Статья: "Использование алгоритмов на уроке русского языка"


Большое внимание при проведении современного урока в контексте ФГОС уделяется формированию УУД – универсальных учебных действий. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.[1]

В более узком значении под этим термином можно понимать совокупность способов действия учащегося, навыков учебной работы, которые помогают самостоятельно усваивать новые знания, формировать умения.

Особую группу общеучебных УУД составляют знаково-символические действия, к которым можно отнести алгоритм.

Известный психолог Л.А.Венгер, исследования которого в области диагностики умственного развития детей стали основой для теории и практики развития познавательных способностей ребенка, утверждал, что алгоритмы, помогают наиболее эффективно преобразовать наглядно-образное мышление в наглядно-схематическое, а также помогают научить планировать свою деятельность. А это уже метапредметный результат, достижению которого сегодня в рамках ФГОС также уделяется большое внимание.

Алгоритмы на уроках можно использовать по-разному:

  1. Работа с готовым алгоритмом

Такая работа помогает обобщить, систематизировать изученный материал, помогает отработать порядок действий при объяснении.

  1. Дополнение алгоритма

Это возможно, когда часть алгоритма уже составлена и появляется новое правило, которым необходимо дополнить уже существующий алгоритм.

  1. Составление алгоритма совместно с учителем

Совместное с учителем составление алгоритма после изучения правила.

  1. Самостоятельное составление алгоритма.

Такую работу сначала лучше проводить по группам, а затем можно предлагать и индивидуальные задания.

Такая работа позволяет формировать не только ряд учебных универсальных действий. Работа с алгоритмами помогает формировать

  • личностные УУД в сфере мотивации к учебной деятельности;
  • регулятивные УУД, которые помогают обеспечить организацию учебной деятельности (например, целеполагание, планирование и др.);
  • познавательные (например, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний и др.);
  • коммуникативные (например, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)

Таким образом, работа с алгоритмами – эффективный способ формирования ряда метапредметных результатов, основу которых и составляют универсальные учебные действия.

Как показывает практика работы, алгоритмы могут с успехом применяться на уроках русского языка для решения ряда орфографических и пунктуационных задач.

Одним из преимуществ этого способа усвоения орфограмм является то, что если известен путь решения проблемы, то пошагово ее может решить каждый учащийся. Ещё одним преимуществом работы с алгоритмом является то, что даже самое сложное правило можно преобразовать в достаточно простой алгоритм. Всё это способствует повышению уровня грамотности учащихся.

Одной из труднейших тем в 7 классе является тема «Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных». Не раз на практике я сталкивалась с тем, как тяжело учащимся сориентироваться в отдельно сформулированных в разных параграфах правилах, чтобы затем решить орфографическую задачу. Впоследствии я стала использовать на уроках по данным темам алгоритм, который помогает обобщить и систематизировать материал, лучше усвоить данный материал.

На уроках в 7 классе при изучении данной темы учащимся можно предложить совместное составление алгоритма, а затем работу по дополнению алгоритма.

Результатом совместной работы с учащимися по теме «Н и НН в суффиксах полных причастий и отглагольных прилагательных» стало составление следующего алгоритма:


Полный текст материала Статья: "Использование алгоритмов на уроке русского языка" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мельникова Вероника Вадимовна  Публикатор
учитель русского языка и литературы, БОУ СОШ №78 Калининского р-на Санкт-Петербурга
21.10.2015 0 1268 223
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0