Наталья Макарова: "Сверхзадача информатики в школе: создать комплексное представление о мире, ядром которого сегодня является информация"


На вопросы пользователей сайта Pedsovet.su отвечает Наталья Владимировна Макарова, автор  комплекса учебников, учебных пособий и компьютерных тестов дисциплины «Информатика» с 5-го класса школы по 2-й курс экономического вуза, а также профильных дисциплин на старших курсах. Эти учебно-методические комплексы широко используются во многих вузах, школах, лицеях и колледжах Российской Федерации.

Обсудить статью (уже 1 коммент.)
Опубликовать свой материал



— Наталья Владимировна, ваши учебники вызывают неоднозначные мнения в среде учителей информатики: кто-то хвалит, кто-то ругает, считая, что в них недостаточно теории, материалов для подготовки к экзаменам в 9 и 11 классах и т.д.

— Любое произведение, предлагаемое обществу, будь то картина, фильм, книга и т.д. заранее обречено на различное восприятие теми, кому оно предназначено.  

Любая новация, любое открытие  проходит в своем развитии три этапа восприятия обществом: 1-й этап – «этого не может быть, потому что не может быть никогда»; 2-й этап – «в этом что-то есть», 3-й этап – «только так и должно быть».

Только ничего нового не содержащие в себе произведения всеми воспринимаются одинаково, т.к. они ориентированы на типовое восприятие действительности. Такие произведения не обогащают того, кто соприкоснулся с ними, поэтому и обсуждать и спорить с кем-либо не о чем.

Если новое произведение воспринимается всеми неодинаково, то именно оно является чем-то неординарным, новаторским и требующим от человека дополнительных усилий, интеллекта, труда, чтобы понять, что хотел сказать обществу его автор. Кто-то это примет, кто-то отвергнет. Самое главное, что оно, несмотря ни на что, инициирует поступательный процесс в данной области, заставляет по новому взглянуть на мир, способствует прогрессу общества. А через некоторое время эти идеи проникают и в другие произведения и уже те, кто раньше отвергал, теперь принимают их как данность.

Учителя информатики, с которыми я имела удовольствие встречаться или переписываться,  с момента введения этой дисциплины в школе по сегодняшний день,  как правило, очень неординарные люди, энтузиасты своего дела. Им учебники нужны только как базис, на котором они стараются воссоздать свое видение предмета. Правильно это или нет в период становления информатики? Думаю, что да. А в последующие периоды, когда идет постоянное обновление компьютерных технологий и аппаратной части?  Думается, что здесь ситуация меняется,  должен быть достигнут компромисс в восприятии и  сформирован некий базис и концепция, на основе которых должно вестись преподавание. Следует приветствовать новации тех учителей, которые ученикам дают задание самостоятельно разобраться с новейшим материалом с последующим обсуждением его на уроках. Это также соответствует концепции нового стандарта, где один из акцентов поставлен на организации самостоятельной творческой работы ученика.

Поэтому и наши учебники воспринимаются по-разному. Учителя, склонные к новаторству, новациям, нестандартным решениям в большинстве своем понимают и принимают идеи нашей  авторской системно-информационной концепции  и пытаются ее реализовать, хотя условия для этого не самые лучшие из-за малого количества учебных часов. Постепенно и более консервативно настроенная среда начинает воспринимать наш подход.

Однако существует еще один аспект, возможно, самый главный. Не хотела его  затрагивать, но уже невозможно молчать и делать вид, что ничего особенного не происходит. Очень ярко стало проявляться  лоббирование учебников более сильных издательств, имеющих рычаги воздействия на местном уровне. Часто в письмах или  в беседах  учителя жалуются на то, что в их регионе или  районе им навязываются через методистов, через органы управления в качестве обязательных учебников по информатике  учебники других авторов. Хотя они приверженцы нашей концепции и строят свой учебный процесс на базе нашего УМК.

Как перебороть эту ситуацию?  Трудно, но, возможно.

Один из путей может быть таким. Надо обратиться к регламентирующим документам Министерства образования и науки РФ, к стандартам. Из этих документов можно сделать вывод, что школа, а, значит, учитель-предметник может самостоятельно без указания сверху выбирать наиболее подходящий комплект учебников и утверждать собственную программу обучения на педсовете или методическом совете школы. Желательно, чтобы отобранные учебники были включены в Федеральный перечень учебников. Что касается учебных пособий, то здесь предоставлена большая свобода. Можно использовать любые издания.  Наши учебники уже много лет присутствуют в Федеральном перечне для всех уровней обучения, а изданные учебные пособия предоставляют учителю достаточно большой спектр направлений обучения.

Что касается недостаточности материала для подготовки к экзаменам в 9-м классе, то категорически с этим не согласна. Материала в учебнике не просто достаточно, а сверх нормы. Другое дело, что коллектив, который разрабатывает ГИА, плохо представляет себе уровень подготовки, который можно обеспечить в средней школе в пределах официально выделенных учебных часов на информатику. Надо понимать, что проверяются основы, а не профессиональные знания.

Что касается ЕГЭ.  На кого ориентировано ЕГЭ?  Это проверка уровня профильной подготовки по информатики, а не базового уровня, т.е.  профильный экзамен для профильных школ. Это неоспоримая истина, которая многократно разъяснялась и в печати, и во многих выступлениях. Для непрофильных школ надо организовывать дополнительные занятия.  Тем не менее, некоторые  методисты (и администрация школ) на местах оценивают учителя информатики в обычной школе по тому, как сдают его ученики ЕГЭ. Это вопиющее беззаконие, так называемые «перегибы». Если это непрофильная школа, то в ней реализуется программа по информатике базового уровня, которая по многим причинам не может обеспечить подготовку ученика к сдаче профильного экзамена. Наш  УМК ориентирован на базовый углубленный уровень и позволяет при наличии дополнительных часов обеспечить  подготовку профессионального пользователя.  Кроме того, в состав комплекта входит учебное пособие «Подготовка к ЕГЭ 2011», которое содержит порядка 800 авторских задач. Его мы рекомендуем использовать на дополнительных занятиях по подготовке к ЕГЭ, а также как задачник на протяжении всех лет обучения. Обязательно познакомьтесь с ним. Это уникальное издание, которое принесет большую пользу и снимет многие вопросы, связанные с ЕГЭ.

— В чем особенность и, если хотите, конкурентное преимущество Ваших учебников от остальных? На чем Вы делаете упор в изучении информатики? Какие формы работы приветствуете?


— Наш УМК отличается от УМК других авторов тем,  что содержание и методика обучения построены на основе единой системно-деятельностной концепции непрерывной подготовки  по информатике с 5-го по 11-й классы. Авторская концепция  по всем параметрам созвучна концепции  основной образовательной программы  нового образовательного стандарта Министерства образования и науки РФ.

В нашей концепции особое внимание уделяется тем направлениям обучения, которые способствуют развитию учащихся,  формированию их системного мировоззрения, созданию фундамента информационной культуры выпускника, привитию навыков исследовательской и самостоятельной работы. Она базируется на  идеях системного анализа и применения компьютерных технологий, освоение которых осуществляется на основе деятельностного подхода. Концепция определяет информатике интегрирующую роль среди всех школьных дисциплин.  За счет организации межпредметных связей, реализуемых в процессе решения на уроках информатики задач из разных предметных областей,  появляется возможность закреплять и углублять знания, полученные по  другим школьным предметам. При этом акцент ставится на развитии системного мышления, которое определяет способность человека оперативно обрабатывать информацию и принимать обоснованные решения. Информатика, позволяющая  аккумулировать знания из разных предметных областей, именно то направление обучения, где реально можно воплотить идею развития системного мышления  каждого учащегося. 

Известно, что одним из современных инструментов системного анализа и синтеза  систем является информационное (абстрактное) моделирование, проводимое на компьютерах. А для этого нужно научить школьника, хотя бы, основам, которые позволяют формализовать вербальную постановку задачи в информационную, а затем в компьютерную модель.

Ключевыми словами, лежащими в основе системного подхода к обучению информатики,  являются: объект, система, информация, цель, модель, моделирование.  Для полноценного  раскрытия и изучение этих понятий необходимы знание  современных компьютерных технологий и навыки их практического использования, что определяет дополнительный список основных понятий из компьютерной области: информационные технологии и системы, компьютер, аппаратное обеспечение, алгоритм, программа,  программное обеспечение (системное, прикладное, инструментарий программирования)   и др. И здесь мы предлагаем  деятельностный подход к обучению, который в нашей концепции и соответствующем УМК  направлен на освоение учащимися компьютерных технологий  на различных сюжетных заданиях и задачах. Таким образом, мы идем от постановки задач, а технологии являются средством достижения результата.  Метод же обучения практическим навыкам работы на компьютере относится к методам программированного обучения, при этом предполагается, что ученик самостоятельно осваивает различные технологии, а учитель выступает в роли консультанта.
 
Концепция ориентирована на выделение инвариантного ядра содержания обучения, независимого от конкретного программного инструментария компьютерной технологии, и вариативной составляющей содержания обучения, определяемой уровнем развития компьютерной области и, соответственно, программного обеспечения в настоящий момент. Инвариантное ядро определяет теоретическую составляющую предмета, которая представлена в учебниках [4,7,8 (частично)], вариативная составляющая  определяет практические навыки владения современными наиболее распространенными компьютерными технологиями и представлена в остальных учебных пособиях.

— Программное обеспечение, техника, технологии постоянно обновляются. Насколько быстро устаревают учебники информатики и устаревают ли вообще? Поспевают ли авторы за прогрессом или вопросы актуализации материала учебника нужно возложить непосредственно на учителя, ведущего урок?

Да, действительно, проблема существует. В отличие от других школьных предметов, где давно сформировано ядро базовых знаний, которое остается неизменным десятилетиями,  школьный предмет «Информатика» имеет достаточно короткий, но чрезвычайно интенсивный путь развития в школьной среде. Давайте перенесемся в 1985 год, когда впервые зашла речь о введении в школьное образование предмета « Основы информатики и вычислительной техники». Напомню, что на тот момент персональных компьютеров  в России практически не было. Знали о них только специалисты и то, как о новом  инновационном направлении развития отрасли.  Какую информацию, какие знания  нужно было отобрать из этой огромной отрасли  и адаптировать к школьному восприятию?  Был выбран путь обучения всех от мала до велика основам программирования. Это было вполне обоснованно, т.к. уровень развития компьютерной индустрии был именно таков, когда взаимодействие с компьютером  (ЭВМ), возможно было только при наличии знаний и умений программирования. С тех времен много воды утекло и компьютерная индустрия, сделав мощный рывок, вышла на совершенно новый уровень, кардинально отличающийся от прежнего. Новые знания, технологии, компьютеры и пр. И, как следствие такой динамики, должно было бы иметь место кардинальное изменение и в школьном предмете.

Однако идти по пути постоянного изменения содержания школьной дисциплины, отслеживая динамику развития компьютерной индустрии, не надо и даже вредно. К вопросу отбора содержания необходимо подойти с  позиций фундаментальности знаний и долговременных целей концепции обучения также,  как это было сделано в свое время и в других дисциплинах.

В самом начале работы над учебниками (1997 г.)  используя принцип фундаментальности знаний мы смогли найти то базовое ядро теоретических знаний, которое остается неизменным в течении длительного периода времени.  И это ядро мы и реализовали в наших учебниках на базе  концепции, которая направлена на развитие системного мышления и познавательного потенциала.

Поэтому на вопрос, устаревают ли наши учебники, я отвечу, что темы, вынесенные в учебники и не содержащие конкретных технологий, не устарели и устареют не скоро. Более того в учебно-методическом комплекте в учебник помещен только теоретический материал, а практический материал вынесен в учебное пособие, в котором и отражены технологические аспекты. Тем не менее, с появлением нового стандарта, а также учитывая предложения учителей,  мы проводим периодическое обновление материала учебников, практически каждый год издается новый или переработанный материал. Практикумы же по информационным технологиям обновляются  постоянно применительно к новым версиям продуктов. С момента выхода первого варианта нашего УМК (1998 г.) было произведено уже  обновление несколько раз. Так, например, последнее обновление было сделано в этом году. Учитывая требования нового стандарта по старшей школе в 2013 году, в сентябре месяце вышел совершенно новый вариант учебника для 10-11–х классов в 2-х частях: в 1-й части представлены уже неоднократно  апробированные темы, во 2-й части представлена в ракурсе системно-деятельностной концепции новая авторская  методика обучения программированию и моделированию.

Что касается учителя, то его роль в актуализации материала важна в части новых информационных технологий, а также в построении методики изложения определенной темы с адаптацией к уровню подготовки и восприятия учеников. Не следует гнаться за все новыми и новыми программами и их версиями. На мой взгляд, нужно обучить базовой технологии, а ребята самостоятельно освоят все, что их интересует. Тем более что  в новом стандарте акцент делается на формировании у учащегося навыков самостоятельной работы.  Главное – сформировать базис, как по теоретической, так и по практической частям.

Что касается учебников других авторов, то пусть они сами ответят на этот вопрос.

— Часто ученики приходят в класс с мыслью «Я все уже знаю, мне здесь делать нечего». Как сделать так, чтобы ученик, уже знакомый с материалом учебника, не скучал на уроке? Что ответить ученику, уверенному, с подачи родителей, бабушек и дедушек, что он – гений в информатике и компьютерах, когда он заявляет подобные вещи?

— К сожалению, у наших подростков в большинстве случаев однобокое представление о возможностях компьютера – именно то, которое им навязывают всевозможные разработчики развлекательных веб-приложений,  а также неконтролируемое использование сети Интернет. Учителю в какой-то степени приходится «ломать» это представление, поворачивать школьника к созидательной деятельности с использованием компьютера. Обычно такие дети знают современные пользовательские технологии, которые обеспечивают коммуникацию.  Возможно, знают лучше, чем учитель. И это нормально и не должно быть основанием для тревоги. Обозначенную в вопросе проблему можно решить разными способами, например,  дав ученику задания из теоретической части, особенно из темы по логике. Можно иначе подойти к этому вопросу – вовлечь такого ученика в учебный процесс, дав ему возможность раскрыться в роли консультанта по тем технологиям, которыми он овладел самостоятельно. Можно организовывать тематические семинары, где такие ученики будут ведущими. Вообще, путей много.

Любому ученику, пришедшему с амбициями на урок информатики, надо показать, что те знания, которыми он владеет, - это капля в океане компьютерных знаний. В этом я вижу важнейшую роль учителя и показатель уровня его квалификации.

— Давно идут споры об объеме, да и вообще необходимости преподавания теоретических основ информатики в «обычных» школах. Нужны ли, по Вашему мнению, выпускнику школы теоретические знания по информатике? Если да, то какие в первую очередь?

— Хочется задать вопрос противникам изучения  теоретических основ информатики. Зачем в школе изучают теорию по всем фундаментальным дисциплинам, к которым также относится и информатика?   На что направлено изучение теоретических основ в любой дисциплине на любом уровне обучения? Зачем в высшем учебном заведении студентов знакомят  с различными теориями в разных областях, ведь это никогда не будет применено на практике. Давайте по математике, физике, химии, русскому языку и пр. предметам будем предлагать ученикам только технологии решения типовых заданий и задач по разработанным заранее шаблонам. Задумайтесь о последствиях такого подхода к обучению.  Эту мысль нет желания развивать дальше, т.к. даже в недалеком прошлом можно привести много плачевных примеров аналогичного подхода к формированию менталитета, как отдельного индивидуума, так и общества в целом.

Поэтому ответ на этот вопрос однозначен – теоретические знания необходимы по всем предметам, в том числе и по информатике. Они позволяют выйти на другой уровень общения и понимания окружающего мира, подняться на ступень осознанного, а не примитивного восприятия окружающего мира. Они необходимы   для формирования профессионально-ориентированного кругозора, для развития мышления и познавательного интереса, для формирования основ исследовательской деятельности, для активизации самостоятельной деятельности и пр., что и определит, в конечном итоге,  уровень развития  интеллекта человека, его способности в будущей профессиональной деятельности. 
 
Законы эволюции - новые поколения должны способствовать развитию мира, а без теоретических знаний, только с помощью рецептов реализации текущих технологий это сделать нельзя.

Какие нужны теоретические знания? Ответ на этот вопрос Вы найдете, если возьмете в руки наши учебники для 7-9 кл. (часть 1)  и 10-11 кл. (часть 1). Все темы, которые там представлены, определяют теоретический базис школьной информатики на сегодняшний день. 

Мне представляется, что через несколько лет это ядро следует расширить за счет добавления более сложных тем, например, связанных с теорией построения интеллектуальных систем, с системным анализом информации для построения информационных моделей и др.

— Наверное, Вы часто встречаетесь с преподавателями информатики на семинарах и конференциях. На Ваш взгляд, растет ли в России качество преподавания информатики? Каковы общие тенденции преподавания этого предмета в школе?

Следует констатировать, что в отличие от 90-х - начала 2000-х годов, когда шли постоянные дебаты относительно содержания предмета информатики, на сегодняшний момент постепенно сформировалось основное видение этого  содержания, как у авторов учебников, так и у преподавателей. Хотя и не окончательно. Поэтому с точки зрения формирования базового ядра знаний, особых расхождений во мнениях нет, и появилась возможность совершенствования методики преподавания. Однако здесь, к сожалению, нет единого мнения, т.к., как я уже упомянула выше, характерной особенностью учительской среды по предмету информатики является индивидуализм и собственное видение предмета. Поэтому, чтобы  оценить растет или нет качество преподавания, надо провести многоаспектное исследование.

Однако меня беспокоит другой аспект преподавания информатики, который инициируется самими учениками. Практически у всех дома компьютеры, дети уже в младших классах получают дома элементарные навыки работы, общаясь со своими сверстниками, они обмениваются сведениями по использованию в практической деятельности программ общего назначения. При этом незаметно у детей формируется менталитет «всезнайки компьютерных технологий». Приходя на уроки, они создают некомфортную среду работы учителя с менее осведомленными учениками. И некоторые учителя, опасаясь признания их некомпетентными, невольно начинают  идти по пути наиболее для них комфортному – углубляются в темы, которые связаны только с изучением новых технологий, и мало времени уделяют теоретическим вопросам. Это проще, эффектнее и более востребовано учениками. Все довольны. Только вот цель преподавания информатики не достигнута. Таким технологиям можно обучиться на специально организованных курсах в школе в часы внеаудиторных занятий, а не в часы, выделенные на уроки информатики.

Это как раз мина замедленного действия. Постепенно информатику в таких школах сводят к изучению новых технологий и теоретический аспект полностью выхолащивается. А это полная дискредитация школьного предмета «Информатика», его целей и задач, а также повод к устранению из школьной программы предмета информатики.

— Как Вы оцениваете действующий школьный стандарт по информатике?

Принимаю, как данность, но при этом отношусь весьма негативно. Мы же, как авторы учебников,  ищем пути прохождения нашего УМК между «Сциллой и Харибдой».

Особое возмущение вызывает  школьный стандарт по информатике для базового уровня в старшей школе (10-11 классы). Он представляет собой перечень из 7-ми случайных позиций, в изложении которых допущены ошибки не только в системе иерархии понятий, но и в выделении направлений формирования базовых знаний выпускника школы. Складывается впечатление, что содержание этих 7-ми позиций разрабатывалось людьми либо получившими образование в данной области много десятилетий тому назад, либо плохо представляющими суть этого предмета и современные тенденции компьютерной индустрии, не говоря уже об особенностях учебного процесса в непрофильной школе.

Стандарт для профильного уровня в старшей школе (10-11 классы) можно было  охарактеризовать известной пословицей  «на безрыбье и рак – рыба», если ставить целью подготовку программиста в школе.

— Что бы Вы посоветовали преподавать детям в первую очередь в условиях ограниченного количества часов?

— Попытаться отстоять свои позиции и  доказать на педсовете школы необходимость ввода за счет школьного компонента дополнительных часов на предмет «Информатика».  Полагаю, что если  с 7-го по 11-й классы преподавание информатики будет по 2 часа в  неделю, то учитель может гарантировать выпускнику школы подготовку в области информатики и информационных технологий на хорошем теоретическом и пользовательском уровне. Если же еще и обучение будет вестись на базе наших учебников в соответствии с авторской концепцией, то вполне вероятно, что у многих выпускников школы, наряду с достижением поставленных в новом образовательном стандарте целей,  будут заложены еще и основы системного мышления, а также сформированы навыки исследовательской деятельности.

Если это не удается сделать, то сконцентрировать свое внимание на уроках на таких темах, как: анализ объектов и разработка информационных моделей,  основы логики, моделирование. При этом часть времени отвести на освоение и применение компьютерных технологий. Освоение остальных тем, а также закрепление базовых знаний по технологии запланировать как самостоятельную работу с обязательным последующим контролем на уроках, а также в виде заочных тестов.

— Нужны ли вообще уроки информатики в школе или их можно перевести в разряд спецкурсов для желающих? Что может дать школа ребенку, который зачастую знает о компьютере больше, чем взрослый?

— Уроки информатики нужны, т.к. они направлены на формирование систематизированных, а не разрозненных,  знаний и умений в этой области; универсальных учебных действий, которые могут быть использованы в любой деятельности; способствуют формированию системного и логического мышления;  направлены на привитие основ исследовательской деятельности. Выпускник школы должен быть подготовлен к работе в информационном обществе и это может быть обеспечено только на уроках информатики. 

В предыдущих вопросах я уже отвечала по данной проблеме. Подытожу еще раз несколько другими словами. Ребенок имеет отрывочные знания, возможно даже и более глубокие, чем учитель, по отдельным, скорей всего пользовательским,  технологиям. Представление об области информатики у него нет и не может быть, за редким исключением, что касается особо одаренных детей. В общей массе дети обладают отрывочными знаниями в области информационных технологий, а не информатики в целом.

Ни в коем случае нельзя переводить этот предмет в разряд спецкурсов. Это путь к «оболваниванию» людей и деградации нации.

На разных школьных предметах учащиеся изучают объекты и процессы окружающего мира с различных точек зрения. С одной стороны каждый предмет изучает обособленную область, с другой стороны, основная цель обучения в школе – соединить эти знания в единое целое. Вместе с тем понимание, что информация является тем объединяющим элементом пришло совсем недавно и просто необходим предмет, на котором сформировалась понимание и восприятие окружающего мира с позиций информации и информационных процессов.  

— Достаточно ли знаний, которые ученики получают на уроках, для успешной сдачи ЕГЭ? Или необходимы дополнительные занятия? Что Вы посоветуете ученику, который решил сдавать ЕГЭ (на что обратить внимание, с чего начать подготовку, как построить занятие и т.д.)?

— ЕГЭ по информатике – это профильный экзамен, а значит и подготовка должна вестись на профильном уровне в существенно большем объеме учебных часов, нежели на базовом уровне. При базовом уровне преподавания информатики необходимо организовать дополнительные занятия для подготовки к ЕГЭ. Самый простой путь для ученика – это пойти на такие курсы и ответственно подойти к выполнению всех заданий.

В состав нашего УМК входит  хорошее учебное пособие «Подготовка к ЕГЭ. 2011. Типовые задачи», где приведено 800 задач, аналогичных тем, которые предлагаются на ЕГЭ. Часть из них представлена с подробным решением, часть предлагается ученику на самостоятельную работу. По каждой задаче приведены ответы, для некоторых с рекомендациями. Я бы предложила ученику, если он хочет самостоятельно подготовиться, приобрести  это пособие, по каждой теме сначала ознакомиться с типовыми задачами и их решениями, а затем выполнить  задания для самостоятельной работы. Только в результате такого тренинга может быть получен хороший результат и обеспечены твердые знания, которые проверяются на ЕГЭ.

— Новые ФГОСы направлены на формирование и развитие у учащихся универсальных учебных действий (УУД). Для эффективного развития УУД предлагается избирать такие формы урока, где больший процент деятельности осуществляют дети, а учитель лишь направляет их деятельность. Приветствуется проектная деятельность, социальные практики и т.п. Я работаю в физико-математической школе, где физика, математика и информатика являются профильными предметами. Информатика начинается с 3 класса. Программа у нас авторская. Основной упор идет на программирование. В 5-6 классе программируем на бейсике, а с 7 класса переходим на Паскаль. Пожалуйста, подскажите реальные идеи для проектов, которые были бы детям интересны и посильны. Проекты именно связанные с программированием и для разных параллелей (5, 6, 7, 8, 9 класса). Буду очень благодарна за помощь.

— Из вопроса не понятно, изучаете ли вы среду ЛогоМиры и соответственно язык программирования Лого в каком-либо классе. Мы являемся сторонниками изучения именно этой среды в младших классах, т.к. в ней можно организовать подлинную творческую деятельность ученика по созданию виртуальных миров, в которых «живут и действуют» объекты (деревья, машины, птицы, корабли и пр.), что так важно в этом возрасте. При этом язык программирования нужен именно для описания их действий и взаимодействий между собой. Это очень хорошо сочетается с нашей концепцией обучения. В учебнике и рабочих тетрадях много примеров творческих проектов. Но стоит разбудить творческую жилку у ученика, и он начнет генерировать идеи сам.

В сентябре 2013 года выходит из печати учебник «Информатика» для 10-11 классов в 2-х частях. 2-я часть посвящена программированию на языках Бейсик и Паскаль. В этом учебнике приведено очень много заданий разного уровня сложности, в том числе и темы для проектов. Надеюсь, Вы сможете подобрать себе необходимый комплект заданий для разного уровня подготовленности. Кроме того, в нашем УМК есть учебное пособие «Подготовка к ЕГЭ. 2011», там тоже есть много интересных заданий.

— Как Вы относитесь к идее введения цензуры в Интернете?

— Поддерживаю эту идею.

Справка:


Наталья Владимировна Макарова - заведующая кафедрой информационных систем и технологий Международного банковского института. Заслуженный работник высшей школы РФ, профессор, д. п. н., к. т. н., действительный член Международной академии наук высшей школы.

Профессор Н.В. Макарова — известный ученый и педагог, вся ее трудовая деятельность посвящена информатизации высшего и школьного образования. Она является уникальным специалистом российского уровня, работающим в системе высшего образования на стыке трех областей знаний: педагогики, информатики, экономики.

Биография


Макарова Наталья Владимировна окончила факультет автоматики и вычислительной техники Ленинградского электротехнического института им. В. И. Ульянова (Ленина). По окончании института работала в Центральном научно-исследовательском институте «Электроприбор», а затем в Ленинградском институте авиационного приборостроения. В 1978 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук.

С 1984 г. Н.В. Макарова работает в Ленинградском финансово-экономическом институте им. Н. А. Вознесенского (сейчас Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов) доцентом, а впоследствии профессором кафедры экономической информатики и АСУ и кафедры экономической кибернетики. Продолжая заниматься научной работой, в 1992 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора педагогических наук, а через год ей присвоили звание профессора.

В 2000 г. Наталья Владимировна перешла на работу в Гуманитарный университет профсоюзов на должность главного специалиста по информатизации и заведующего кафедрой информатики. Под ее руководством произошла переориентация кафедры из общеобразовательной в выпускающую по специальности «Прикладная информатика в экономике».

С февраля 2002 г. по настоящее время Н.В. Макарова работает в Международном банковском институте в качестве проректора по информатизации и заведующей кафедры информационных систем и технологий по специальности «Прикладная информатика в экономике».

Н.В. Макарова активно занимается научной деятельностью, на протяжении многих лет являлась научным руководителем научно-исследовательских госбюджетных и хоздоговорных работ, грантов, международных проектов. Подготовила несколько кандидатов и докторов наук.

За успехи, достигнутые в работе, Н.В. Макарова неоднократно награждалась почетными грамотами, премиями. Международная организация «International Soros Science Education Program» в 1998 г. присвоила Макаровой Наталье Владимировне звание «Соросовский профессор». В 2006 г. ей присвоено звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации».

Публикации и крупные издательские проекты учебной литературы профессора Н. В. Макаровой

Профессором Н.В. Макаровой издано свыше 200 учебно-методических и научных работ, из них более 30 наименований книг учебного назначения, выпущенных в крупных издательствах. Своими новаторскими научными и учебно-методическими трудами она существенно обогатила школьное и высшее образование, педагогическую науку на всех этапах подготовки как специалистов экономического профиля, так и педагогов от школы до аспирантуры.

К наиболее крупным издательским проектам относятся следующие работы:
  • В период с 1986 по 1990 г. в государственном издательстве «Машиностроение» было издано несколько книг общим тиражом порядка 500 тыс. экз. Книга «Основы компьютерной грамотности» стала основным учебником по дисциплине «Основы информатики и вычислительной техники» во многих вузах страны, техникумах, школах. Серия из трех книг «Работаем на персональном компьютере…», ориентированная на три основные на то время модели персональных компьютеров — «Роботрон» 1715, ЕС 1840(41, 42), ДВК, — активно использовалась специалистами в их работе.
  • С 1995 по 1997 г. был подготовлен фундаментальный учебный комплект для вузов из двух учебников «Информатика» (объемом 120 п. л.), который стал лауреатом двух конкурсов: «Учебники нового поколения», проводимого Министерством среднего и профессионального образования, и «Лучшая книга года» (1997 г.), проводимого АСКИ. Этот комплект широко используется во многих вузах России, а также в школах, лицеях, колледжах специализированного профиля.
  • С 1997 г. по настоящее время ведется постоянная работа в проекте «Информатика и ИКТ» для школ. К настоящему времени создан учебно-методический комплект из 15 наименований, в состав которого входят учебники, учебные пособия, методические пособия для учителей, которые отражают современный подход к обучению детей, ориентированный на развитие системного мышления, коммуникативности, творчества. Учебники этого комплекта имеют гриф Министерства образования и науки РФ, неоднократно признавались лучшими учебниками по информатике для школ и являются в настоящее время базовыми во многих регионах РФ, таких как Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Воронеж, Нижний Тагил, Самара, Мурманск и др.


Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Спасибо, Наталья Владимировна, за интервью. Мне как учителю информатики интересно ваше мнение.