Гелла Фрадкова, 13.10.2014 3547 3

Как научить ребенка читать? Советы родителям


Знакомство с книгой для ребенка — трудоемкий, увлекательный и интересный процесс. Перед поступлением в школу желательно, чтобы ребенок уже умел читать. Если не было возможности посещать детский сад или проходить предшкольную подготовку — не беда: познакомить малыша со звуками и буквами можно и самим родителям.


Обсудить статью (уже 3 коммент.)
Опубликовать свой материал

Самая главная ошибка родителей — они учат сначала буквам («Эм», «Эл», «Ша» и др.), а потом соединять их в слоги. Возникает проблема: ребенок не может понять, почему он читает «пэ, а, пэ, а», а это оказывается слово «папа». Читайте статью: Четыре основные ошибки родителей в обучении детей чтению.

Как правильно научить ребенка быстро читать?

В этом поможет традиционная методика, которая основывается на первичном изучении звуков, а не символов букв. Основные этапы, которые нужно будет осуществить:

1 шаг: Приобрести букварь.

Обратите внимание, чтоб в его содержании не было так, что сначала он знакомит детей с алфавитом, а только потом со слогами. Желательно, чтоб было совмещено изучение буквы и слогов.

2 шаг: Знакомство с гласными, а потом с согласными звуками.

На первый план выходят твердые гласные, к которым относится: а, о, у, э, ы.

Потом нужно познакомить со звонкими сонорными согласными: м, л.

Остается выучить глухие и шипящие: ж, щ, д, к.

3 шаг: Ежедневное повторение предыдущего материала.

Повторение — профилактика забывания букв. Ежедневно играйте с детьми по пройденным буковкам.

4 шаг: Как научить ребенка читать по слогам?

Этот шаг только на первый раз кажется сложным.

Например, рассмотрим слог «Ка».

Необходимо объяснить ребенку, что одна буква бежит ко второй, а став «друзьями» произносятся вместе, они больше не могут жить друг без друга. «к-к-к-к-ка-а-а-а-а». Так, любые гласные могут подружиться с согласными буквами.

5 шаг: Разучивание слогов.

Сначала разучиваются простые слоги, вроде: ма, по, ла, ло; а после того как ребенок поймет, как именно, образуются слоги, он легко станет прочитывать и более сложные слоги: жу, до, вэ.

После этого важно закрепить это умение, используя уже не только простые слоги, но и сложные, то есть закрытые, где гласная стоит перед согласной.

6. Шаг: Чтение простых слов.

Здесь уже можно непросто читать маленькие слова из простых слогов, но и составлять их с помощью карточек. Для этого также применимо упражнение:

Закончить слово, добавив в конце -ча или -чу:

7 шаг: Выучить алфавит.

Для запоминания алфавита можно использовать стихотворения, песенки. Например:

А! Алфавит поём мы вместе!
Б! Будем петь его, как песню.
В! Весело споём его мы
Г! Громче грома, громче грома.
Д! День сегодня музыкальный.
Е! Есть у вас талант вокальный.
Ж! Жить без знаний скучно б было
З! Знанья это наша сила,
И! И тому пути открыты.
К! Кто подружит с алфавитом,
Л! Лошадь, лама, ландыш, ложка,
М! Мел, метель, метро, матрёшка,
Н! Небо, невод, нить, невеста,
О! Овод, облако, оркестр.
П! Попугай поет по нотам.
Р! Рой пчелиный строит соты.
С! Стрекоза в саду стрекочет.
Т! Такса лапками топочет.
У! Утка слушает пластинки.
Ф! «Фанту» пробует фламинго.
X! Хор не плох, есть слух у хора!
Ц! Царь зверей – его опора.
Ч! Чтим его – рычит он чисто.
Ш! Шесть заменит он солистов.
Щ! Щедрый мир нам дарят песни.
Э! Этот день собрал нас вместе.
Ю! Юмористов, оптимистов,
Я! Ясли-садовских солистов!

Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы, -
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж
Прикатили на еже!
3, И, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в окно!
П, Р, С, Т, У, Ф, X
Оседлали петуха, -
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я,
Вот и все они, друзья!
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
Познакомьтесь с ними, дети!
Вот они - стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!

Чтобы запомнить буквы, их можно лепить их из пластилина, теста, бумаги, делать с помощью бисера, из ткани и других материалов.

8 шаг. Использование слов в дидактических играх, упражнениях и на практике.

  • Ежедневные записки для ребенка со списком дел.
  • Перед речевыми занятиями каждый раз рекомендуется проводить артикуляционную и пальчиковую гимнастику, произносить слоги, составлять слова. Чтение чистоговорок, пословиц и поговорок.
  • Провождение времени за просмотром диафильмов с чтением надписей внизу картины. Наглядность вместе с чтением дает лучший эффект, потому как задействуется и зрительный, и речевой, и слуховой анализаторы.
  • Метод параллельного чтения. Это когда у родителя есть текст, и у ребенка такой же. Взрослый читает в разном темпе, а ребенок следит.
  • Эксперимент. Сколько слов за минуту он читает? Пусть прочитывает одно слово. Можно делать такой эксперимент каждый день. Результаты будут весьма заметны.
  • Предлагайте ребенку читать про себя, а не вслух. Таким образом, читать он будет намного быстрее, потому как охватывать глазами будет и следующие слова.
  • Поиграйте с ударениями. Можно проговаривать, как правильно и как нет, чтоб ребенок сам исправил ошибку в ударении.
  • Упражнение для развития зоркости. Среди ряда гласных пусть найдет согласную. Можно менять.
  • Упражнение для того, чтобы ребенок не боялся несколько согласных букв подряд. Нужно просто записывать взрослому такие «страшные» сочетания букв и проговаривать их каждый день ребенку, при этом добавляя новые, как только встретятся. А можно просто каждый день ребенку на одном дыхании проговаривать 15 любых согласных, например: с, т, п, г, в, ж, к, н, ш, щ, л, г, н, ф. Тоже очень полезно.
  • Игра в замену букв в слове: кот — кит, лес — лез.
  • Деформированные предложения, например: Мишка к день рожденья пришел лисе. Пусть ребенок отгадывает.
  • Работа над пониманием текста. Полезно приучать ребенка к ролевому чтению, чтобы он учился выражать эмоции героя, про которого он читает.


Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
3 Жанна7943 • 22:18, 18.12.2014
Спасибо за статью. Как учитель биологии могу добавить человеческий мозг созревает постепенно. Интенсивно развивая те его отделы, которые пока еще не готовы работать в полную силу, мы сами создаем психологические проблемы, такие как гиперактивность и чрезмерная возбудимость. Вы можете сами определить физиологическую готовность к чтению.
• Ребенок не только говорит предложениями, но у него полностью сформирована речь, то есть он может составить связный рассказ.
• У него достаточно развит фонематический слух. Ребенок умеет услышать и распознать звук в начале, середине и конце слова.
• У ребенка нет логопедических проблем (имеется в виду не только неумение произносить некоторые звуки, но и нарушения мелодики, ритма речи, и т.п.).
• У ребенка достаточно развита пространственная ориентация. Он не путается в понятиях «право», «лево», «верх», «низ» и т.п.
Я считаю, нужно подождать хотя бы до пяти лет, когда мозг уже способен к освоению знаковых систем (букв, цифр, нот).
avatar
2 Illarionova04 • 13:39, 13.12.2014
Эта статья интересна для молодых родителей
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 trofimova8484 • 19:50, 08.12.2014
На мой взгляд - это давно известная методика.