Урок русского языка "Тип подчинительной связи в словосочетании"; 10 класс


Материал урока   предназначен учителям русского языка и литературы, организующим комплексное повторение разделов синтаксиса и подготовку к ЕГЭ в старших классах средней школы.  Технология коллективного взаимообучения, являющаяся основной формой организации урока, позволит учителю  привлечь к  работе  каждого ученика и успешно  освоить большой объем материала, а работа в парах сменного состава настроит учащихся  на активное усвоение материалов урока и будет способствовать формированию умения объективного само- и взаимооценивания.  Использование в качестве учебной рефлексии ПОПС-технологии даст возможность учителю закрепить умение построения рассуждения на заданную тему, позволит организовать работу по формированию, развитию и совершенствованию коммуникативной компетенции.

Урок будет способствовать формированию и развитию речемыслительных способностей учащихся на основе системно-деятельностного подхода.

Ход урока

1. Организационный этап

2. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний. Сообщение темы, цели урока

Учитель: Ребята, обратите внимание  на слова А.С.Пушкина, написанные на доске, «Язык неистощим в соединении слов», которые станут эпиграфом нашего урока.   Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Подберите синоним к слову «соединение».

Ученики, подбирая синонимы, приходят к формулировке темы урока: «Сегодня на уроке мы будем говорить  о словосочетании и его видах».

Тема урока: «Тип подчинительной связи в словосочетании»

Учитель: Попробуйте предположить,  каких целей мы должны достигнуть на уроке? (Устные высказывания учащихся)

Учитель резюмирует: Цель нашего урока - обобщить, систематизировать, закрепить знания о типах связи слов в словосочетаниях, рассмотреть трудные случаи анализа словосочетаний.

3. Этап обобщения и систематизации изученного

Учитель: Чтобы успешно усвоить материал урока, необходимо вспомнить, что такое словосочетание; три типа подчинительной связи (согласование, управление, примыкание), иметь представление о том, какие сочетания слов не являются словосочетанием.

Обобщим имеющиеся знания, обратившись к  1-му столбцу таблицы№1.

Индивидуальная работа (Заполнение таблицы №1).  Время выполнения 3 минуты

Знаю

Хочу знать

Узнал

   

 

 

Коллективная работа. Обобщение и систематизация знаний (взаимопроверка заполнения таблицы, формулирование выводов)

 Учитель: Мы повторили изученное. Что вы хотите узнать сегодня на уроке? Чему вы хотите научиться? Сформулируйте свои цели, обратившись к 2-му столбцу таблицы № 1.

Индивидуальная работа (Заполнение таблицы №1)

Учитель: Предположим, вы добились своей цели, что это вам даст? (Устные ответы учащихся)

Учитель: Обобщение материала будет проходить в форме  организованного диалога в парах сменного состава, поэтому вы разделены на группы по 4 человека с учетом темпа работы.  Каждому из вас присвоен вариант, а на столе у вас рабочая карта урока и инструкция, с которой вам необходимо познакомиться. Но основное правило работы в группе – вы свободно обмениваетесь мнениями, уважая право каждого участника группы на ошибку.

Работа в группах

1. Самостоятельная работа с карточкой №1 (выполнение задание№1) с последующей взаимопроверкой  и самооценкой. Время выполнения работы – 6 минут.

Схема взаимодействия в группах:

2. Самостоятельная работа с карточкой №2 (выполнение задание№2) с последующей взаимопроверкой  и взаимооценкой. Время выполнения работы – 6 минут.

Меняются собеседники, схема взаимодействия в группах:

3. Рассмотрение трудных случаев синтаксического анализа словосочетаний. Наблюдение над материалом с использованием электронной доски.

 

4. Самостоятельная работа с карточкой №3 (выполнение задание№3) с последующей взаимопроверкой  и взаимооценкой.  Время выполнения работы – 6 минут.

Схема взаимодействия в группах (по кругу):

5. Карточка № 4. Самостоятельная работа с материалом открытого банка заданий ЕГЭ с последующей проверкой по образцу и самооценкой

 

4. Подведение итогов урока

Учитель: обратитесь к таблице № 1и подведите итог  своей работе на уроке. Что нового вы узнали сегодня на уроке? Добились ли вы поставленной цели? Поставьте себе оценку за урок, суммируя все полученные вами оценки.

(Оценка деятельности учащихся с учетом оценок за каждое задание).

5. Этап информации учащихся о домашнем задании 

Учитель: информация о домашнем задании в вашей рабочей карте

6. Рефлексия урока

Учитель: Сделайте выводы, используя ПОПС-формулу


Полный текст материала Урок русского языка "Тип подчинительной связи в словосочетании"; 10 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лукьянчикова Любовь Владимировна  Екатерина_Пашкова
Учитель русского языка и литературы, ГБОУ СОШ № 582 СПб
15.08.2015 0 1392 245
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0