Эссе "Проблемы профориентации, или Наше будущее"


Статья отражает размышления о состоянии профориентационной работы в школе, в среднем профессиональном образовательном учреждении. Обозначены проблемы, которые могут привести к нежелательным последствиям в будущем выпускников.


Обсудить статью (уже 1 коммент.)
Опубликовать свой материал

Обучая и воспитывая подрастающее поколение, мы должны подготовить его к созидательному труду. Чтобы завтра труд приносил радость и удовлетворение молодым людям и был во благо окружающим, необходимо помочь сегодняшним школьникам в выборе профессии. И здесь очень важна профессиональная ориентация, которая представляет собой систему подготовки молодежи к свободному, сознательному выбору профессии, основанному на знании индивидуальных особенностей личности и потребностей рынка труда региона.

Понятно, что молодому человеку, вчерашнему школьнику, очень сложно сделать правильный выбор. Они имеют лишь смутные представления о профессиях. Они еще не научились слышать, видеть и познавать самих себя. А зачастую выбор профессии осуществляют родители, не учитывая ни мнения своего ребенка, ни его способностей и возможностей, ни потребности региона, ставя во главу угла престижность. Не надо объяснять, к какому результату это приведет.

Чтобы каждый выпускник общеобразовательного учреждения выбрал дело по сердцу, был востребован на рынке труда, стал успешным, педагоги и родители должны много потрудиться. Еще в детском саду дети знакомятся с профессиями. Казалось бы, продолжай работу в школе. Но школа сегодня, к сожалению, ведет эту работу не так активно, как лет, скажем, десять назад. Сегодня в некоторых школах не увидишь даже уголков по профориентации. О ней вспоминают только тогда, когда подходит время покидать стены школы. А ведь профориентационную работу необходимо проводить даже в начальной школе, подбирая по возрасту игровые формы.

Особенно недопустимо бросать работу в среднем звене. Выпускники девятых классов должны иметь как можно более подробные представления о профессиях, они должны быть осведомлены о том, какие профессии нужны в их родном регионе. Они, конечно, должны пройти профдиагностику и получить профконсультацию, чтобы познать себя, увидеть свои перспективы. Много предстоит поработать с родителями девятиклассников, возможно, постараться переубедить и, сделать своими союзниками в работе, чтобы у их детей было успешное будущее.

Сегодня существует большая проблема: школы, чтобы сохранить возможность набора в десятый класс, не отпускают детей, не позволяют представителям средних профессиональных образовательных учреждений встречаться с ними в профориентационных целях, да и сами никакой работы не проводят. Нельзя силой удерживать выпускников, принуждая остаться в школе, если они этого не хотят! На первом месте должны быть интересы молодых людей и их родителей. Недопустимо не слышать выпускника и его семью, ведь иногда у них есть веская причина для того, чтобы продолжить обучение в учреждении среднего профессионального образования. К счастью, есть школы, где интересы девятиклассников на первом месте.

Теперь о самом грустном. Понятно, что профориентационная работа отнимает много времени и не оплачивается. Бесплатно работать сегодня не будет никто. Именно по этой причине школьные учителя давно махнули рукой на профориентацию. В колледжах до нынешнего года преподаватели, активно проводящие профориентационные мероприятия в школах города, района, области, получали незначительные доплаты. В настоящее время, когда доплаты отменены, только энтузиасты идут в школы. Отделы, которые призваны были заниматься профориентационной работой в учреждениях СПО, тоже упраздняются. Вот и получается, что профориентационная работа сегодня не нужна никому. Никому, кроме самих старшеклассников. Но о них, вероятно, забыли. Наверное, есть более важные проблемы, чем будущее наших детей и внуков, наше с вами будущее, да и будущее нашей страны в целом.

Невольно задумываешься о том, что будет с нашими детьми, внуками завтра. Выбор учебного заведения станет случайным, выбранная профессия — ненавистной, а будущее не принесет ни успеха, ни удовлетворения. О таком ли будущем мы мечтаем!?


Об авторе: Методист ОМиСТВ ГОУ СПО КемГППК.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Любовь Федоровна, вы затронули очень важную тему. Действительно, определиться с будущей профессией трудно, особенно когда у нас из доступных профессий только менеджеры и продавцы-консультанты. Но работа должна вестись, безусловно. На нашем сайте для детей мы планировали публиковать статьи о выборе профессии, о людях, которые уже нашли себя в этой жизни.
Но уверены ли вы, что дети должны бросать школу и идти в учреждения СПО? Может быть, учителя не из-за корысти своей не пускают некоторых учеников туда, а, учитывая сложившуюся ситуацию, свой опыт работы, опыт общения с другими учениками, выпускниками, стараются уберечь от ошибок? Не всем нужно идти в СПО после 9 класса.
Удачи в вашей работе.