Разработка урока русского языка по теме: "Правописание приставок на з-, с-"; 5 класс




тест

1)  В каком слове одна приставка оканчивается на –с?

а) и.черпать;

б) чре.мерный;

в) бе.жизненный;

г) во.делать.

2)  В каком слове одна приставка оканчивается на –с?

а) во.наградить;

б) бе.шумный;

в) ра.жечь;

г) и.мутить.

3) В каком слове приставка оканчивается на –з?

а) ни.ходить;

б) во.произвести;

в) ра.чёт;

г) в.дохнуть.

4)  В каком слове приставка оканчивается на –з?

А) и.жарить;

Б) и.царапать;

В) ра.шнуровать;

Г) бе.ценный.

5)  В какой строке во всех словах пропущена одна и та же буква:

а) и.царапать; и.жарить;

б) и.числять; бе.ценный;

в) бе.жалостный; бе.шумный;

г) бе.вкусица; ра.шнуровать.









слова для группировки



Крыжовник черный раскинул желтый размечтался шелк издал безбородый шорох шел сундучок исследовать





Друзик Н.А.- учитель русского языка и литературы Жолтаптыкской ООШ.

Русский язык. 5 класс. Тема «Правописание приставок на з,с»

Цели урока: создать условия для усвоения учащимися правописания приставок на з и с, добиться усвоения учащимися правильного применения правила при письме.

Ожидаемый результат:

- Я знаю, как правильно писать приставки на з и с

- я могу правильно написать приставки на з и с

- я могу объяснить своему товарищу, почему пишется з или с в приставках

Методы обучения: беседа, упражнение.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, в паре.

Оборудование урока: компьютер, индивидуальные карточки с заданием, тесты.



Э

время

деятельность учителя

деятельность ученика

Используемые средства на уроке

1

1

3

Психологический настрой. Доброе утро, ребята! Как ваше настроение? Что может сделать ваше настроение еще лучше? А наш урок может сделать ваше настроение лучше? Каким образом? От чего зависит настроение человека? Давайте мы постараемся, чтобы и у вас, и у окружающих вас людей настроение всегда было приподнятое.

- Старайтесь смотреть на вещи оптимистично. УЛЫБАЙТЕСЬ! Люди, которые улыбаются и которым улыбаются, живут на 4 года дольше!

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

Учащиеся приветствуют учителя. Ведут беседу.



2

1






2

Отбор и сортировка: предлагается группа слов, которую надо отсортировать: крыжовник, черный, раскинул, желтый, размечтался, шелк, издал, безбородый, шорох, шел, сундучок, исследовать


Верно. Какие слова остались? Что их объединяет? Отлично. Теперь давайте посмотрим, что же объединяет эти слова? Если затрудняетесь, то выделим морфемы: приставки и корни.

Назовите приставки, выпишите их. О чем они нам говорят?

Как же узнать какую букву в приставке нужно написать? Нужно вспомнить звонкие и глухие согласные. Назовите их.

Может кто-то же знает, какова наша тема урока? Какие цели мы будем преследовать на уроке?


Учащиеся отбирают слова , относящиеся к прошлому уроку.





Объединяет то, что все слова с приставкой.

В одних пишется –с-, в других- з

(П, Ф, К, Т, Ш, Х, Ц, Ч, Щ и С)

(Б, В, Г, Д, Ж, Л, М, Н, Р и, конечно, с З)



Правописание приставок на з и с

карточки


3

1



Приготовьте тетради, запишите число:

Одиннадцатое февраля.

Классная работа.


На доске

2

4








5

9








Изучение новой информации. Прочитайте материал учебника и заполните карту опыта.


Ребята, попробуйте сделать вывод, когда же эти приставки пишется с буквой З, а когда – С? ( В приставках на з-(с-) перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими – с)



Индивидуально изучают информацию по учебнику. Выделяют главное.

Думай- в паре- делись

Оформляют карту опыта


Зачитывают :

«Секреты приставок на з-с»

Чтоб было меньше случаев неясных

И чтоб отметок не было плохих,

Прислушайтесь к звучанию согласных,

Чтобы не путать звонких и глухих.

Живут на свете, людям помогая,

Приставки через-, из-, воз- и без-,

Но звук глухой согласный их встречает,

И мы их пишем только с буквой С.

Глухие звуки – это непоседы,

Они спокойно не желают жить,

Они стремятся звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить.


Учебники, карта опыта (лист )



Слайд.


6

3

Физминутка.

- если покатать на ладошках грецкий орех или к примеру простой карандаш, то можно почувствовать тепло, потому что совершается прилив крови к рукам, а это благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Уже давно ученые доказали, что таланты человека находятся на кончиках пальцев. Давайте на каждом уроке и даже дома будем помогать развиваться нашим талантам с помощью этой простой гимнастики для рук. Отлично! Молодцы!

А теперь давайте дружно себе поаплодируем … а теперь потопаем. Ну, а теперь не забываем, что у нас хорошее настроение и улыбаемся.

Хотите, чтобы хорошее настроение не покидало вас?

Для этого нужно есть бананы: в их мякоти содержатся вещества, благодаря которым возникает чувство радости и спокойствия

Нужно есть апельсины: они стабилизируют настроение, устраняют депрессию, печаль, тревогу.

И, конечно же, наш любимый шоколад: он улучшает настроение и успокаивает «исстрадавшуюся» нервную систему.

Учащиеся активно выполняют гимнастику для кончиков пальцев при помощи грецких орехов или простого карандаша.

Грецкий орех или простая ручка, карандаш с гранями.


7





3



2





Выполнить задание. Проанализируйте данные пары примеров. (Слайд 10) измерилаиспекла развеселилась - рассердилась беззаботно - беспокойно Сделайте вывод, закончив фразу. (Слайды 11,12) На конце приставки пишется с -, если ….. На конце приставки пишется з -, если …..

Озвучивают карту опыта


Учащиеся: На конце приставки пишется с -, если корень начинается с буквы, обозначающей глухой согласный звук. На конце приставки пишется з -, если корень начинается с буквы, обозначающей звонкий согласный звук. Зачитывают примеры.


Слайд


8






9

2






3

Практическая деятельность:

Задание: Замена словосочетания словом с тем же значением с приставкой
­
без-, бес-(устно, по очереди)

человек без забот (беззаботный), небо без звезд, рисунок без цвета, тропа без конца, плач без звука, движение без шума, дизайн без вкуса, беседа без цели, обида без причины.

Учащиеся читают и находят слова с приставками на з с.

Оценивание парной работы учащимися

слайд



4

Задание. Запишите слова, вставляя пропущенные буквы: 1-я группа с приставкой на –с-, 2-я группа с приставой на –з-

Ра …писание, ра…вязать, бе…шумный, бе…жалостный, во…делывать, во…питать, и…печь,и…дать,

во…стание, воз…вание.


Учащиеся группируют слова







Взаимооценивание.




5

Контроль знаний. Тест из 5 заданий. Учитель каждому раздает листочки с тестом.

Учащиеся выполняют работу над тестом, затем обмениваются листочками и проверяют по ранее заготовленному учителем шаблону.

Оценивают друг друга



11

5




Рефлексия:

-Скажите, ребята, как вы сами думаете, как вы работали сегодня на уроке?

-- А за что можно вас похвалить?

- В чем испытали трудности?





Учащиеся отвечают на вопросы учителя.



Самооценка (учащиеся подсчитывают баллы и озвучивают)



12

2

Домашнее задание у вас будет творческое и очень необычное: его нужно выполнить перед сном, лежа в постели… да,да! Вам надо будет просто помечтать… и придумать 5 способов поднятия настроения для тех, у кого его еще нет, но ..с одним маленьким условием, чтобы в предложениях хотя бы раз встретилась наша орфограмма! Договорились?

НО! Те, кому сложно выполнить это задание, могут сделать упражнение 413.



слайд











































Слайд 1
 Доброе утро,  ребята!  Как ваше  настроение? 
Слайд 2
Проанализируйте данные пары  примеров                                                              и…мерила – и… пекла                                                                                                                                     ра…веселилась  ­ ра… сердилась                                                                                                                      бе…заботно – бе…покойно                                                                                                                                    Сделайте вывод, закончив  фразу:                                                                                                                На конце приставки пишется с ­,  если  …..                                                                                           На конце приставки пишется з ­, если  ….. 
Слайд 3
«Секреты приставок на з­с» Чтоб было меньше случаев неясных И чтоб отметок не было плохих,  Прислушайтесь к звучанию согласных,  Чтобы не путать звонких и глухих. Живут на свете, людям помогая,  Приставки через­, из­, воз­ и без­, Но звук глухой согласный их встречает,  И мы их пишем только с буквой  С. Глухие звуки – это непоседы,  Они спокойно не желают жить, Они стремятся звонкого соседа Во что бы то ни стало оглушить.
Слайд 4
     Спишите, вставляя пропущенные буквы.        Ра …писание, ра…вязать, бе… шумный, бе…жалостный, во… делывать, во…питать,   и… печь,и…дать,      во…стание, воз…вание. 
Слайд 5
                 Замена словосочетания словом с тем же  значением  с  приставкой  ­ без­, бес­ Человек без забот (беззаботный),небо  без звезд, рисунок без цвета, тропа   без конца, плач без звука,  движение без шума, дизайн без  вкуса,  беседа без  цели, обида без  причины.
Слайд 6
    Рефлексия ­Скажите, ребята, как вы сами  думаете, как вы работали сегодня  на уроке? ­­ За что бы вы себя могли  похвалить? ­ В чем испытали трудности?    
Слайд 7
    Инструкция: каждое тестовое задание содержит один правильный ответ.   • 1)  В каком слове одна приставка оканчивается на –с? • а) и.черпать; • б) чре.мерный; • в) бе.жизненный; • г) во.делать. • 2)  В каком слове одна приставка оканчивается на –с? • а) во.наградить; • б) бе.шумный; • в) ра.жечь; • г) и.мутить. • 3) В каком слове приставка оканчивается на –з? • а) ни.ходить; • б) во.произвести; • в) ра.чёт; • г) в.дохнуть. • 4)  В каком слове приставка оканчивается на –з? • А) и.жарить; • Б) и.царапать; • В) ра.шнуровать; • Г) бе.ценный. • 5)  В какой строке во всех словах пропущена одна и та же буква: • а)  и.царапать;  и.жарить; • б) и.числять; бе.ценный; • в) бе.жалостный; бе.шумный; • г) бе.вкусица; ра.шнуровать.
Слайд 8
Домашнее задание  • Придумать 5 способов поднятия  настроения для тех, у кого его еще  нет, но с обязательным условием: при  составлении предложений должны  быть слова с сегодняшней  орфограммой!
Слайд 9
Спасибо за урок! Удачи вам и хорошего  настроения на весь день!  Не забывайте улыбаться!

Полный текст материала Разработка урока русского языка по теме: "Правописание приставок на з-, с-"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Друзик Надежда Алексеевна  Публикатор
17.11.2015 0 3612 431

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0