Разработка урока русского языка "Словообразование. Обобщение"; 5 класс


ХОД УРОКА.

1.Организационный момент.

2.Орфографическая пятиминутка.

БУКЕТ, ПАЛИСАДНИК, ВЕЕТ, ЖИРНЫЙ, ВИНЕГРЕТ, МОЛОТЬБА, ВЕРШИНА, РЕДКИЙ, СДРУЖИЛИСЬ.

3. Слово учителя:

- Мы  с вами закончили изучение раздела «Словообразование». 

Что же изучает этот раздел?

Из каких основных морфем состоит слово?

Что называется окончанием?

Что можно рас сказать о слове, используя морфему, например, -УТ?

( ответ: глагол, 1 спр., в форме буд. или наст. времени, 3-его лица, мн. числа) 

Что означает, когда мы говорим: «В этом слове нулевое окончание, а в этом его нет и быть не может?»        

ЗАДАНИЕ: (предварительно на доске)

Найти слова с нулевым окончанием и слова , в которых нет и не может быть окончания, РАСПРЕДЕЛИТЬ ИХ В ДВА СТОЛБИКА.

 Говорил, красиво, вниз, кофе, луч, границ, мышь

ЗАДАНИЕ. Вспомним порядок морфемного разбора и произведем его , на  примере слова ГОВОРИЛ, а рядом произведем словообразовательный разбор слова КРАСИВО.

Что называется суффиксом?

ЗАДАНИЕ:

Из слов указанных на доске выбрать только те, которые имеют суффикс  

 -ЩИК-

Банщик, ящик, барабанщик, гонщик, сварщик, лещик.

Вспомним, когда пишутся суффиксы ЧИК –ЩИК-?

Что вы знаете о приставках? Что общего и что различает ее суффиксом?

ЗАДАНИЕ.

Выписать слова с приставкой –ОТ (-ОТО)  (предварит. запись на доске)

Уточните  по учебнику  на стр. 295 значение этой приставки в словаре значения морфем.

Отопление, отодвинуть, отпарить, отощать, оттащить, отселить, отворить (дверь), отварить (мясо), оторвать, отцовский, оттепель.

(выписываем: отопление, отодвинуть, отпарить, оттащить, отселить, отварить (мясо), оторвать, оттепель)

Почему мы не выписали остальные слова? ( в слове отворить дверь приставка о-, а в других словах от- входит в состав корня)

ВЫВОД: чтобы правильно сделать морфемный разбор , нужно учитывать значение каждой морфемы.

Чтобы еще раз убедиться в этом, выполним следующее ЗАДАНИЕ:

Объясните , можно ли указанные слова проверить существительным СЛАВА?  (предварит. запись на доске)

СЛ…ВЕСНОСТЬ, СЛ…ВООБРАЗОВАНИЕ, СЛ…ВАРНЫЙ, БЛАГОСЛ…ВЕНИЕ.

(ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ: выписать из толкового словаря лексическое значение этого слова)

Так что же такое корень? Выделим его в словах предыдущего упражнения.

Почему корень – главная значимая часть слова?

Есть ли слова без корня?

Мы с вами вспомнили все морфемы , из которых состоит слово. Выполните следующий тест.

Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

  • надёжный
  • созвучный
  • разница
  • впереди 

3. Итак, мы повторили все, что мы знаем о морфемах, из которых состоит слово. Давайте еще раз назовем их и укажем их назначение:

                    ?                  Выражает лексическое значение

                    ?                  Стоит после корня и образует новые слова

                    ?                  Стоит перед корнем и образует новые слова

                    ?                  Находится в конце слова и образует формы слова                     

                                        (они нужны для связи слов в словосочетании и предложении)

4. В заключение – игра «Шарады».

Составьте слово, взяв от сущ. ЗАДУМКА корень, от глагола ЧИТАТЬ суффикс, а от глагола ПЕТЬ окончание. Запишите полученное слово, выделив в нем значимые части.  (думать)

Ещё одна шарада:

Начало – голос птицы,

Конец- на дне пруда,

А целое – в музее

Найдете без труда.

(картина)

5.Подведение итогов урока. Объявление и  комметирование оценок.

6. Задание на дом.


Полный текст материала Разработка урока русского языка "Словообразование. Обобщение"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Попова Светлана Валентиновна  popovapopva2015
учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №58, МБОУ СОШ №58
26.09.2015 0 1113 170

Скачать материал с сайта


Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0