Эссе "Роль библиотеки учебного заведения в образовании"

Современное образование требует наличия не только хороших учебных программ, эрудированных преподавателей, технической оснащённости, но и хорошо укомплектованных библиотечных фондов, ведь если в образовательной организации не будет библиотеки, откуда студенты смогут получить литературу по профилю учебного заведения, узнать интересные исторические факты о выдающихся писателях, поэтах, художниках, композиторах,  как смогут разобраться в огромном море информации. Только в библиотеке, где всё систематизировано, разложено, как говориться «по полочкам», где каждая книга, брошюра, газета, журнал на своём месте, ответ на любой вопрос, на любую тему можно отыскать в энциклопедиях, словарях, справочниках и учебниках.


Обсудить статью (уже 2 коммент.)
Опубликовать свой материал

Библиотекарь с помощью различных форм и методов, имеющихся в арсенале библиотечной работы, старается приобщить студентов к чтению книг, донести до каждого читателя культурное наследие классиков, рассказать о выдающихся деятелях культуры, науки, искусства, о чём преподаватели не всегда имеют возможность и время рассказать на своих лекциях. Это расширяет кругозор студентов, что, несомненно, сказывается на их эрудиции. Разве это не помощь в образовании?

На примере библиотеки, в которой я работаю, хочется рассказать о роле библиотеки и ее назначении в образовательном процессе. Мы постоянно ищем пути, чтобы воспитать студента думающего, размышляющего,  сориентировать его на чтение, ведь не зря писал французский философ Дени Дидро: «Человек перестаёт мыслить, когда перестаёт читать» [1], а слова А.С. Пушкина «Чтение – вот лучшее учение» [2] очень кстати подходят для библиотеки учебного заведения.

Образование через всю жизнь – это главная концепция развития современного образования. А для эффективной реализации этой концепции необходимо, чтобы студенты научились самостоятельно искать необходимую информацию. Не просто бездумно скачивать с Интернета, чаще всего не совсем верную информацию, а именно самостоятельно искать необходимые сведения, спокойно перелистывая страницы книг в поисках знаний, так как это было всегда.  И библиотека, конечно, играет здесь не последнюю роль. Для привлечения студентов есть множество способов и методов работы - это обзоры литературы, регулярное оформление книжных выставок, тематические дискуссии, викторины, литературные праздники, приуроченные к важным историческим датам и к юбилеям различных деятелей искусства, культуры и науки.

Все это обогащает воспитательно-образовательный  процесс, а также позволяет выйти за рамки учебного материала и показать студентам всё многообразие книжного мира, а библиотекарь как раз и является посредником между читателем и книжным миром.

У  нас интересно  прошли литературные диспуты, посвящённые юбилейным датам Н. В. Гоголя, И. А.  Крылова, А. С. Пушкина, не остались без внимания и современники – Б. Ахмадуллина, Б. Окуджава, Ю. Визбор -  такие литературные мероприятия повышают образовательный и культурный уровень студентов, расширяют их кругозор, мировосприятие.

Библиотекари стремятся показать все многообразие нашего прошлого. Мы не ограничиваемся в своей работе только книгами. Выставляются репродукции картин И. Левитана, И. Шишкина, М. Врубеля и других великих художников, к сожалению, для многих студентов эти имена становятся открытием, что еще раз показывает важность нашей работы. Такие мероприятия никого не оставляют равнодушными. Готовясь к ним, студенты собираются в библиотеке, вместе ищут информацию  в книгах, журналах, общаются - это имеет огромное воспитательное значение. Популярны среди студентов и преподавателей радиовыступления библиотекаря, приуроченные  к юбилеям писателей и поэтов, а также сообщения об истории возникновения российских и международных праздников, это тоже повышает культурный и образовательный  уровень студентов.   

Наша библиотека всегда ищет новые эффективные подходы к работе с читателями, стремится, чтобы они полюбили книги. Библиотеки всегда были культурным центром нашего общества. И сегодня, как никогда раньше, возрастает их роль в формировании интеллектуального потенциала. Несмотря на век информационных технологий, не стоит забывать о силе именно печатного слова. Ведь те ощущения, когда держишь в руках книгу, именно книгу в традиционном ее понимании, когда листаешь страницы,  погружаешься каждый раз в новый неизведанный мир, переживаешь вместе с главными героями, и перед глазами  воссоздаются картины из написанных строк, непередаваемы. Это позволяет читателю лучше понять окружающий мир, а иногда и возникает желание узнать что-то новое, приходит понимание того, что мир огромен и не ограничен рамками так модных сейчас компьютерных сетей.   

В результате проводимой работы, затрагивая как можно больше разнообразные проблемы, информируя о них студентов, библиотека участвует в образовательном и культурном развитии своих  читателей, стремится заинтересовать, просветить, научить, но и при этом не утомлять однообразием, чередуя в своей работе мероприятия, устраивая выставки, беседы, викторины, тематические обзоры, используя для этих целей книги, периодику, фотоматериалы, репродукции картин. Всё это прививает интерес у  студентов к библиотеке, к книгам, развивает и обогащает их внутренний мир, учит  задумываться и размышлять, а именно это и необходимо в учебном заведении.

Библиотекари оказывают неоценимую помощь педагогическим работникам в формировании культурного,  эстетического развития студентов, а всё это вместе поможет сделать из студента человека целостного, эрудированного, образованного. Как писал Аристотель: «Между человеком образованным и необразованным такая же разница, как между живым и мертвым». [3]  
Современная система образования в своей работе  вынуждена преодолевать много трудностей и препятствий. И задача сотрудников библиотеки оказать  посильную помощь в нелегком труде педагогических работников. Ведь только совместными усилиями мы можем подготовить высококвалифицированного специалиста, который легко и свободно войдет во взрослую жизнь.

Список использованных источников
[1] В мире мудрых мыслей/ Под ред. А. Г. Спиркина М.: Изд-во Знание, 1962г., - 330с.
[2] Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. Автор-составитель В.Серов М.: Локид-Пресс, 2003г. – 880с.
[3] В мире мудрых мыслей.  / Под ред. А.Г. Спиркина М.: Изд-во Знание, 1962 г., - 330 с.

Орфография и пунктуация - авторские

Об авторе: Бармотина Галина Викторовна, библиотекарь, ГБОУ СПО Прокопьевский техникум физической культуры, Кемеровская область



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 saha2007 • 19:54, 21.07.2014
«Нет никакой необходимости идти в школу, если твоей конечной целью не является библиотека», - Рэй Бредбери. Очень жаль, что сейчас очень мало внимания уделяется библиотекам со стороны министерства.
avatar
1 olgak25 • 17:12, 17.06.2014
Здорово! Роль библиотекаря в школе - бесценна!