Эссе "Весенние мысли, или Надежда на Золотой Век"

На улице стоит ранняя весна. Только-только отступили ненавистные морозы, и вся природа поспешила воспользоваться кратким мгновением тепла – между трамвайных рельсов робко, но вместе с тем упрямо пробивают себе дорогу в жизнь ярко-желтые одуванчики, а ветви деревьев, еще вчера уныло качающие черными ветвями, сегодня уже обрызгались нежно зелеными каплями свежей листвы.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

На трамвайной остановке, ютясь на пронизывающем приморском ветру, переступают с ноги на ногу студенты. Румяные лица, веселая и беззаботная болтовня, набитые тетрадями с конспектами сумки. При взгляде на эту оживленную группу меня поневоле охватывает чувство уверенности в завтрашнем дне – прошлому поколению готовится достойная смена… Сейчас они получат дипломы о высшем образовании, подбросят в небо магистерские шапочки и!.. Дух захватывает от простора, внезапно открывшегося глазам.

Образование в понимании многих – ключ к безбедной жизни, залог будущего успеха. Человечество можно классифицировать по десяткам параметров: высокие - низкие, брюнеты – русые, европейцы - азиаты…В делении людей на «крутых» и «неудачников» нельзя обойти стороной образование – это мерило, связывающее руки любознательным «невеждам» и распускающее их выпускникам Гарвардского, Оксфордского, Кембриджского университетов и прочих незыблемых оплотов первоклассного высшего образования. В нашем мире заведено так, что последние, богатые и умные, обладают целым букетом преимуществ перед первыми, бедными и глупыми. Губительная, абсурдная логика! Ей можно привести десятки контрпримеров из истории: взять хотя бы великих русских изобретателей-самоучек Павла Зарубина и Ивана Кулибина. Глядя на них и многих других одаренных людей, так и хочется перефразировать крылатое выражение и сказать: «Образование - еще не признак ума!» Отнюдь не каждого обладателя ламинированного диплома можно назвать образованным человеком.

Никогда не смущайтесь, когда встречаетесь с высокообразованным человеком! Задержите его, заставьте заговорить с вами. Вам достаточно будет добиться от него пары-тройки фраз, чтобы наверняка определить, насколько на самом деле этот человек умен.

Образование – процесс необратимый и бесконечный. Встав на путь обучения, человек превращается в вечный двигатель, который не может остановить ни школьный аттестат, ни университетский диплом, ни ученая степень. Этот путь невозможно прервать. Вот почему образование – это не только достижение туманных «образовательных уровней», прописанных в многочисленных положениях министерства образования РФ! Есть сотни взрослых, даже пожилых людей, которые учились и учатся всю свою сознательную жизнь, но никогда не позволят себе сказать, что добились совершенства хоть какой-то области знаний, что достигли любого, хоть самого ничтожного «уровня» в своем обучении! Чем шире твой кругозор, тем меньше у тебя уверенности в том, что все это необъятное пространство вообще возможно охватить человеческим умом – это даже не правило, это закон. «Мне известно, что мне ничего неизвестно – вот последняя правда, открытая мной» (О.Хайям)

Но почему тогда снова и снова юные умы, смутно чувствуя из опыта предков, что неустанная добыча новых знаний – по сути, путь в никуда, спускаются в эту темную шахту? Зачем все новые и новые путники выходят на узкую тропу, петляющую среди непроходимого леса, хотя знают, что им не суждено увидеть солнечного света? В шахтах – мрак, пыль и обвалы, в лесах – звенящая тишина и ядовитые змеи… И безнадежное, постоянное, горькое одиночество…

Гиблое дело, неблагодарное. Гораздо комфортнее и благоразумнее вовремя свить себе гнездо и всю жизнь пользоваться одним и тем же маршрутом: Дом – Магазин – Дом (и обязательно позвонить маме, как добрался!) Вполне можно довольствоваться устрашающего вида смесью из школьных знаний, усвоенных урывками. Эта смесь у многих людей, к сожалению, часто напоминает салат Оливье, обильно заправленный майонезом.

Но всякий раз из-за гигантских торговых центров и рекламных щитов, призывающих расслабиться, выходят люди, чьи мысли неизменно подчинены пламенному порыву любопытства: «Почему на смену дню приходит ночь?.. И куда уходит солнце?.. Откуда?.. Это интересно, стоит разузнать…» Об этих людях можно говорить, что у них совершенно отсутствует инстинкт самосохранения. Ну и пусть, скажут они. О каком самосохранении может идти речь, когда на кону – не только собственная жизнь, но и тайна целой Вселенной?

Несмотря на свою непохожесть на окружающих эти люди никогда не будут одиноки: у кого-то появляются верные соратники уже в настоящем, кого-то ожидают восхищенные последователи в далеком будущем.

И как бы мне хотелось верить в то, что когда-нибудь существование любопытных, жадных до правды людей будет не только нормой, но и массовым явлением, и не только в нашей стране, но и во всем мире. И может быть однажды, в один из таких же весенних солнечных дней, как этот, человечество увидит наконец свой мирный, просвещенный и справедливый Золотой век!..

Сохранена орфография и пунктуация автора.

Автор: Красикова Мария Сергеевна, ученица 11 "А" класса, ГБОУ СОШ № 448, г. Санкт-Петербург



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: