Платц Ольга Владимировна, 19.06.2014 3

Эссе "Педагогика завтрашнего дня"

Необходимость пересматривать основы современной педагогики стала особенно остро в наши дни. «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями. Жадно глотают пищу и изводят учителей». (Сократ. 5 век до н.э.) Эти слова были сказаны тысячи лет назад, а кажется, что сегодня. Почему проблемы тысячелетней давности не решены до сих пор? Какие ошибки совершают родители, воспитатели и педагоги из века в век?


Обсудить статью (уже 3 коммент.) Опубликовать свой материал

По моему мнению, ответ кроется в формальном подходе к воспитанию и обучению, к незнанию самих основ работы мозга, и основ программирования поведения. Несмотря на большие изменения в мире, система образования во многом сохранила свои традиционные черты, заложенные еще в древнегреческую эпоху.

Мы знаем, что у человека, в отличие от животных, есть две сигнальные системы. Первая - чувства и эмоции, вторая – речь. Вторая сигнальная система базируется на первой. «Для успешного развития речи и мышления нам просто необходимо загрузить три ведущих анализатора – зрительный, слуховой и двигательный»[1]. По опыту знаю, что у детей и подростков сильно развита потребность общаться, строить отношения, там, где отношения преобладают, учеба идет быстрее.
К сожалению, достижения современных ученых в области нейролингвистического программирования (НЛП) российская педагогика не использует вообще. Даже аутогенные тренировки не используются. Хотя этологи, биологи, физиологи и психиатры твердо знают, что мозг управляется программами. «Без программ мозг не способен работать. Если нет соответствующей программы — нет и сколько-нибудь сложного и эффективного поведения»[2] И весь процесс воспитания, в конечном итоге, сводится к установке и активации поведенческих программ, говоря языком физиологии к созданию информационных цепей в коре больших полушарий. Советская педагогика очень долго отвергала саму мысль о том, что человек это «разумное животное», и, несмотря на свою "цивилизованность", он как был, так и остался животным, с «животными» врожденными программами поведением (далее ВПП). Именно ВПП ответственны за асоциальное поведение подростков, за многовариантность моделей выживания, за коллективные, брачные и сексуальные формы поведения. Для этологов странно не наличие самих этих программ, а их многовариантность. Правило «один вид – одна программа поведения» в случае с человеком не работает! У человека на один и тот же раздражитель может «включиться» любая из закрепленных в памяти программ.

Зарубежная педагогика никогда не отрицала наличие ВПП у человека и сегодня они в вопросах управления поведением и управления коллективным сознанием ушли далеко вперед. Основываясь на них американское правительство, использует эти знания не только в подготовке рабочих и служащих при проведении тренингов, но и в рекламе товаров.

Врожденные поведенческие программы изучаются узким кругом людей, в разделе зоопсихологии, называемой – «этология». С этологической точки зрения все конфликты в обществе и между людьми возникают из-за территориальных, иерархических, сексуальных и пищевых претензий. У людей ведущими являются иерархические притязания, и они имеют свои законы. Проанализировав литературу, я пришла к выводу, что преподавателям нашего техникума в своей работе следует использовать следующие законы:

  • закон Иерархии: Внутри любой общественной группы, независимо от идейного содержания, образуется пирамидоподобная иерархическая структура подчинения.

«Дети (особенно мальчики) начинают устанавливать между собой иерархические отношения в первые годы жизни; позднее они начинают играть в иерархические игры, а в 7-15 лет образуют между собой жесткую пирамидальную структуру соподчинения. Если этим процессом не управлять, борьба за власть в группах подростков принимает жестокие формы, зачастую криминальные.

Склонность играть в эти игры, к сожалению, не проходит с возрастом. Более того, некоторые люди играют в них до старости, это становится смыслом их жизни»[2] И не важно, какая именно Иерархия - спортивная, властная, политическая, финансовая, религиозная, криминальная, армейская - все это социальные лестницы, ведущие к повышению статуса, к вершине иерархической пирамиды.

  • 2 закон - врожденные программы поведения срабатывают автоматически, на интуитивном уровне в ответ на особый сигнальный стимул, признаки которого заложены в программу и обязательны к выполнению.

Блокировка врожденных программ, сознательное вмешательство в запущенные ими механизмы, неизменно приводит к болезням. Цепочка событий: «Опасность - активизация программы выживания - гормональная перестройка организма - действие» - не должна прерываться. Ребенок на ваше замечание расшвырял учебники по полу. Всё. Действие выполнено, теперь можно поговорить, достичь компромисса и взаимопонимания.

  • 3 закон - в любой иерархической структуре обязательно присутствует реальный лидер или его виртуальный образ, а в подсознании существуют программы подчинения лидеру.

«Иерархия банд, разбойников, пиратов, мафии и т. п. Все эти группы испокон веков образовывались как иерархическая структура, стиль поведения которой — от жестокой до благородной — зависел от личных качеств лидера»[2].

  • 4 закон - контроль и управление Иерархией осуществляется посредством личного присутствия лидера или демонстрацией его атрибутов и символов, утверждением его законов.

Из научных достижений и разработок предлагаю на вооружение современным педагогам следующее:

  • Работать на отношения: любить детей и влюблять в себя детей, жить их жизнью и интересами, всегда быть на их стороне (даже если они совершают ошибки), методично подтягивать их до своего уровня, учить на эмоциях и воспитывать на собственном примере. Опыт А.Макаренко, академика М. Щетинина, Заряны и Нины Некрасовых.
  • Признать тот факт, что человек это «разумное животное» и его мозг работает на основе программ. Работы академика Н.Бехтеревой по физиологии работы мозга должны лечь в основу нынешней педагогики.
  • Изучать этологические основы поведения человека. Работы В.Р. Дольника, Конрада Лоренца, Джека и Линды Палмер,
  • Знать, уметь использовать, выделять и блокировать технологии НЛП. Технологии нейролингвистического обучения Линды Ллойд и Майкла Гриндера.

Список используемой литературы

  • Щетинин М.П. Объять необъятное. Записки педагога. Ленинград. Педагогика, 1986г.
  • Дольник В.Р. Этологические экскурсии по запретным садам гуманитариев. Эссе. Природа, №1,2,3 – 1993.

Сохранена орфография и пунктуация автора. 

Автор: Платц Ольга Владимировна, воспитатель, ГБОУ СПО Прокопьевский техникум физической культуры

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
Комментарии:
avatar
3 olgaplatts • 06:00, 30.06.2014
1 assanovasa, думаю, что это не так. Педагоги прошлого наделали массу ошибок, результаты которых мы пожинаем и сегодня, но они, так же как и мы, зажаты рамками госзаказа, а это влияет на весь процесс педагогической деятельности.
avatar
2 Я-Оксана • 12:31, 28.06.2014
Актуальную проблему Вы затронули в своем рассуждении. Я согласна, что педагог должен в своей работе учитывать психологические и физиологические особенности своих учеников. В этом учебном году в нашей школе очень активно учителя применяли методику обучения детей на основе учета мозговой организации познавательных процессов, в основе которой лежит деление учащихся на левополушарных и правополушарных. Школьный психолог помогала нам. Это оказалось очень интересно. Оказывается, именно правополушарным детям очень сложно приспособиться к нашей системе образования. ЕГЭ - для левополушарных. Конечно, как к любой научной теории, к такому делению надо относиться осторожно, однако какое-то разумное зерно в этом есть. Я с Вами согласна, что нам, педагогам, необходимо знакомиться с научными работами по физиологии, психологии, педагогике и умело применять полученные знания на практике. Спасибо за статью!
avatar
1 assanovasa • 22:37, 27.06.2014
По-Вашему, Ольга Владимировна, педагогика завтрашнего дня - это в основном педагогика прошлого?