Попова Вера Анатольевна, 29.06.2012 0

Эссе "Задачи и перспективы московского образования для детей с ограниченными возможностями. Мир без барьеров и границ"


Как же реализуется право на образование в нашей стране? Что такое инклюзия, интеграция? В чем сложность осуществления инклюзии?

Обсудить статью Опубликовать свой материал
Попова Вера Анатольевна
учитель - логопед
ГБОУ ЦРР - д/с № 2659
педагогический стаж 16 лет
 высшая квалификационная категория

«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах»[1].
- Как же реализуется право на образование в нашей стране?

Конституция РФ предоставляет право на образование каждому.

В апреле 2010 г. принят Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» в городе Москве, по которому каждый ребенок данной категории имеет возможность реализовать свое право на образование в общем потоке или в специальном образовательном учреждении (в соответствии с возможностями и способностями).

Продолжает развитие инклюзивное и интегрированное обучение. Растет количество учреждений, работающих по этим программам.

Вопрос: В чем разница между инклюзивным и интегрированным обучением?

Ответ: Интеграция – адаптация ребенка к требованиям системы посредством коррекции, реабилитации (ребенок либо адаптируется, либо становится для нее неприемлемым). Инклюзия – включение детей с различными особенностями в систему, в образовательную среду с помощью образовательных программ, которые соответствуют его способностям (адаптация системы к потребностям ребенка).
[1] - («Всеобщая декларация прав человека»).

Не следует забывать, что инклюзивное образование не всегда целесообразно и возможно.

Ранняя диагностика, своевременная квалифицированная реабилитация детей позволит интегрировать их в образовательную среду.

Вопрос: Каким образом это происходит?

Ответ: В Москве работает множество реабилиатационных центров и отделений социальной реабилитации. На базе центров работают МППК, ресурсные центры, лекотеки. Специалисты оказывают медицинскую, логопедическую, дефектологическую, психологическую, юридическую, социально – педагогическую помощь. Разработаны специальные обучающие, развивающие, коррекционные программы. Одна из стратегий – создавать пилотные вертикали: центр – сад – школа.
Вопрос: В чем сложность осуществления инклюзии?

Ответ: Специализированные учреждения, на мой взгляд, имеют ряд преимуществ:

• подготовленный педагогический и медицинский персонал, оборудование,
• малый состав в классе,
• индивидуальные программы.

Но в специализированных учреждениях зачастую дети закрыты, изолированы от общества.

Дети с особенностями, посещающие школу общего образования, демонстрируют большую уверенность в своих силах и выборе будущей специальности, больше социализированы.

С другой стороны, администрация школ отмечает, что подобный ребенок – огромная ответственность, дополнительная нагрузка на учителя. Необходима подготовка педагогического состава, группы сопровождения, экономической базы, психологическая подготовка всех участников образовательного процесса (и педагогов, и родителей, и учащихся). На мой взгляд, необходимы уроки Доброты для всего общества, воспитывающие толерантность, умение сострадать, понимать, принимать, помогать.

У каждого человека есть способности, свой потенциал.

Восхищают примеры силы духа и мужества инвалидов, покоривших горную вершину около 6 тысяч метров, участников Паралимпийских игр, девиз которых: «Не победа, а участие!», необыкновенная «кругосветка» путешественника на коляске.

Все это примеры того, чего можно достичь, обладая сильным желанием и целеустремленностью.

Вопрос: Некоторые родители против того, чтобы их ребенок с нормой обучался с особенными детьми. Что я думаю по этому поводу?

Ответ: Если мы хотим воспитать цивилизованное общество, надо начинать с воспитания детей. Василий Александрович Сухомлинский говорил о том, что человек может постичь все тайны мироздания, но, не научившись любить, он останется дикарем.

Задача образования – чтобы каждый особый ребенок имел возможность испытать радость обучения, общения, выхода на спортивную арену, на сцену, мог раскрыть свое я, реализовать себя в жизни.

Хочу надеяться, что найдутся силы и средства улучшить положение и реализовать права детей с ограниченными возможностями по всей России, повысить качество их жизни и образования, создать условия для удобного и комфортного проживания и перемещения в городах, обеспечить доступность социально значимых учреждений.

По словам Хелен Келлер – слепоглухой женщины, которой
пришлось преодолеть множество испытаний и все же прожить, по ее мнению, счастливую и полноценную жизнь: «… Одна из дорог, которая ведет в тупик - дорога нереальных ожиданий… Другая дорога, которая тоже заканчивается тупиком - дорога отчаяния, депрессии… Есть и третья дорога. Она связана с … дверями к счастью, которые,
возможно скрыты, до которых нам порой следует еще внутренне дорасти. Но которые всегда есть. За ними – возможность прожить другую, «незапланированную» жизнь и найти неожиданное счастье.
Счастье, которое не может лишить человека ни одна форма болезни – счастье, которое есть в любви, в отношениях, в радости взаимоподдержки.»

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?