Разработка урока русского языка по теме: "Правописание приставок на з-, с-"; 5 класс


Цели урока: создать условия для усвоения учащимися правописания приставок на  з и с, добиться усвоения учащимися правильного применения правила при письме.

Ожидаемый результат:

- Я знаю, как правильно писать приставки на з и с

- я могу правильно написать приставки на з и с

- я могу объяснить своему товарищу, почему пишется з или с в приставках

Методы обучения: беседа, упражнение.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, в паре.

Оборудование урока: компьютер,  индивидуальные карточки с заданием, тесты.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Психологический настрой. Доброе утро, ребята! Как ваше настроение? Что может сделать ваше настроение еще лучше? А наш урок может сделать ваше настроение лучше? Каким образом? От чего зависит настроение человека? Давайте мы постараемся, чтобы и у вас, и у окружающих вас людей настроение всегда было приподнятое.

- Старайтесь смотреть на вещи оптимистично. УЛЫБАЙТЕСЬ! Люди, которые улыбаются и которым улыбаются, живут на 4 года дольше!

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

Учащиеся приветствуют учителя. Ведут беседу.

Отбор и сортировка: предлагается группа слов, которую надо отсортировать: крыжовник, черный, раскинул, желтый, размечтался, шелк, издал, безбородый, шорох, шел, сундучок, исследовать

 

Верно. Какие слова остались? Что их объединяет? Отлично. Теперь давайте посмотрим, что же объединяет эти слова? Если затрудняетесь, то выделим морфемы: приставки и корни.

Назовите приставки, выпишите их. О чем они нам говорят?

Как же узнать какую букву в приставке нужно написать? Нужно вспомнить звонкие и глухие согласные. Назовите их.

 Может кто-то же знает, какова наша тема урока? Какие цели мы будем преследовать на уроке?

 

Учащиеся отбирают слова , относящиеся к прошлому уроку.

 

 

 

 

 

Объединяет то, что все слова с приставкой.

В одних пишется –с-, в других- з

(П, Ф, К, Т, Ш, Х, Ц, Ч, Щ и С)

(Б, В, Г, Д, Ж, Л, М, Н, Р и, конечно, с З)

 

 

Правописание приставок на з и с

Приготовьте тетради, запишите число:

Одиннадцатое февраля.

Классная работа.

 

Изучение новой информации. Прочитайте материал учебника и заполните карту опыта.

 

Ребята, попробуйте сделать вывод, когда же эти приставки пишется с буквой З, а когда – С? ( В приставках на з-(с-) перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими – с)

 

 

Индивидуально изучают информацию по учебнику. Выделяют главное.

Думай- в паре- делись

Оформляют карту опыта

 

Зачитывают :

«Секреты приставок на з-с»

Чтоб было меньше случаев неясных

И чтоб отметок не было плохих,

Прислушайтесь к звучанию согласных,

Чтобы не путать звонких и глухих.

Живут на свете, людям помогая,

Приставки через-, из-, воз- и без-,

Но звук глухой согласный их встречает,

И мы их пишем только с буквой  С.

Глухие звуки – это непоседы,

 Они спокойно не желают жить,

Они стремятся звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить.

 

Физминутка.

- если  покатать на ладошках грецкий орех или к примеру простой карандаш, то можно почувствовать тепло, потому что совершается прилив крови к рукам, а это  благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Уже давно ученые доказали, что таланты человека находятся на кончиках пальцев. Давайте на каждом уроке и даже дома будем помогать развиваться  нашим талантам с помощью этой простой  гимнастики для рук. Отлично! Молодцы!

А теперь давайте дружно себе поаплодируем … а теперь потопаем. Ну, а теперь не забываем, что у нас хорошее настроение и улыбаемся.

Хотите, чтобы хорошее настроение не покидало вас?

Для этого нужно есть бананы: в их мякоти содержатся вещества, благодаря которым возникает чувство радости и спокойствия

Нужно есть апельсины: они стабилизируют настроение, устраняют депрессию, печаль, тревогу.

И, конечно же, наш любимый шоколад: он улучшает настроение и успокаивает «исстрадавшуюся» нервную систему.

Учащиеся активно выполняют гимнастику для кончиков пальцев при помощи грецких орехов или простого карандаша.

 

 

 

 

Выполнить задание. Проанализируйте данные пары примеров. (Слайд 10)  измерила – испекла  развеселилась  - рассердилась беззаботно - беспокойно  Сделайте вывод, закончив фразу. (Слайды 11,12)  На конце приставки пишется с -, если  …..  На конце приставки пишется з -, если  …..

Озвучивают  карту опыта

 

Учащиеся: На конце приставки пишется с -, если корень начинается с буквы, обозначающей глухой согласный звук.  На конце приставки пишется з -, если корень начинается  с буквы, обозначающей звонкий согласный звук. Зачитывают примеры.

 

Практическая деятельность:

Задание: Замена словосочетания словом с тем же значением  с  приставкой
­ без-, бес-(устно, по очереди)

человек без забот (беззаботный), небо без звезд, рисунок без цвета, тропа  без конца, плач без звука, движение без шума, дизайн без вкуса,  беседа без  цели, обида без причины.

Учащиеся читают и находят слова с приставками на з с.

Оценивание парной работы учащимися

Задание. Запишите слова, вставляя пропущенные буквы: 1-я группа с приставкой на –с-, 2-я группа с приставой на –з-

Ра …писание, ра…вязать, бе…шумный, бе…жалостный, во…делывать, во…питать, и…печь,и…дать,

  во…стание, воз…вание.

 

Учащиеся группируют слова

 

 

 

 

 

 

Взаимооценивание.

Контроль знаний. Тест из 5 заданий. Учитель каждому раздает листочки с тестом.

Учащиеся выполняют работу над тестом, затем обмениваются листочками и проверяют по ранее заготовленному учителем шаблону.

Оценивают друг друга

Рефлексия:

-Скажите, ребята, как вы сами думаете, как вы работали сегодня на уроке?

-- А за что можно вас похвалить?

- В чем испытали трудности?

 

 

 

 

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

 

 

Самооценка (учащиеся подсчитывают баллы и озвучивают)

Домашнее задание у вас будет творческое и очень необычное: его нужно выполнить перед сном, лежа в постели… да,да! Вам надо будет просто помечтать… и придумать 5 способов поднятия настроения для тех, у кого его еще нет, но ..с одним маленьким условием, чтобы в предложениях хотя бы раз встретилась наша орфограмма! Договорились?

НО! Те, кому сложно выполнить это задание, могут сделать упражнение 413.

 

 


Полный текст материала Разработка урока русского языка по теме: "Правописание приставок на з-, с-"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Друзик Надежда Алексеевна  Публикатор
учитель русского языка и литературы, ГУ "Жолтаптыкская ООШ Железинского района"
17.11.2015 0 1674 212

Скачать материал с сайта


Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0