Конспект и презентация к уроку русского языка "Орфограммы корня"; 7 класс

Конспект и презентация к уроку русского языка "Орфограммы корня"; 7 класс

Цели урока:

Дидактическая цель: закрепление знаний об орфограммах в корне.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • уважительное отношения к мнению другого человека;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности;

Метапредметные:

  • регулятивные УУД: формирование умения самостоятельно формулировать цели урока; иметь способность к целеполаганию.
  • познавательные УУД: систематизация материала, полученного на предыдущих уроках; выполнение разных по уровню заданий;
  • коммуникативные УУД: владение умением аргументировать свою точку зрения, убеждать и уступать; умением договариваться, находить общее решение; владение монологической и диалогической формами речи; умением слушать и слышать других.

Предметные результаты:

  •  умение различать вид орфограмм в корне;
  • умение находить орфограммы корня в тексте и объяснять их.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Синтаксическая разминка.

IV. Актуализация ранее полученных знаний

    Слово учителя: Когда имеешь дело с корнями, самое трудное – записать безударный гласный. Если бы все корни подчинялись одной  и той же команде, было бы, конечно, проще. 

   Но так просто бывает далеко не всегда. Оказывается, у разных корней бывают разные командиры. Одними корнями командует «главное» правило. Таких коней больше всего.

   Вспомните правило, приведите примеры.

V. Работа по теме урока

- Кто же командует остальными корнями?

- Как мы называем такие корни?

I группа – полногласные и неполногласные сочетания.

- Найдите похожие слова в предложении: Вратарь замер в воротах, готовясь отбить мяч.

- Вы, конечно, догадались: похожие слова – вратарь и ворота. И в то же время они немножко разные: в одном буквосочетание – ра -, в другом – оро -. Первое называется неполногласным, второе – полногласным.

Откуда взялись в русском языке такие полногласные и неполногласные пары? Они выросли из старинной дружбы русского языка с другим славянским языком. Тысячу лет назад на русской земле появились первые книги, переведенные с грече­ского языка на язык, который теперь называют старославянским. Он был понятен русским людям. В этом языке встречалось много слов с неполногласными сочетани­ями: глава, глас, град, врата. Они "прижились" в нашем языке и "построились в пары" с нашими словами: голова, голос, город, ворота. Так появились в нашей речи полногласные и неполногласные сочетания.

Вот они:

Задание 1: подберите неполногласные родственные слова к следующим словам:

II группа – корнем командует суффикс - а

Задание:  посмотрите на данные слова,  вставьте пропущенные буквы, выделите корни, кто ими командует.

Наб…рал – наб…ру

выт…рать – выт…реть

отп…рать – отп…реть

зад…рает – зад…рет

образуйте слова с сочетание – ира - от следующих слов:

вымерли, заберу, придерется, протер, запер, замерли.

Задание:  что влияет на выбор гласной корня в следующих словах:

блистать – блестеть; расстилать – расстелить; разжигать – разжег; почитать – почет.

встречаются корни, в которых нет сочетания букв – ир -, однако суффикс

-а-  все-таки требует, чтобы в корне было и. 

Практические задания на карточке.

III группа – корнем командует ударение.

Рубрика «Наблюдаем, размышляем»

Задание: выделите корни,  определите, кто ими командует.

1. Загорелый, угореть, несгораемый, загар, угар.

(Под ударением пишется – а, без ударения – о)

2. Поклонение, поклоняться, склониться, кланяться, поклон.

(Под ударением пишется  гласная в соответствии с произношением, без ударения – о).

3. Творить, затворять, сотворить.

(Под ударением пишется  гласная в соответствии с произношением, без ударения – о. Исключение: утварь).


Полный текст материала Конспект и презентация к уроку русского языка "Орфограммы корня"; 7 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ватагина Ирина Александровна  Публикатор
31.08.2015 0 12377 1460

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК