Исследовательская работа учеников в современной школе на примере работы ученицы 11 класса Тютюгиной Ирины


В свете новых требований к преподаванию в современной школе учитель в своей работе обращается к новым технологиям, методам. В последнее время одним из важных методов стала исследовательская работа. Такой вид деятельности предполагает воспитание самостоятельности учащихся, умение добывать нужные сведения, работать над исходным материалом, делать выводы. Всё это необходимо сегодняшнему выпускнику для успешного продолжения образования в высшем учебном заведении, а потом и реализации в жизни.

С какого же класса можно заниматься исследовательской работой в школе? Подходы к этой работе можно начинать уже в начальной школе, усложняя эту работу в среднем звене, а 10-11 классу при целенаправленном, методически верном подходе можно научить ученика самостоятельно добывать материал для разрешения предложенной учителем проблемы, более того самому ставить вопросы и давать достаточно серьёзные ответы на них.

Конечно, возникают и некоторые сложности в использовании этого метода – это поиск проблемного вопроса, над которым можно было бы работать. Это и есть первый этап, начало исследовательской работы.

Для учителя русского языка одним из хороших источников, отправной точкой постановки таких проблемных вопросов, как мне кажется, является учебник русского языка под редакцией С.И.Львовой и В.В. Львова. Начиная с пятого класса, авторы приобщают учеников к исследовательской работе, начиная с доступных вопросов в 5 классе, которые к 9 классу усложняются, например, в разделе «Фонетика» - Как вы думаете, почему звуки М, П и Б называют губными, а звуки Т,З,С- зубными? Ответ обоснуйте. Дальше работу по фонетике можно усложнить, чтобы ученик мог, понаблюдав за звуками, сделать обобщение, например, исследовать функциональную активность гласных в русском языке. Исследование фонемного состава гласных в разных морфемах можно предложить по какому-нибудь словарю, ведь их употребление неравномерно. Ученик сможет, пронаблюдав, сделать вывод, что гласные имеют разную степень употребительности от самого частого к самому редкому (кстати, самая употребляемая в русском языке гласная А). Далее можно предложить пронаблюдать активность гласных, участвующих в образовании разных аффиксов и т.д.

Интересные вопросы в учебнике под редакцией С.И.Львовой и В.В. Львова ставятся и в разделе «Синтаксис» в 9 классе, например, «Особенности употребления сложноподчинённых предложений разных видов в текстах научного стиля речи». В качестве исходного материала можно предложить школьные учебники по математике, биологии, химии.

Такие же исследовательские проблемы можно решать и на уроках литературы. Главное здесь- правильно обозначить материал наблюдения. При изучении стихотворений русских поэтов о родной природе интересна работа с художественно-выразительными средствами. Например, берутся стихотворения определённого периода конкретного поэта и ставится вопрос о частотности употребления им разных художественно-выразительных средств. После сбора этого материала предложить ученику сделать вывод - есть ли в этом употреблении какая-то закономерность, если есть, какая, и попробовать сделать вывод почему. Далее можно усложнить работу, например, предложив понаблюдать, какие стихотворные размеры преобладают в поэзии разных поэтов. Известно, что, например, А.Н.Некрасов отдавал предпочтение трёхсложным размерам (ученик, естественно, может об этом не знать), так как в основе многих его стихотворений напевность народной песни. Этот вывод ученик может сделать сам, и это для него будет настоящим открытием. В результате наблюдения закрепляются и знания по теории литературы (что сейчас очень актуально), и навыки исследовательской работы.

Любая исследовательская работа начинается с определения актуальности проблемы. Первоначально, на этапе приобщения ученика к этому виду работы, актуальным будет тот вопрос, который вызвал у него интерес, но на который он сможет ответить только после изучения и наблюдения.

Дальше ставится цель исследовательской работы. Цель исследования – это тот научный результат, который должен быть получен в итоге всего исследования.

Сформулированную цель исследования определяют задачи исследования, т.е. задачи вытекают из поставленной цели. Задачи исследования – это те исследовательские действия, ко­торые необходимо выполнить для достижения поставленной в ра­боте цели, решения проблемы. Задачи связаны с обоснованием способов решения проблемы, с формулированием ведущих условий для эффективного её решения.

Цели и задачи взаимосвязаны между собой и друг друга дополняют. Цель призвана обозначить то, что будет достигнуто в работе, а задачи служат для формулировки тех способов, с помощью которых можно будет достичь поставленных целей.

Последняя часть работы - это заключение, где формулируются выводы, содержащие кратко сформулированные основные результаты работы. Выводы должны соответствовать заявленной цели исследования и поставленным задачам, Каждый вывод представляет собой решение конкретной поставленной задачи.

Важно и определение методов исследования. В рамках школьной исследовательской работы по русскому языку основными методами будут наблюдение и языковой анализ.

Необходимо в конце привести список использованной литературы.

Конечно, ученическая исследовательская работа не претендует на фундаментальные научные открытия, но является важным подспорьем для учителя, приучающего ученика самостоятельно добывать знания, критически мыслить.

Приложение ( фрагменты исследовательской работы ученицы 11 класса Тютюгиной Ирины)

Окказионализмы как художественное средство в поэзии М.Цветаевой.

Оглавление:

I.Вступление:

А) Цели и задачи работы

Б) Дискуссионные вопросы в изучении окказионализмов (актуальность темы)

II.Основная часть:

А) Своеобразие образования окказионализмов М.Цветаевой(способы образования окказионализмов)

Б) Роль окказионализмов в поэзии М.Цветаевой

III.Заключение.

А) Словарь окказиональных образований, найденных в поэтических текстах М.Цветаевой

Исходя из того что художественная значимость и функционирование окказиональных слов в поэтических текстах М.Цветаевой до сих пор не до конца не изучены, цель данной работы:

  • изучение окказионализмов, найденных в текстах М.Цветаевой
  • описание художественной функции окказионализмов М.Цветаевой, избранных ею для реализации художественного замысла.

 Задачи данной работы:

  • дать описание встретившихся в изучаемых текстах окказиональных образований
  • установить своеобразие окказионализмов М.Цветаевой
  • охарактеризовать способы образования окказиональных слов
  • определить функцию окказиональных слов

 Предмет исследования:

  • художественная функция окказионализмов

 Материал наблюдения:

  • поэтические тексты М.Цветаевой

 Методы:

  • метод сплошной выборки
  • наблюдение
  • языковой анализ.

Слово окказионализм восходит к латинскому occasionalis, что в переводе обозначает случайный, и указывает на значение слова, которое не соответствует узуальному (общепринятому) употреблению..

В научной литературе встречаются наряду со словом окказионализм термины «писательские новообразования», «художественные неологизмы», «творческие неологизмы», «стилистические неологизмы», «слова-самоделки», «слова-метеоры», «эгологизмы», «индивидуальное речетворчество. Разное обозначение этих слов подчёркивает разную трактовку его, в этом тоже актуальность изучения окказионализмов.

Окказионализмы, являясь фактом художественной речи и составляя определённый пласт в русской лексике, не всегда фиксируются в словарях русского языка, поэтому важен вопрос лексикографического описания этих слов. Отдельного словаря окказионализмов Марины Цветаевой нет. Эти слова мы частично можем встретить в Словаре языка поэта, изданного Домом-музеем Марины Цветаевой (1996-2003) -создатели - составители – И.Ю. Белякова, О.Г. Ревзина, И.П. Оловянникова.

В связи с этим возникает необходимость изучения этого художественного явленияв творчестве М.Цветаевой, что мы и попробовали сделать в данной работе.

Гипотеза-Марина Цветаева - поэт, обладающий природным даром слова, чувством меры, мастерски «создавала» новые слова, которые являются эстетически ориентированным знаком.

Методом сплошной выборки из книги «М.Цветаева. Стихотворения. Поэмы. М: художественная литература,1989 г.», мы выписали около 60 окказиональных образований и пришли к выводу, что она не использует «произвольно - придуманные» (заумные) слова, которые многими поэтами - современниками Цветаевой создавались, в основном, для эпатажа, затемняли значение слова, что приводило к искажению языка.

Таких слов из 60 окказионализмов нашлось всего три-цвель, кажденье, сердь.

Исследуя окказионализмы поэта, мы обратили внимание на то, что новые слова у нее - это производные единицы с отклонениями в плане аффиксального окружения корневой морфемы, поэтому в них нет «заумности», нет искажения языка. В основном, они образуются по аналогии, по словообразовательным моделям разных частей речи русского языка.

М.Цветаева образует в своих поэтических текстах разные части речи. К примеру, имена существительные- волшбы, вздрог, спаньё, русость, пушкиньянец и т.д; имена прилагательные и причастия- распластаннейший, остолбенелая, златозарная, неизменно-брежный; глаголы- поздравствовались, перетеплил, слуханул,занывают; деепричастия- ширя,ожжась, жжя;

Слова, как мы уже сказали выше, образуются по словообразовательным моделям существующими в русском языке способами. Проанализировав выбранные цветаевские окказионализмы, мы проклассифицировали эти способы и пришли к выводу, что она часто использовала:

 - способ сложения основ (иногда добавляется и суффикс): например, чернооконька, чернокрылонька, каменнобровый, златозарный, прошлолетних,лавролобый, скалозубый, тяжелоступ, словоискатель, всеравенство, терновалежник, простоволосость, неизменно- брежный и т.д.

  • бессуфиксные образования (отсечение суффикса). Например, бормот, всхруст, волшба, ржавь, веснь, вздрог, молвь.
  • суффиксальный способ образования:оставленность, всхолмье, тишизн, спаньё, плясовница, свирельница, пустоголовость, жжя, рвя и т.д.
  • глаголы часто образуются традиционным приставочным, иногда приставочно-суффиксальным способом: сцеловал, сгасли, занывают, перетеплил, поздравствовались, влюбливаются и т.д

Если говорить о количестве образовываемых частей речи, то большая часть их- имён прилагательные и имён существительные. Вероятно, это связано с тем, что при помощи этих частей речи чаще всего создаются эпитеты и метафоры. Дальше идут глаголы. Присоединяя к ним нетрадиционные в смысле употребления в данной языковой ситуации приставки, она заставляет звучать эти глаголы по-новому. После глаголов по частотности стоят деепричастия - ожжась, ширя, жжя, рвя и т.д., причём Цветаева образует их от односложных глаголов (в современном русском языке деепричастия не образуются от односложных глаголов). Возврат к формам деепричастий 17-18 века не затемняет значение слова (связь с исходным современным глаголом очевидна), эти короткие деепричастия придают энергетику контексту.

Образует Цветаева и формы слов, особенно много у неё форм сравнительной степени, встречается и превосходная степень (причём образует она их иногда и от причастий); есть формы как от качественных прилагательных (правило в русском языке), так и от относительных : распластаннейший, наинасыщеннейший, небеснее, тяжче, тяжеле, золоче и т.д.

Все словообразования поэтессы не являются самоцелью, эпатажем, затемняющим смысловое значение слова, искажающим и засоряющим язык. Значение их легко определяется в контексте, например, стихотворение «Думалось, будут легки…»1922г.

Светло-серебряная цвель

Над зарослями и бассейнами…Ассоциация со словом хмель, и в то же время корень ЦВ- напоминает слово цветёт, цветок, чувствуется и собирательность значения; в результате- емкий художественный образ цветущей растительности.

Какова же роль авторских новообразований в художественном тексте М.Цветаевой? Проанализировав собранный материал, мы сделали такие выводы :

  • «странный » неожиданный облик окказионализма сразу привлекает наше внимание к его семантике (например, неизменно- брежный, жжась, орльих, берложьих,золоче, русопят, клажа и т.д. )
  • при помощи этих слов автор точнее, ёмче выражает свою мысль, углубляет смысл, расширяет значение слова, например, пушкиньянец, дребезг, русость, здоровится, нелюбленные и т.д.)
  • при помощи этих слов она кратко выражает мысль (например, создавая сложные слова- прошлолетних, каменногрудый, словоискатель, златозарная, тяжелоступ и т.д.)
  • эти слова более экспрессивны, при помощи их автор чётко выражает своё отношение к тому, о чём он говорит (например, вздрог, взрыд, занывают, ненасытимая, наинасыщеннейший, распластаннейший, всечеловек, остолбенелая и т.д.)
  • имеет значение и «техническая » сторона – окказионализмы используются Цветаевой для сохранения ритма и обеспечения рифмы в стихотворении (например, сердь-смерть, тишизн- жизнь, ночи- золоче, близь- вернись, цвель –щель ит.д).

Окказионализмы – экспрессивные, одномоментные, никогда не старящиеся слова, являющиеся индивидуальной принадлежностью конкретного автора, определяют степень его художественности, индивидуальности его стиля. У великого поэта Марины Цветаевойони являются эстетически ориентированным знаком, при помощи которого автор наиболее точно передаёт свою основную мысль, являются текстообразующим средством.


Полный текст материала Исследовательская работа учеников в современной школе на примере работы ученицы 11 класса Тютюгиной Ирины смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Петрушкова Фарида Зиевна  Fari7036
Учитель русского языка и литературы, МОУ «СОШ №11» города Альметьевска
13.10.2015 0 1436 208

Скачать материал с сайта


Смотрите похожие материалы


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0