Разработка урока русского языка: "Двоеточие и тире в бессоюзных сложных предложениях"; 9 класс


ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. Раздаточный материал (карточки)

  2. Доска: Списать, расставить и объяснить знаки препинания:

Фонарей на этой захолустной улице не было – Павел шагал наудачу; раз он больно ударился коленкой о столбик и брезгливо поморщился: боль мешала думать. Кругом находились леса, хорошо пахло после дождя: сыростью, березовым листом и какими – цветами.

Первое предложение : - второе предложение заключает вывод того, о чем говорится в первом.

Второе предложение: :второе предложение поясняет первое, раскрывает его содержание.

  1. Доска: Перестройте сложные предложения в БСП, запишите, расставьте знаки препинания.

Вариант№1. Было решено отправиться пораньше, и мы встали чуть свет. (ставим – т.к. второе предложение заключает вывод, следствие из того, о чем говорится в первом.)

Вариант№2. Я подошел к окну и увидел, что ночью снег запорошил весь сад. (ставим : т.к. второе предложении е дополняет смысл первого.)

  1. Допишите, образуя БСП расставьте и объясните знаки препинания.

Раздался удар грома – (быстрая смена событий) сверкнула молния. Здесь нельзя проехать… (причина):дорогу размыло дождем.

Я давно написал другу письмо – (противопоставление) ответа нет.

  1. Слово учителя о значении БСП в речи. Как их использовал А.С.Пушкин в романе «Евгений Онегин»?

.Мы говорим, что смысловые отношения в БСП в отличие от союзных выражается менее определенно и четко. В связи с этим следует отметить, что они более характерны для разговорного стиля, т.к. при устном общении интонация является ярким средством выражения смысловых отношений между частями сложного предложения. Эти конструкции очень выразительны. Обычно, поэтому к ним часто прибегают писатели и публицисты в текстах с разговорной окраской.

Давайте понаблюдаем, как ведут себя БСП в пушкинском тексте.

ЗАДАНИЕ: выписать из 11, 12, 14 строф 4 главы романа «Евгений Онегин» БСП и подчеркнуть грамматические основы, объяснить знаки препинания.



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Поурочное планирование к учебникам «Русский язык. Теория», 5-9 классы, Бабайцева В.В.

  2. Сборник упражнений по русскому языку, под ред. Пустовалова П.С., Короткова Б.П.

  3. «Русский язык. Практика», 9 класс, под ред. Пичугова Ю.С.

  4. http://ru.wikipedia.org/ wiki

  5. http://www.myshared.ru/slide/968384/- презентация к уроку






9 класс. РУССКИЙ ЯЗЫК.

Тема: Двоеточие и тире в бессоюзных сложных предложениях. Закрепление.

Учебные цели: Развивать навыки расстановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях, совершенствовать умение обобщать, сравнить, делать выводы.

Общеразвивающие цели: Повысить языковую культуру учащихся.

Ход урока: Оргмомент. Сообщение темы, цели урока.

Орфографическая работа.

(Ученику на стол карточка со словосочетанием, читает, объясняет, все пишут. Работа по цепочке.)

В течение года, много читал в продолжение лета, в течении реки, по делу в продолжении романа, говорить насчет похода, положить на счет в банке, в следствии по делу, впоследствии.

Проверка домашнего задания:

  1. К доске:

Задание №1. расставить знаки препинания, объяснить, начертить схемы. Рассказывают правила о двоеточии и тире.

Настанет вечер-загорятся на небе звезды.

(время) – ( ) (первое предложение указывает на время во втором предложении)

Стало светать-можно было рассмотреть отдельные предметы.

( ) – (вывод) (второе предложение заключает вывод из того, о чем говориться в первом.)

Задание №2: расставить знаки препинания, произвести синтаксический разбор.

Погода была ужасна: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями.

(повеств. Невоскл., БСП)

1)простое, двусоставное, нераспространенное.

2)простое, двусоставное, нераспространенное.

3)простое, двусоставное, распространенное.

(второе предложение поясняет первое, а именно : )

Задание№3: проверка домашнего упражнения

1)В каких БСП вы поставили знак тире между частями сложного предложения? (читают, расставляют, объясняют)

2)В каких предложениях между простыми предложениями вы поставили двоеточие и почему?

Чтение и комментирование таблицы. (дети)

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ С ПРОСМОТРОМ ПРЕЗЕНТАЦИИ.

  1. Раздаточный материал (карточки)

  2. Доска: Списать, расставить и объяснить знаки препинания:

Фонарей на этой захолустной улице не было – Павел шагал наудачу; раз он больно ударился коленкой о столбик и брезгливо поморщился: боль мешала думать. Кругом находились леса, хорошо пахло после дождя: сыростью, березовым листом и какими – цветами.

Первое предложение : - второе предложение заключает вывод того, о чем говорится в первом.

Второе предложение: :второе предложение поясняет первое, раскрывает его содержание.

  1. Доска: Перестройте сложные предложения в БСП, запишите, расставьте знаки препинания.

Вариант№1. Было решено отправиться пораньше, и мы встали чуть свет. (ставим – т.к. второе предложение заключает вывод, следствие из того, о чем говорится в первом.)

Вариант№2. Я подошел к окну и увидел, что ночью снег запорошил весь сад. (ставим : т.к. второе предложении е дополняет смысл первого.)

  1. Допишите, образуя БСП расставьте и объясните знаки препинания.

Раздался удар грома – (быстрая смена событий) сверкнула молния. Здесь нельзя проехать… (причина):дорогу размыло дождем.

Я давно написал другу письмо – (противопоставление) ответа нет.

  1. Слово учителя о значении БСП в речи. Как их использовал А.С.Пушкин в романе «Евгений Онегин»?

.Мы говорим, что смысловые отношения в БСП в отличие от союзных выражается менее определенно и четко. В связи с этим следует отметить, что они более характерны для разговорного стиля, т.к. при устном общении интонация является ярким средством выражения смысловых отношений между частями сложного предложения. Эти конструкции очень выразительны. Обычно, поэтому к ним часто прибегают писатели и публицисты в текстах с разговорной окраской.

Давайте понаблюдаем, как ведут себя БСП в пушкинском тексте.

ЗАДАНИЕ: выписать из 11, 12, 14 строф 4 главы романа «Евгений Онегин» БСП и подчеркнуть грамматические основы, объяснить знаки препинания.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: упражнение 156.

ИТОГ. ОЦЕНКИ,



Слайд 1
Двоеточие и тире в БСП
Слайд 2
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении • 1. Вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой части (между обеими частями можно поставить союз потому что) • Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли. (И. С. Тургенев)
Слайд 3
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении • 2. Вторая часть • разъясняет, раскрывает содержание всей первой части или каких-либо её членов (между обеими частями можно поставить союз а именно) Большинство сходилось на одном: старые законы не годятся. (А. А. Фадеев)
Слайд 4
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении • 3. Вторая часть поясняет сказуемое первой части (между обеими частями можно поставить союз что или глаголы увидел, услышал, почувствовал с союзом что) • Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо и толкает. (И. С. Тургенев)
Слайд 5
Задание: из двух простых предложений составьте бессоюзное сложное предложение с двоеточием. • 1) Образовалась течь. Лодка стала погружаться в воду. • 2) Собака лежала у самой калитки. Я боялся двинуться дальше. • 3) Мы собрались в лес. Дрова были на исходе. • 4) Я стал прислушиваться. Возле дома ходили. • 5) Часы пробили одиннадцать. Пора ложиться спать. • 6) Ноги увязли в грязи. Мы свернули с дороги.
Слайд 6
Тире в простом предложении: 1. Человеком стать – большое искусство. (Новалис) 2. Доброта – язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать. (К.Боуви) 3. «Сказка – воплощённая в поэтической форме мечта человека о прекрасном», утверждал К.Паустовский. 4. Небольшая вежливость делает жизнь приятной, большая – облагораживает её. (К.Боуви) 5. Жить – Родине служить. 6. Ни праздник, ни воскресную прогулку – ничего нельзя откладывать.
Слайд 7
Тире в БСП Время Условие Следствие, Сравнение Причина часть) (1 часть) Быстрая смена Противопоставление событий результат (2 часть) (2
Слайд 8
Тире в бессоюзном сложном предложении 1. Первая часть указывает на время того, о чём говорится во второй части (перед первой частью можно вставить союз когда) • Настанет вечер — загорятся на небе звёзды. время
Слайд 9
Тире в бессоюзном сложном предложении 2. Первая часть обозначает условие того, о чём говорится во второй части (перед первой частью можно вставить союз если) • Назвался груздем полезай в кузов. условие
Слайд 10
Тире в бессоюзном сложном предложении • 3. Первая часть указывает на причину того, о чём говорится во второй части (перед первой частью можно вставить союз так как), а вторая часть указывает на следствие, вывод того, о чём говорится во второй части (между частями сложного предложения можно вставить слова поэтому, тогда) • Ласточки летают низко над землёй — жди дождя. причина следствие , тогда) .
Слайд 11
Тире в бессоюзном сложном предложении • 4. Первая часть по содержанию резко противопоставляе тся содержанию второй (между частями сложного предложения можно вставить союз а или но) • Все ожидали увидеть его на балу — он бросил всё и уехал в дальнюю противопоставление деревню.
Слайд 12
Тире в бессоюзном сложном предложении • 5. Во второй части содержится сравнение, сопоставление с тем, о чём говорится в первой части (между частями сложного предложения можно вставить союзы словно, как будто) • Молвит слово — соловей поёт. сравнение
Слайд 13
Тире в бессоюзном сложном предложении Игнат спустил 6. Если во второй курок – ружьё части дало осечку. Сыр выпал - с ним содержится была плутовка неожиданное такова.Быстрая смена присоединение, указание на быструю смену событий (между обеими частями можно вставить 1 - событий (и) 2
Слайд 14
Тире в бессоюзном сложном предложении 7. Если вторая часть (не Иногда мне редко неполное думается – предложение) имеет надо изъяснительное убежать. значени Изъяснительное значение (перед ней можно вставить союз что), причем в первой части не содержится интонационного предупреждения о последующем изложении какого-либо 1 _(что) 2 .
Слайд 15
Тире в бессоюзном сложном предложении На стене ни одного образа – дурной 8. Если вторая часть представляет знак. Присоедини (М.Ю.Лермонтов) собой т. присоединительное (это)предложен ие 2 предложение 1 . (перед ним можно вставить слово это, которое иногда имеется в самом предложении) _
Слайд 16
Тире в бессоюзном сложном предложении 9. Если вторая часть может начинаться местоименными словами так, такой, таков) Приказ есть приказ – так его воспитал фронт.
Слайд 17
Если в БСП содержание первого предложения сравнивается с содержанием второго, то между ними ставится… • Запятая • Точка с запятой • Двоеточие • Тире • Точка +
Слайд 18
Узнаешь меня – перестанешь бояться. • • • • Время Следствие Условие Противопоставлен ие • Быстрая смена событий +
Слайд 19
Если в БСП первое предложение указывает на время действия того, о чём говорится во втором предложении, то между ними ставится… • • • • • Запятая Точка с запятой Двоеточие Тире Точка +
Слайд 20
Задание: преобразуйте сложные союзные предложения в бессоюзные, понаблюдайте за интонацией. • 1) Все крыльями машут, но не все летают. • 2) Когда птицы приумолкли, то жди грома. • 3) Если птицы вьют гнёзда на солнечной стороне, ожидается холодное лето. • 4) Когда стал распускаться лесной дуб, можно начинать купаться. • 5) Если не поклонишься до земли, грибка не поднимешь. • 6) Если затянулись дожди, груздя не жди.

Полный текст материала Разработка урока русского языка: "Двоеточие и тире в бессоюзных сложных предложениях"; 9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Прокудина Людмила Григорьевна  Публикатор
20.11.2015 0 3353 453

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0