Эссе "Педагогика завтрашнего дня"

Необходимость пересматривать основы современной педагогики стала особенно остро в наши дни. «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями. Жадно глотают пищу и изводят учителей». (Сократ. 5 век до н.э.) Эти слова были сказаны тысячи лет назад, а кажется, что сегодня. Почему проблемы тысячелетней давности не решены до сих пор? Какие ошибки совершают родители, воспитатели и педагоги из века в век?


Обсудить статью (уже 3 коммент.)
Опубликовать свой материал

По моему мнению, ответ кроется в формальном подходе к воспитанию и обучению, к незнанию самих основ работы мозга, и основ программирования поведения. Несмотря на большие изменения в мире, система образования во многом сохранила свои традиционные черты, заложенные еще в древнегреческую эпоху.

Мы знаем, что у человека, в отличие от животных, есть две сигнальные системы. Первая - чувства и эмоции, вторая – речь. Вторая сигнальная система базируется на первой. «Для успешного развития речи и мышления нам просто необходимо загрузить три ведущих анализатора – зрительный, слуховой и двигательный»[1]. По опыту знаю, что у детей и подростков сильно развита потребность общаться, строить отношения, там, где отношения преобладают, учеба идет быстрее.
К сожалению, достижения современных ученых в области нейролингвистического программирования (НЛП) российская педагогика не использует вообще. Даже аутогенные тренировки не используются. Хотя этологи, биологи, физиологи и психиатры твердо знают, что мозг управляется программами. «Без программ мозг не способен работать. Если нет соответствующей программы — нет и сколько-нибудь сложного и эффективного поведения»[2] И весь процесс воспитания, в конечном итоге, сводится к установке и активации поведенческих программ, говоря языком физиологии к созданию информационных цепей в коре больших полушарий. Советская педагогика очень долго отвергала саму мысль о том, что человек это «разумное животное», и, несмотря на свою "цивилизованность", он как был, так и остался животным, с «животными» врожденными программами поведением (далее ВПП). Именно ВПП ответственны за асоциальное поведение подростков, за многовариантность моделей выживания, за коллективные, брачные и сексуальные формы поведения. Для этологов странно не наличие самих этих программ, а их многовариантность. Правило «один вид – одна программа поведения» в случае с человеком не работает! У человека на один и тот же раздражитель может «включиться» любая из закрепленных в памяти программ.

Зарубежная педагогика никогда не отрицала наличие ВПП у человека и сегодня они в вопросах управления поведением и управления коллективным сознанием ушли далеко вперед. Основываясь на них американское правительство, использует эти знания не только в подготовке рабочих и служащих при проведении тренингов, но и в рекламе товаров.

Врожденные поведенческие программы изучаются узким кругом людей, в разделе зоопсихологии, называемой – «этология». С этологической точки зрения все конфликты в обществе и между людьми возникают из-за территориальных, иерархических, сексуальных и пищевых претензий. У людей ведущими являются иерархические притязания, и они имеют свои законы. Проанализировав литературу, я пришла к выводу, что преподавателям нашего техникума в своей работе следует использовать следующие законы:

  • закон Иерархии: Внутри любой общественной группы, независимо от идейного содержания, образуется пирамидоподобная иерархическая структура подчинения.

«Дети (особенно мальчики) начинают устанавливать между собой иерархические отношения в первые годы жизни; позднее они начинают играть в иерархические игры, а в 7-15 лет образуют между собой жесткую пирамидальную структуру соподчинения. Если этим процессом не управлять, борьба за власть в группах подростков принимает жестокие формы, зачастую криминальные.

Склонность играть в эти игры, к сожалению, не проходит с возрастом. Более того, некоторые люди играют в них до старости, это становится смыслом их жизни»[2] И не важно, какая именно Иерархия - спортивная, властная, политическая, финансовая, религиозная, криминальная, армейская - все это социальные лестницы, ведущие к повышению статуса, к вершине иерархической пирамиды.

  • 2 закон - врожденные программы поведения срабатывают автоматически, на интуитивном уровне в ответ на особый сигнальный стимул, признаки которого заложены в программу и обязательны к выполнению.

Блокировка врожденных программ, сознательное вмешательство в запущенные ими механизмы, неизменно приводит к болезням. Цепочка событий: «Опасность - активизация программы выживания - гормональная перестройка организма - действие» - не должна прерываться. Ребенок на ваше замечание расшвырял учебники по полу. Всё. Действие выполнено, теперь можно поговорить, достичь компромисса и взаимопонимания.

  • 3 закон - в любой иерархической структуре обязательно присутствует реальный лидер или его виртуальный образ, а в подсознании существуют программы подчинения лидеру.

«Иерархия банд, разбойников, пиратов, мафии и т. п. Все эти группы испокон веков образовывались как иерархическая структура, стиль поведения которой — от жестокой до благородной — зависел от личных качеств лидера»[2].

  • 4 закон - контроль и управление Иерархией осуществляется посредством личного присутствия лидера или демонстрацией его атрибутов и символов, утверждением его законов.

Из научных достижений и разработок предлагаю на вооружение современным педагогам следующее:

  • Работать на отношения: любить детей и влюблять в себя детей, жить их жизнью и интересами, всегда быть на их стороне (даже если они совершают ошибки), методично подтягивать их до своего уровня, учить на эмоциях и воспитывать на собственном примере. Опыт А.Макаренко, академика М. Щетинина, Заряны и Нины Некрасовых.
  • Признать тот факт, что человек это «разумное животное» и его мозг работает на основе программ. Работы академика Н.Бехтеревой по физиологии работы мозга должны лечь в основу нынешней педагогики.
  • Изучать этологические основы поведения человека. Работы В.Р. Дольника, Конрада Лоренца, Джека и Линды Палмер,
  • Знать, уметь использовать, выделять и блокировать технологии НЛП. Технологии нейролингвистического обучения Линды Ллойд и Майкла Гриндера.

Список используемой литературы

  • Щетинин М.П. Объять необъятное. Записки педагога. Ленинград. Педагогика, 1986г.
  • Дольник В.Р. Этологические экскурсии по запретным садам гуманитариев. Эссе. Природа, №1,2,3 – 1993.

Сохранена орфография и пунктуация автора. 

Автор: Платц Ольга Владимировна, воспитатель, ГБОУ СПО Прокопьевский техникум физической культуры



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
3 olgaplatts • 06:00, 30.06.2014
1 assanovasa, думаю, что это не так. Педагоги прошлого наделали массу ошибок, результаты которых мы пожинаем и сегодня, но они, так же как и мы, зажаты рамками госзаказа, а это влияет на весь процесс педагогической деятельности.
avatar
2 Я-Оксана • 12:31, 28.06.2014
Актуальную проблему Вы затронули в своем рассуждении. Я согласна, что педагог должен в своей работе учитывать психологические и физиологические особенности своих учеников. В этом учебном году в нашей школе очень активно учителя применяли методику обучения детей на основе учета мозговой организации познавательных процессов, в основе которой лежит деление учащихся на левополушарных и правополушарных. Школьный психолог помогала нам. Это оказалось очень интересно. Оказывается, именно правополушарным детям очень сложно приспособиться к нашей системе образования. ЕГЭ - для левополушарных. Конечно, как к любой научной теории, к такому делению надо относиться осторожно, однако какое-то разумное зерно в этом есть. Я с Вами согласна, что нам, педагогам, необходимо знакомиться с научными работами по физиологии, психологии, педагогике и умело применять полученные знания на практике. Спасибо за статью!
avatar
1 assanovasa • 22:37, 27.06.2014
По-Вашему, Ольга Владимировна, педагогика завтрашнего дня - это в основном педагогика прошлого?