, что при встрече не отводите взгляд, не боитесь выглядеть смешными, не такими как все, и помните своих учителей! А какая еще благодарность нам нужна?!

...Звенит звонок. Я остановилась. После небольшой паузы мальчишки как-то боком и очень тихо стали уходить из класса. Один из забияк, Андрей, вдруг задержался и человеческим голосом сказал: «Ну что вы так волнуетесь, все ведь нормально!»…

Спасибо, Пашка!

Об авторе: Галушка Ирина Ивановна, преподаватель математики, государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Псковской области "Псковский политехнический колледж".



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
6 тигр1015 • 22:04, 20.10.2015
Работа привлекает внимание читателей своим необычным началом, которое с первых строк эссе способствует развитию интереса. Невольно возникает вопрос: «А что же будет дальше?» Содержание эссе с каждой минутой чтения затягивает все глубже и глубже. Этому способствует неторопливый, размеренный темп повествования. В тексте присутствует целый «каскад» риторических вопросов, но самый важный, особенно актуальный для сегодняшнего поколения подростков,- «что сделать, чтобы ученика «проняло»? На примере героя Пашки автор эссе рассматривает одну из актуальных тем – тему патриотизма. Как «зажечь» у учащихся искорку любви к Родине, уважение к учителю? Финальные предложения работы оптимистичны, вселяют уверенность, а это многого стоит. Автору удалось затронуть душу читателя, заставить сопереживать. Стиль выдержан, содержание отличается оригинальностью, убедительностью.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
5 neponepo • 10:14, 12.10.2015
Дорогая Ирина Ивановна! Спасибо за искренность и откровенность. Я люблю читать, еще больше люблю читать, переживая события. Но это происходит только, когда прочитанное побуждает к размышлениям, "переносит" во времени и позволяет ощутить себя в другой роли, вызывает желание как бы заглянуть "за кулисы" и увидеть, что же и как же там за кулисами. Сегодня было именно так. Приятно, что могу пожать Вам руку в учительской!
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
4 Julija1981 • 22:58, 30.09.2015
Сильно, душевно, жизненно!
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
3 Elena_Shitikova • 07:55, 26.09.2015
Дорогая Ирина Ивановна! Большое Вам спасибо за вашу работу! Замечательная статья. Прожила "третью пару в этой группе" и волновалась вместе с Вами. Очень трогательно. Ещё раз спасибо!
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 Lara3172 • 06:59, 26.09.2015
Хорошая работа, проникновенная. Очень глубоко пережитая!
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 shumilonadya • 21:53, 23.09.2015
Было очень интересно читать Ваше эссе. Спасибо за оригинальный подход к теме! Вы подняли очень важные проблемы, с которыми сталкивается каждый учитель, и каждый решает их по-разному.