Надежда Сметанина, 06.06.2015 0

Эссе "Отдаю я детям сердце…"


Почему человечек идет в школу? Взрослые с уверенностью утверждают: «Учиться!». А учителя добавляют: «Приобрести знания, умения и навыки». И все же, почему?...


Обсудить статью Опубликовать свой материал

По-моему мнению, человечек приходит в школу за радостью, убеждением, что он личность, что он значит что-то в жизни других людей — папы, мамы, друзей и учителей. Маленький человечек ждет подтверждения своей ценности, а еще встречи с добрыми, заботливыми людьми, которые поведут его по дороге в большую «Страну знаний».

Каждый ученик — личность, это не вызывает сомнения. Но помним, ли мы об этом. Ребенок с рождения беззащитен, полон противоречий, поисков, надежд. Ребенок — открытый для всего — доброго и плохого. Не дать спрятаться этому маленькому цветочку, закрыться двери нежной души — вот главная цель учителя. Сердце! Конечно сердце, направит в нужную дорогу.

Все мальчишки и девчонки, побывавшие в моем кабинете, прежде чем пришли в классы коррекционной школы, не один год пробовали свои силы сначала в общеобразовательной школе, затем в классах коррекции. Множество испытаний приходилось переживать детской душе, когда человечек осознает, что он «не такой как другие».

В этой связи, мне хочется рассказать древнюю притчу «Хромой и слепой».

«Хромой человек однажды вошел в постоялый двор и устроился там среди других посетителей.

— Из-за моей хромоты я лишен возможности быстро передвигаться, и не успею на султанский пир, — сказал он своему соседу.

Человек, к которому он обратился, поднял голову и сказал:

— Я тоже приглашен на пир, но мне еще труднее попасть туда, чем тебе, потому что я слеп и не вижу дороги.

Тут в их разговор вмешался третий посетитель. Он сказал:

— Вдвоем вы располагаете средством достичь вашей цели, если только согласитесь воспользоваться им: слепой может отправиться в путь, неся на спине хромого. Вы должны использовать ноги слепого, чтобы идти, и зрение хромого, чтобы его направлять.

Вот так эти двое достигли конца пути, где их ожидал невиданный доселе пир. По дороге они останавливались на отдых в другом постоялом дворе. Здесь они повстречали еще двух несчастных, которые так же хотели попасть на пир и не могли. Слепой и хромой стали им объяснять свой метод, но один из этих людей был глухим, а другой немым. Немой слышал их объяснения, но не мог передать их своему приятелю. Глухой мог говорить, но ему было нечего сказать.

Эти двое не попали на пир потому, что в это время поблизости не оказалось того третьего человека, который, прежде всего, объяснил бы им особенность их трудности, а уж потом подсказал бы, как эту трудность преодолеть» [1].

Я считаю, что ребенок достоин, встречи на своем пути с человеком добрым и понимающим, с щедрым сердцем, способным как солнце, освещать путь изучения себя и окружающей действительности. На ум приходят слова Авиценны: «Учитель — это жертвенная профессия, это человек, способный спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершать восхождение» [2]. Я думаю, что мы с ребятами находимся самом в начале этого длинного пути, этот путь обязательно приведет каждого из нас к самой главной победе в жизни — победе над собой, своей слабостью, своим неумением.

Вспоминаю первую встречу с детьми: испуганные и любопытные, их глаза внимательно следят за мной, моими движениями, ловят каждый взгляд, жест. Понимаю: только бы им не навредить. Сердце просит: «Помоги, полюби, всели надежду, веру». Мне близка позиция Ш.А. Амонашвили: «Чтобы ученики поверили учителю, последовали за ним, они должны открыть в нем исключительное великодушие, сердечность, отзывчивость» [3]. Сердечная доброта и отзывчивость души предполагает терпение, уважительное отношение к неудачам, проступкам воспитанников как к естественному явлению. Здесь заботы для сердца намного больше, оно и строгое, и жесткое, но обязательно справедливое и последовательное.

При общении с детьми мое сердце открыто. Ведь только открытым сердцем я могу научиться улавливать настроение ребенка по едва заметным признакам, своевременно реагировать. Каждый день на наших глазах в жизни ребенка случаются «маленькие трагедии», происходят радостные события. Для взрослых, далеких от школьного мира они кажутся незначительными. Но я знаю: для детей нет несерьезных дел, поэтому к каждому надо подходить с полным пониманием. Всегда стараюсь дать понять ребенку: ты мне интересен, мне важны твои успехи, я переживаю вместе с тобой и уважаю тебя.

Здесь, у двери своего кабинета, я чувствую, как в моем сознании нескончаемой вереницей возникают мысли, беспокоя сомнения:

— Какой я педагог?

— Скажут ли мои ученики с благодарностью и с гордостью: «Это наш психолог?»

Итак, иду на занятие. Оно живет в моем сердце задолго до того, как я отворю дверь. Я его обдумываю, планирую, мысленно провожу! Я хочу искать, пробовать, ошибаться, находит новые формы, хочу, чтобы мои новые занятия были лучше предыдущих. И мне ясно: хороший педагог всегда в поиске, всегда учится сам. Учится, работать над собой, передавать знания другим. Мое занятие состоится, если я смогу зажечь интерес в глазах своих воспитанников. Почувствовать, что ученики безучастны к творимому на занятии, увидеть равнодушие в глазах… Нет! Это самое страшное для меня! Пусть они спорят, сомневаются, не соглашаются, выражают свое отношение.

Пройдет совсем немного времени, и маленький человечек вырастет. Ему расскажут, что дважды два — четыре, что есть пестики и тычинки, а Деда Мороза не бывает. Когда-то любимые игрушки и книжки будут выброшены, а на смену детской вере в чудо придет желание утвердиться в жизни — получить специальность, работу, купить среди океана остров… Но это будет потом. А сейчас:

Скажи — и я забуду,
Покажи — и я запомню,
Дай сделать — и я научусь.

Мы думаем, что дети смотрят на мир нашими глазами. Эта иллюзия очень сильна! Именно она закрывает доступ к реальному, сложному, но оттого не менее привлекательному миру наших учеников. «Мы не знаем детей, хуже того — знаем по предрассудкам», — писал известный педагог Янош Корчак [2]. А ведь действительно, сколько предрассудков, в которые верят взрослые, существуют вокруг детства. Например, считается, что «ежовые рукавицы» способны закалять детей и помогать им вырасти дисциплинированными и уважающими взрослых людьми. Но можно ли оскорблением и унижением воспитать уверенную в себе, полноценную личность? Среди современных родителей и некоторых учителей популярно утверждение, что ласка портит, делает из детей эгоистов, маленьких тиранов. Но какого ребенка испортит знание, что его уважают и гордятся, не только за достижения, но просто так, что он есть, он существует, он единственный?

Отдаю ли я своим детям сердце? С уверенность могу сказать — ДА!

Источники:

  1. Сайт лотоса: развитие человека (http://ariom.ru/litera/2003-html/shakh/shakh-04/c78.html).
  2. Сайт «Aforism.su» (http://www.aforism.su/avtor/6.html).
  3. Сайт «Livejournal» (http://akry.livejournal.com/445273.html).

Об авторе: Сметанина Надежда Анатольевна, педагог-психолог муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) школа-интернат» г. Красновишерска Пермского края.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?