Урок русского языка "Части речи в русском языке"; 5 класс


Урок русского языка в 5Б классе

Тема: «Части речи в русском языке»

Учитель русского языка и литературы Пирожкова Тамара Владимировна МАОУ СОШ №1 г. Кунгур, Пермский край


Цели:

  • развитие мотивации к учению, формирование взгляда на учение как на ценность;

  • формирование умений создать зрительный образ учебного материала, приёмов сопоставления и выделения общего признака, умений видеть логические связи между языковыми явлениями; развитие коммуникативных навыков; совершенствование орфографической зоркости;

  • обобщение известной информации о частях речи; выработка умения различать части речи по общим грамматическим, морфологическим признакам, синтаксической роли.

Оборудование : презентация, раздаточный материал, тетради-справочники.


Ход урока.

I.Приветствие. Оргмомент.

Ребята, совсем скоро наступит зима. «Зимы ждала, ждала природа, снег выпал только в январе», - так писал А.С. Пушкин о наступление зимы в романе «Евгений Онегин». У меня для вас есть предложение написать заметку о наступлении зимы для школьного уголка. Какие знания вам пригодятся? ( Определение темы, идеи текста, знание орфограмм).

II.Словарная работа.

1) тиш., глуш., камыш., еж.

2) пахуч., свеж., хорош., скрипуч.

3) береч., смотриш., любуеш.ся. спряч.те

- Что мы должны сделать, чтобы правильно написать слова? ( определить часть речи, применить правило)

- Какой орфограммой объединены слова? ( ь после шипящих)

- По какому принципу слова разделены на группы? ( по частям речи)

-Для чего нужно знать какой части речи принадлежит слово? ( чтобы правильно написать)

- Определите, какой части речи принадлежат слова каждой группы, напишите и приготовьтесь к проверке.( Уч-ся записывают слова, затем проверяем)

- Каких частей речи нет в словарной работе?

- Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие , предлог, союз, частица. Какой темой связаны эти понятия? ( Части речи)

- В каком разделе науки о языке изучаются части речи? ( Морфология)

Морфология входит в большой раздел лингвистики – грамматику.

III. Сообщение темы урока.

Тема нашего урока «Части речи в русском языке».

- Какую цель мы поставим?

III. Работа по теме.

1.Чтение правила с. 106- 107( Беглое чтение)

- Просмотрите бегло текст. Какую новую для вас информацию он содержит?

2. Повторное чтение. (Вслух)

- Дайте определение самостоятельным частям речи.

- Дайте определение служебным частям речи.

- Какие части речи выделяются в отдельную группу? ( Междометия и звукоподражания)

3. Работа с таблицей.

Для каждого из вас я заготовила таблицу, но в ней не заполнена графа «Примеры».

Обсудите в парах в какую колонку мы должны поместить 1 и 2 запись на доске. Приведите аргументы.

Дополните таблицу примерами, вклейте таблицу в тетрадь – справочник.




Признаки частей речи

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

Общее грамматическое значение

Обозначают предметы, действия, признаки , количества

Не обозначают предметы, действия, признаки, количество

Морфологические признаки

Изменяются(кроме наречия): склоняются или спрягаются

Не изменяются

Синтаксическая роль

Члены предложения

Не являются членами предложения. Служат для связи слов или предложений, выражают оттенки значений.

Примеры




Примеры на доске.


Мелькает, вьётся первый снег. и; а; но

в; на; об

не; бы


Проверка задания.

- Какие будут дополнения?

4.Работа со схемой в учебнике на с.101.

- Чем различается таблица и схема?

Рассмотрите схему.

- Используя данную схему, расскажите о самостоятельных частях речи.

- Используя данную схему, расскажите о служебных частях речи.

- Какие части речи выделены в особую группу.

- Прочитайте схему самостоятельно.

5. Решение проблемной лингвистической задачи.

Одно из заданий конкурса «Русский медвежонок» звучит так: «Какой частью речи может быть слово золотой?» ( прилагательным и существительным)

Действительно:

Буратино получил золотой.

Тортила держит в лапах золотой ключик.

- Как вы определили?

- Что нужно учитывать, чтобы определить часть речи?

Давайте познакомимся с правилом на с.102 ( прочитайте бегло, перечислите признаки, которые мы должны учитывать при определении части речи)

А вы приведите свои примеры, запишите в тетрадь. ( Проверить несколько работ)

6. Работа с текстом ( текст напечатан на листочках).


Списать текст, вставить пропущенные орфограммы.


Берёзкам зябко.

Всю ноч.. бушевал сильный ветер и слышно было в доме, как в..да капала. И утром (не) приш..л м..роз: то со..нце выгл.нет, то сомкнут..ся тучи и тряхнёт крупой, как из мешка. И так быстро мчат..ся облака, и так зябко белым берё..кам, так они качают..ся!

М. Пришвин

( Проверяем слова с пропущенными орфограммами по цепочке)


Выпишите из текста следующие части речи по 2 примера:

Имена существительные: ночь, ветер.

Имена прилагательные: сильный , белым.

Глаголы: бушевал, мчатся.

Предлоги: в , из.


Итог урока.

- Чем полезен сегодня урок?

- Что нужно знать, чтобы определить часть речи?

Д/з: 1) научиться рассказывать о частях речи по схеме на с.101

2) упр.261



Слайд 1
Части речи в русском языке Учитель русского языка и литературы : Пирожкова Тамара Владимировна МАОУ СОШ № 1 г. Кунгура
Слайд 2
1) тиш., глуш., камыш., ёж. 2) пахуч., свеж., хорош., скрипуч.. 3) береч., смотриш., любуеш.ся, спряч.те
Слайд 3
1) тишь, глушь, камыш, ёж 2) пахуч, свеж, хорош, скрипуч 3) беречь, смотришь, любуешься, спрячьте
Слайд 4
 Морфология изучает слово как часть речи, особенности образования форм и их признаки.  Морфология и синтаксис входит в один большой раздел лингвистики – грамматику.
Слайд 5
Признаки частей речи Самостоятельные части речи Служебные части речи Общее грамматическое значение Обозначают Не обозначают предметы, действия, предметы, действия, признаки , количества признаки, количество Морфологические признаки Изменяются(кроме наречия): склоняются или спрягаются Не изменяются Синтаксическая роль Члены предложения Не являются членами предложения. Служат для связи слов или предложений, выражают оттенки значений. Примеры
Слайд 6
Признаки частей речи Самостоятельные части речи Служебные части речи Общее грамматическое значение Обозначают предметы, действия, признаки , количества Не обозначают предметы, действия, признаки, количество Морфологические признаки Изменяются(кроме наречия): склоняются или спрягаются Не изменяются Синтаксическая роль Члены предложения Не являются членами предложения. Служат для связи слов или предложений, выражают оттенки значений. Примеры Мелькает, вьётся первый снег и;а; но; в;на; об; не; бы
Слайд 7
 Таблица – это сведения о чёмлибо, расположенные по графам  Схема – изображение чего- либо в главных чертах ( с указанием на ход мысли)
Слайд 8
 Одно из заданий конкурса «Русский медвежонок» звучит так: «Какой частью речи может быть слово золотой»?
Слайд 9
В лапе Тортила держала золотой ключик. Буратино получил золотой.
Слайд 10
Берёзкам зябко. Всю ноч.. бушевал сильный ветер. И слышно было в доме, как в..да капала. И утром (не) приш..л м..роз. То со..нце выгл.нет, то сомкнут..ся тучи и тряхнёт крупой, как из мешка. И так быстро мчат..ся облака, и так зябко белым берё..кам, так они качают..ся!
Слайд 11
Берёзкам зябко. Всю ночь бушевал сильный ветер. И слышно было в доме, как вода капала. И утром не пришёл мороз. То солнце выглянет, то сомкнутся тучи и тряхнёт крупой, как из мешка. И так быстро мчатся облака, и так зябко белым берёзкам, так они качаются!  М.Пришвин
Слайд 12
 Д/з:  1) уметь рассказывать о частях речи по схеме на с.101  2) упр.261 или заметка о наступлении зимы для классного уголка

Полный текст материала Урок русского языка "Части речи в русском языке"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Пирожкова Тамара Владимировна  Публикатор
07.09.2015 0 6951 558

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0