Статья: "Развитие коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка"


Согласно требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта основной школы второго поколения в процессе обучения ученик должен достичь не только предметных, но и метапредметных результатов обучения: познавательных, коммуникативных и регулятивных [1].

Уровень развития современного общества, быстроразвивающиеся средства коммуникации, постоянно ускоряющиеся процессы глобализации и интеграции приводят к тому, что особую важность и значимость получает развитие не предметных, а метапредметных результатов обучения. Умение излагать своё мнение в диалоге или монологе, аргументируя его, выдвигая контраргументы, вести дискуссию, подтверждать её фактами, умение адекватно оценивать других и себя необходимо не только для успешной интеграции обучающегося в современное общество, его успешной социализации, но и для сдачи ЕГЭ по разным предметам, особенно гуманитарного цикла.

Важно научить не только создавать устные и письменные тексты для решения различных задач обучения, но и достигать таких метапредметных результатов, как умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, умение вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Мы должны обучить ребёнка различать другие мнения, доказательства, факты, гипотезы, взглянуть на ситуацию с позиции другого. Важно, чтобы наши выпускники владели навыками самооценки и взаимооценки.

Насыщенность образовательной программы и необходимость достижения не только предметных, но и метапредметных результатов приводит к необходимости поиска наиболее эффективных путей использования времени урока. Одним из эффективных путей организации урока является работа в парах и группах. Организация работы таким образом позволяет эффективно использовать время урока для формирования и развития таких видов коммуникативных умений, как умение слушать и слышать другого, умение вступать в аргументированный спор и диалог, умение принять и обсудить точку зрения отличную от собственной, готовность к выработке общей позиции.

Работу в парах и группах можно организовать на уроке любого типа – повторения, обобщения, изучение нового материала или контрольном. Так на зачёте по теме «Глагол» в 5 или 6 классе, при повторении темы в начале или в конце учебного года для проверки качества усвоения программного материала создаются карточки с теоретическими вопросами и практическими заданиями. При этом класс делится на пары и группы. Участники группы должны сами подготовить ответ на вопрос, выполнить задание, при этом распределив, кто и что будет делать.. Учитель может сам подобрать задания или предоставить эту возможность обучающимся в качестве домашнего задания по выбору. Например, составить тест на орфограммы глагола, кроссворд, подобрать словарный диктант и т.д. Это позволит учащимся не только повторить материал к уроку, но и повысит интерес к предмету. Важно на таком уроке проверить не только усвоение теории, но и овладение практическими навыками. Теоретические вопросы по определению глагола как части речи можно заменить на вопрос: в чём особенность глагола как части речи? Это поможет обучающимся развить навык рассуждения на лингвистическую тему, что позволит начать подготовку к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему на ОГЭ в 9 классе.

Вопросы на карточках по теории:

  1. Глагол как самостоятельная часть речи.
  2. Морфологические признаки глагола.
  3. Морфемы глагола.
  4. Вид и время. Как связаны эти категории?
  5. Спряжение глагола.
  6. Орфограммы глагола.
  7. Синтаксическая роль глагола и т.д.

Практические задания:

Доказать, что данное слово — глагол, определить спряжение, объяснив свой выбор, вставить пропущенные буквы-орфограммы, выполнить морфологический разбор глагола.

Данная работа позволит оценить каждого ребёнка, так как на уроке он может получить несколько отметок за разные задания, причём процесс оценивания может осуществляться как в виде отметки (баллов), так и в виде оценки (словесное высказывание в процессе работы и в конечном результате). Члены группы могут провести самооценку и взаимооценку.

На таких уроках можно проводить и творческие задания. Например, написанные ранее лингвистические сказки и миниатюры даются на обсуждения группам. Участники группы должны высказать мнение о работе, оценить её по выработанным ранее критериям. Можно предложить творческий диктант, в котором пропущены глаголы, и попросить вставить их. Данное задание удобнее выполнять в парах. При проверке важно не только правильно выразить свои мысли, аргументируя свой выбор, но и выслушать других, корректировать и редактировать свой текст.

Работа в парах может проводиться на любом уроке. Так, при изучении раздела «Лексика и фразеология» предлагаем учащимся подобрать к прилагательным синонимы и антонимы: лёгкая ноша- лёгкая задача, глухой голос- глухой переулок. Продолжи пословицу или подбери к прилагательным как можно больше существительных. При изучении раздела «Морфемика» проводим игру «Кто больше?» с подбором слов по определённо заданному составу.

Данные задания нравятся учащимся, так как позволяют совместно решать поставленную задачу, выбирать способы достижения цели.

Чтобы оценить эффективность такой организации урока, необходимо сопоставить полученные предметные и метапредметные результаты ghb индивидуальной и парной или групповой работе. В качестве примера рассмотрим изучение темы «Спряжение глагола». Анализ полученных результатов представлен в таблице 1.

Таблица 1

Анализ предметных и метапредметных результатов при индивидуальной и парной или групповой работе

N

Индивидуальная работа обучающихся

Парная или групповая работа обучающихся

 Предметные

1.

Ставить ударение в глаголе

Ставить ударение в глаголе

2.

Образовывать форму инфинитива

Образовывать форму инфинитива

3.

Составлять алгоритм по определению спряжения глагола

Составлять алгоритм по определению спряжения глагола

4.

Правильно писать гласную в окончании глагола

Правильно писать гласную в окончании глагола

Метапредметные

1.

Развитие умения самооценки

Развитие умения самооценки

2.

Развитие умения публично выступать

Развитие умения публично выступать

3.

Развитие умения аргументировать свою точку зрения

Развитие умения аргументировать свою точку зрения

4.

Развитие умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Развитие умения с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

5

 

Развитие умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции

6

 

Развитие умения вступать в диалог

7

 

Развитие умения участвовать в коллективном обсуждении

8

 

Развитие умения принимать и уважать точку зрения оппонента

9

 

Развитие умения взаимооценки

Как видно из таблицы, при организации работы в парах или группах развивается больше метапредметных умений, чем за то же время при индивидуальной работе.

Таким образом, работа в парах или группах на уроках русского языка является эффективным средством достижения коммуникативных и регулятивных метапредметных результатов.

Список литературы

  1. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (ФГОС)

Полный текст материала Статья: "Развитие коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Пономарева Екатерина Борисовна  Публикатор
учитель русского языка и литературы, ГБОУ гимназии № 622 Выборгского района Санкт-Петербурга
25.09.2015 0 1444 177
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0