Эссе "К вопросу о психологической поддержке учителей"


Работа посвящается всем работникам сферы образования с целью обратить внимание общественности на важность и актуальность вопроса о психологической поддержке учителей. В ней отчетливо звучит призыв к действиям со стороны государства.

Обсудить статью (уже 11 коммент.)
Опубликовать свой материал
Афанасьева Полина Валерьевна –
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия № 1» г. Воронеж,
кандидат педагогических наук

Гуманистическая образовательная парадигма открывает большие возможности для педагогического творчества. Субъект-субъектное созидательное взаимодействие, когда каждый участник учебного процесса имеет право на собственное решение, все более актуально в современной системе образования. Вопрос состоит лишь в том, готов ли среднестатистический педагог к реализации творческих проектов с акцентом на личность учащихся. Ведь, как известно, в настоящее время преобладает догматическая парадигма «научения» с авторитарным правом голоса педагога.

Гуманизация межличностных отношений в коммуникативной среде обучения предполагает способность учителя вести конструктивную деятельность не только на предметном организационно-педагогическом, но и на эмоционально-психологическом уровне. Всегда ли педагог справляется с такой нагрузкой? Находит ли он импульс к самостоятельному поиску духовных резервов собственного развития? С кем делится своими наболевшими проблемами в педагогическом сообществе? Способен ли адекватно рефлексировать, сохраняя согласованность таких важных характеристик гуманистической образовательной системы, как диалогизм, свобода выбора, соразвитие, сотворчество, единство. Поиски ответа на эти вопросы должны занимать не только специалистов в области психолого-педагогической науки, но и социологии, политологии.
По данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), к 2020 году каждый второй человек будет страдать различными видами депрессивных расстройств, которые приводят к тяжелым и часто необратимым последствиям – снижению работоспособности, продуктивности и социальной активности. Эти явления ложатся тяжелым бременем на общество и государство.

Стране необходимы активные, творчески работающие люди. Указанными качествами должен в первую очередь владеть специалист, работа которого связана с воспитанием детей.

В современном образовательном пространстве вопрос о психологической поддержке учителей является весьма актуальным.

Главной составляющей продуктивной профессиональной деятельности учителя, от которой зависит качество образовательного процесса, является психологическое благополучие педагога. Психологическое благополучие учителя детерминирует гармоничное взаимодействие личности педагога с учениками, коллегами, родителями. В современных условиях психологическое благополучие становится важнейшим условием решения комплексных задач воспитания здоровой и всесторонне развитой личности подрастающего поколения – будущего России.

Психологическое благополучие и психологическое здоровье педагога нужно признать социальным заказом общества.

В качестве наиболее часто встречающихся нарушений психологического благополучия педагога ученые (М. В. Ларских, Н. Е. Водопьянова, В. В. Бойко) называют такие явления, как эмоциональное выгорание, профессиональная деформация, деструктивный перфекционизм, так называемый «комплекс отличника», необоснованная тревожность, затяжные депрессии, психосоматическая симптоматика, паническая боязнь неуспеха, пассивность, тенденция выбирать слишком сложные и нереалистичные цели, плохое настроение.

Все эти явления негативным образом влияют на профессиональную деятельность педагога, в связи с чем, на мой взгляд, необходимо сосредоточить внимание общественных деятелей (политиков) именно на здоровьесберегающих технологиях и психологической поддержке как молодых специалистов, так и педагогов с большим опытом работы.

Считаю необходимым создать специализированные центры психологической поддержки педагогов (ЦППП), в которых будут проводиться адаптационные и коррекционные тренинги по формированию мотивации успеха у работников образования.

Основные задачи работы тренинговых центров психологической поддержки педагогов (ЦППП):
  • помощь учителям на первых порах педагогической деятельности в условиях дезадаптации (устранение состояния депрессивности, повышенной тревожности, недовольства собой), а также в условиях коммуникативных затруднений (недопонимание со стороны участников педагогического сообщества: коллег, родителей, учащихся, юношеский максимализм детей);
  • повышение мотивации педагога в формировании ситуаций успеха и конструктивного взаимодействия ученик – родитель – администрация – коллеги;
  • информирование педагога об общих законах управления эмоциями и о последствиях для психологического здоровья нарушений правил психогигиены;
  • развитие способности педагогов к управлению эмоциональными реакциями; совершенствование навыков самоконтроля, повышение стрессоустойчивости;
  • формирование у педагогов навыков в постановке и достижении реальных целей в различных сферах (не только в профессиональной, но и личностной, семейной, в сфере здоровья);
  • побуждение к целенаправленной активности, обогащающей опыт и личностную зрелость педагога;
  • формирование и развитие способности педагога к рефлексии своего поведения.
Очень важно осознать необходимость открытия и функционирования центров психологической поддержки педагогов. Причем речь идет не о частной психологической практике в режиме психотерапевт – клиент, а о работе специалистов психолого-педагогического профиля именно с этой социальной категорией людей, входящей в группу риска по частоте психосоматических расстройств.

На пути к осуществлению идеи открытия ЦППП возникает ряд противоречий:
  • между потребностью современного общества в психологически здоровых учителях и рентабельностью затрат государства (как правило, мнение не только обывателя, но и политика таково: «Веками работали педагоги без психологической поддержки, как-то адаптировались и учили детей»);
  • между потребностью педагога быть психологически здоровым и его моральной неготовностью к этому (распространенное мнение учителя: «Если я обращаюсь к психологу, значит, я точно нездоров», «А вдруг кто-нибудь узнает, что я был у психолога»).
О важности акцентирования внимания политиков на психологическом здоровье членов общества свидетельствует тот факт, что эта необходимость существует и в их профессиональной деятельности. Нельзя умалять значение проблемы психологического здоровья для общества и государства.

Что касается учителей, то даже самому успешному из них приходилось переживать негативные чувства, вызванные завистью коллег, неудовлетворенностью тем, что остаются нереализованными какие-то планы, желания, тревогой за успех своей деятельности, когда обновляется состав детей в классах в каждом новом учебном году.

Таким образом, политикам в первую очередь необходимо сосредоточиться на решении социально значимой проблемы психологической поддержки учителей. На сегодняшний день эта проблема, по моему мнению и по мнению моих коллег, является очень актуальной. От ее решения зависит здоровье молодого поколения, которое должно воспитываться здоровыми учителями. Однако политики, к сожалению, этого не осознают, то есть не занимают в этом вопросе позицию государственных деятелей… Хотелось бы напомнить им слова У. Черчилля: «Отличие государственного деятеля от политика в том, что политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель – на следующее поколение». Я ратую за здоровую нацию и здоровое поколение детей, воспитанных здоровыми учителями! Возможно, во мне еще прорастут семена политического деятеля. А пока я надеюсь на внимание государства к проблеме достойного обеспечения реализации здоровьесберегающих технологий и идей психологической поддержки учителей.


Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
11 Зинаида Петровна • 01:37, 01.07.2012
Тема действительно актуальная! И молодой, начинающий педагог, и педагог с опытом работы - все мы зачастую НУЖДАЕМСЯ в поддержке. Спасибо, Полина Валерьевна. Очень интересный материал.
avatar
10 Полина0094 • 18:08, 19.06.2012
Опыта пока нет. Я думаю, что опыт проведения тренингов для учителей - это "относительно" новая тема. Этот опыт нужнот нарабатывать. А вот разработки в области коммуникативных тренингов у меня есть. Небольшая авторская программа именуется следующим образом: "Успех коммуникативного взаимодействия". Элементы этой программы я использую на уроке "Культура общения". Так как эти материалы пока не опубликованы, то делиться ими пока не представляется возможным. Если сосредоточить внимание на насущных проблемах учительской среды, то очень даже интересно что-то разработать и попробовать провести. Но пока это просто замыслы. Как известно, спрос рождает предложение. Спрос с самого себя стимулирует недостаточно.
avatar
8 мишка7487 • 15:09, 19.06.2012
Уважаемая Екатерина!!Приезжайте и к нам школу на трениг!!
avatar
:-))
В Питер достаточно затруднительно ехать - долго и дорого. Но к вам еще дороже и дольше :-))
Я скажу по секрету, что мы планируем сделать несколько выездов по стране с мероприятиями. Даты выездов неизвестны, возможно, через полгодика примерно. Я честно была бы рада посетить разные мероприятия в разных городах и селах. Возможно, что-то более простое получится провести раньше. Но вопросы психологической поддержки педагогов нужно решать обязательно!
avatar
Полина Валерьевна, спасибо! Полностью с вами согласна. Учителям обязательно нужно оказывать психологическую помощь и проводить тренинги. Я не говорю о создании центров, можно хотя бы на базе школ начать проводить просветительские мероприятия.
avatar
2 Полина0094 • 10:52, 17.06.2012
Дело в том, что на базе школ никто не пойдет к психологу. Это связано с особенностями взаимодействия в педагогическом коллективе. Представьте себе, Вы, озираясь, заходите в кабинет психолога, мало того, что вас могли видеть коллеги, так еще Ваш приход - прямое доказательство того, что у вас что-то не в порядке. Именно так и рассудят. И учителя в доказательство обратного просто не будут заявлять о своих трудностях. "Ага, - скажет завуч, - Плюшкина некомпитентна... (не может установить дисциплину в классе, не может общаться с родителями и т.д.)
avatar
Зачем заходить в кабинет психолога? Пусть проводит обязательные семинары, тренинги и лекции - групповые и индивидуальные. Почему-то в других профессиях считается нормой иметь личного психолога и регулярно обращаться к нему. Об этом можно людям сказать, у кого "первобытные" представления об их работе. На мой взгляд, большая проблема - некомпетентность школьных психологов, которые в основном могут делать только одно: писать отчеты, а не работать с людьми (никого не хочу обидеть!)
avatar
4 Полина0094 • 12:16, 18.06.2012
Только не лекции! Их достаточно в пед.вузах. Точнее, там только лекции, поскольку многие из преподавателей в школе никогда не работали:). Полностью согласна с тем, что педагогическому сообществу требуются квалифицированные специалисты и современные психолого-педагогические тренинги. Задача психолога - не только диагностика, основанная на высокоформализованных методиках (анкетирование, тестирование), но и , в первую очередь, своевременная помощь, оказать которую может, по видимости, человек, имеющий определенный стаж коммуникационных взаимодействий в педагогической среде обитания. Но... я все-тики считаю, что это должны быть независимые тренинговые центры, или приходящие тренеры, так как никто не захочет делиться наболевшим в собственном же коллективе. Второй момент, если это будет обязательным, то уже потеряется привлекательность.
avatar
Ну начинать с чего-то же нужно :-)
avatar
6 Полина0094 • 22:03, 18.06.2012
Начинать нужно. Возможно, кто-то из государственных политических деятелей в сфере образования прочтет статью и сразу начнет). А, может быть, какой-нибудь бизнес-тренер возьмет на заметку. А самое главное - это то, что мы уже об этом заговорили! Идея уже очевидна.
avatar
У нашего сайта была в проекте идея проведения выездных тренингов в школах :-) До прочтения статьи. Не знаю, возможно, получится реализовать :-) Если у вас есть опыт, мы бы с удовольствием хотели с ним познакомиться.