Исследовательская деятельность учителя в работе с одарёнными детьми


Учитель организует исследовательскую работу с детьми, вводит элементы исследования на уроках и во внеурочных занятиях. Цель работы: привить учащимся навыки исследовательской деятельности, умения рассуждать, анализировать, развивать мысли, аргументировать суждения, доказывать свою точку зрения, делать предположения самостоятельно.

Обсудить статью (уже 8 коммент.)
Опубликовать свой материал

Учитель организует исследовательскую работу с детьми, вводит элементы исследования на уроках и во внеурочных занятиях.

Цель работы:
привить учащимся навыки исследовательской деятельности, умения рассуждать, анализировать, развивать мысли, аргументировать суждения, доказывать свою точку зрения, делать предположения самостоятельно.

Задачи:

• Постепенное введение на уроках немецкого языка элементов исследовательской деятельности.
• Развитие способности у учащихся аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемый материал.
• Знакомство учащихся с методами исследования и выработка умения выбирать конкретные методы и методики, необходимые в собственном исследовании.
• Овладение учащимися способностью формулировать проблему .
• Обучение формам представления основных результатов исследовательской работы учащихся.

Внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся является логическим продолжением урочной деятельности: проектная работа по интересам, олимпиады, конференции. Исследовательская деятельность во внеурочное время нацеливает учащегося на серьезный конечный результат, совмещающий в себе все этапы написания работы. В овладении методами и приемами исследовательских навыков на уроках участвует весь класс, а для работы над НИР выбираются только те немногие учащиеся, которые имеют желание проводить исследования в какой либо области знаний.

Исследовательская работа на уроках иностранного языка

Обучая на своих уроках элементам исследования, считаю, что они могут пригодиться ребенку с работой над различными проектами по различным темам. Самое главное помочь юному исследователю на начальном этапе, поддержать его идею и нацелить с ним перспективу совместной работы.

Для написания исследовательских работ по иностранному языку учащиеся посещают школьную библиотеку, активно используют статьи из Интернета, находят нужный материал, анализируют, обобщают его и затем применяют при исследовании.

Работа над НИР дает не только ученику возможность развивать навыки исследования, но и пополняет опыт работы учителя. С каждым годом совместной работы учитель не только продвигается вперед в своем педагогическом развитии, но и для себя узнает много новых и интересных вещей.

Роль педагога различна на разных этапах организации исследовательской деятельности:

• I этап. Диагностика. Выявление детей, предрасположенных к исследовательской работе.
• II этап. Определение темы, целей, постановка задач.
• III этап. Выполнение работы. Учитель является консультантом. Ученику предоставляется максимальная самостоятельность.
• IV этап. Защита (анализ деятельности).

На этапе самоанализа учащиеся и учитель анализируют причины неудач, выбранные пути решения.

Выбирая тему реферата или исследовательской работы, учащиеся руководствуются своими желаниями и интересами. В конце работы учащиеся представляют творческие отчеты. Формы могут быть различны: выпуск газеты, школьного журнала, оформление выставки, творческий отчет по эксперименту, защита реферата или исследовательской работы.

При оценивании исследовательских работ учащихся старших классов необходимо обращать внимание на следующие моменты:

• Работы должны быть выполнены самостоятельно.
• Ценным является творчество, интеллектуальная продуктивность, оригинальность взглядов или подходов.
• Интернет может быть использован только как толчок к самостоятельному исследованию.
• Реферативная работа должна носить аналитический характер и содержать собственные выводы автора.
• Работа должна иметь практический и теоретический интерес

Организация учебно-исследовательской работы с учащимися предъявляет и особые требования к педагогу:

• положительное отношение к ребенку;
• проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом;
• признание права личности быть непохожей на других;
• предоставление права на свободу выбора;
• оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;
• учет индивидуально-психологических особенностей детей.

Заключение:

1. Формирование исследовательских навыков на уроках обучения иностранному языку способно помочь глубже узнать изучаемый язык, повысить мотивацию учащихся ,увидеть практическое применение ИЯ в современном мире.
2. Современный подход к реализации потенциалов исследовательской деятельности учеников должен строиться на принципах личностно-ориентированного обучения.
3. На этапе, когда учащиеся начинают работать над исследовательскими проектами, очень важен выбор темы.
4. Значимо учитывать как интересы, так интеллектуальные и даже материальные возможности учащихся. Темы, предлагаемые ребятам, должны быть разными по сложности, направленности, но все должны быть основаны на изучаемом или изученном материале.
5. Сказать, что учитель окончательно достиг своей цели, можно лишь тогда, когда учащийся сам понимает значимость исследовательской деятельности.

Литература:

1. Гальперин П.Я Умственное действие как основа формирования мысли и образа. Вопросы философии. 1957.
2. Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. М.; Просвещение, 1991.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. –М.: Народное образование, 1998.
4. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. –M.: Просвещение, 1998.


Выполнила: Киселёва С.С.,
учитель немецкого языка

Источник фото: http://pedsovet.su/publ/113-1-0-4105


Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
8 tanon • 10:44, 06.02.2015
Активно занимаюсь исследовательской деятельностью и проектами различной тематики с обучающимися. Работы оценены дистанционно на различных конкурсах. Только некоторые из организаций, где проводятся конкурсы не дистанционно почему то считают : Зачем награждать обучающегося НПО, если он не поступает в ВУЗ по профессии биолога или химика, а дают награды только потенциальным абитуриентам. Поэтому считаю, что устроители дистанционных конкурсов ищут действительно одаренных и талантливых обучающихся. Спасибо им огромное за такой подход к детям.
avatar
7 karimnat • 20:35, 20.01.2015
Тема очень актуальна в современном образовании, знакомство учащихся с методами исследования и выработка умения выбирать конкретные методы и методики, необходимые в собственном исследовании, позволяет нынешним ученикам адаптироваться в быстро меняющемся мире, уметь ставить цели, выбирать инструменты для их достижения.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
6 vea0603 • 16:02, 12.12.2014
Тема статьи очень актуальная, согласна с выводами, которые делает автор, но есть ряд трудностей, с которыми сталкивается ученик. Тему работы, чтобы она получилась действительно исследовательской, а не реферативной, порой очень трудно сформулировать, особенно учитывая специфику предмета иностранный язык. Могут возникнуть проблемы с литературой. Более того, только единицы способны написать полноценную исследовательскую работу.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
5 lahama • 17:59, 07.12.2014
Исследовательская деятельность - это всегда интересные взаимоотношения между педагогом и детьми, однако не согласна с тем, что ее можно применять только к одаренным детям. Сам автор в выводах говорит, что исследовательская деятельность повышает мотивацию, по этому, элементы исследовательской деятельности хорошо помогают в работе и с не совсем одаренными детьми...
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
4 Lenka8751 • 01:47, 11.09.2014
Спасибо за статью. Одаренные дети это наше будущее, и я считаю, что одаренных детей должны вести одаренные учителя.
avatar
3 АТВ59 • 16:37, 18.07.2014
Сразу видно, что учитель в теме! Роль педагога в жизни и обучении одарённых детей очень важна. Побольше бы учителей, которые небезразличны к своим одарённым и ...не очень одарённым детям.
avatar
2 ngkrasnova • 23:41, 01.06.2014
Огромное спасибо за статью! Я нашла для себя много ценных советов. В этом году с детишками начали заниматься исследовательской работой. Соглашусь с предыдущим комментарием, самая большая проблема - это выбор темы.
avatar
1 lugmana • 08:55, 05.04.2014
Уважаемая Светлана Сергеевна! Тема, затронутая в Вашей статье, интересует и меня. Исследовательская и проектная деятельность является неотъемлемой частью моей работы. Хотела бы посоветовать Вам обратиться к работам Мельниковой Е.Л. У нее есть масса интересных идей по работе с одаренными детьми.