Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку "Путешествие по стране Русский язык"; 6 класс


В игре участвуют 2 команды из двух шестых классов; все остальные ученики этих классов – болельщики. Команды выбирают капитанов. Домашнее задание командам: придумать название команде и девиз, связанные с русским языком; подобрать 5-7 пословиц о русском языке.

Болельщики принимают активное участие в конкурсе, если на вопросы не отвечают члены команды, то болельщики могут помочь команде своего класса и получить очко.

Ведущий – учитель.

Члены жюри - ученики из обоих классов  (по 2 учащихся) и один ученик 10 класса.

Все конкурсы строго хронометрируются, за этим  следит хранитель времени учащийся,   выбранный из любого класса.

Оформление класса: на доске карта страны Русский язык, но города, в которых предстоит побывать учащимся, закрыты, они открываются в процессе игры. Высказывания писателей о русском языке.

Оборудование класса: мультимедийная установка, компьютер, экран.

Ведущий: Сегодня мы с вами отправимся  в путешествие по стране Русский язык. Страна эта очень большая, поэтому мы успеем побываем лишь в нескольких ее городах. С собой в дорогу мы возьмём багаж – это  знания, которые есть у нас по русскому языку. А сейчас, пожалуйста, представьтесь нам.  

Д/З     Представление команд  ( капитан команды; название, связанное с русским языком, девиз )

  У ворот страны стоит строгая стража, чтобы нас пропустили за ворота, нам нужно пройти  первое испытание.    

Д/З    назовите  пословицы о русском языке.

Команды по очереди называют пословицы, они не должны повторяться.

Каждый ответ оценивается одним баллом.  Если команда не отвечает, то болельщики помогают: баллы команде и болельщикам.

(ФОНЕТИКА)  

1.  В какой город мы попали? В этом городе живут звуки. (ФОНЕТИКА) 

   - В нем всего две улицы. Как вы думаете, какие?  ( улица Гласная и Согласная).

2.  Какие слова записаны в транскрипции? Прочитайте их (выведены на экран).

  1 команда  [Л,ОН] - [ НОЛ,] ( лен – ноль ), [ Й, ЭЛ,] - [ Л,ЭЙ,] (ель – лей).

  2 команда  [ПРУТ] –[ ПРУТ]  (пруд - прут ), [ БРАТ] –[ БРАТ,] (брат- брать).

3.  Реши звуковые пропорции.

          1 команда   кот           арап

                              ток      =      ?        ( пара )

          2  команда  сорт          ложь

                              трос    =       ?         ( шел  )

Город   ЛЕКСИКА

В  этом городе очень хорошо знают значения всех слов, их употребление и происхождение. (ЛЕКСИКА)

  1. Исправь речевые ошибки.

1 команда:    В этом рассказе рассказывается о море.  (Рассказывается  в  рассказе)

У нее были прекрасные коричневые глаза.   ( Карие)

Мама сварила рыбий суп.  (Рыбный)    

2 команда:    Все работали молча, без слов. ( Молча = без слов)

Я весело брел по тропинке.  ( Шагал)

Одень пальто, на улице холодно.   (Надень)

2. Пословицы перепутались, соберите их:   

1 команда:  Любишь кататься – люби и саночки возить. Ученье свет – неученье тьма.   Встречают по одежке, а провожают по уму.  Добрая слава лучше богатства.  На языке мед, а под языком лед.  Не плюй в колодец: пригодится воды напиться.

2 команда:  Скучен день до вечера, коли делать нечего.  Не место красит человека, а человек место.  Семь раз отмерь,  один раз отрежь. Рубашка беленькая, да душа черненькая. Старый друг лучше новых двух.  Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

3.  Приведи примеры однокоренных слов, образованных от устаревших слов, которые употребляются в современном языке.

 УСТА  (рот, губы);  ПЕРСТ  (палец); ОЧИ (глаза);  ЧАЯТЬ  (очень ждать чего-либо);  ТЩАНИЕ  ( усердие, старание), ШЕЛОМ  ( шлем ).

КОНКУРС КАПИТАНОВ

4.  Объясни значения выражений:  КРАСНАЯ  СТРОКА,  ЗАРУБИТЬ НА НОСУ, ЖИТЬ НА БОЛЬШУЮ НОГУ, ДОЛГИЙ ЯЩИК.

Город     ОРФОЭПИЯ

А в этом городе все жители правильно произносят слова, умеют правильно ставить в словах ударение.   (ОРФОЭПИЯ)

Задание на карточках каждой команде.

Прочитай слова, правильно поставь ударение:  магазин, километр, звонишь, изобретение, красивее, начал, прибыл, свекла, понял, центнер, столяр.

Город    ФРАЗЕОЛОГИЯ

Что это за город, в котором можно вставлять палки в колеса, водить за нос, работать засучив рукава, бить баклуши, задирать нос, жить за тридевять земель, прочитать книгу от корки до корки?    (ФРАЗЕОЛОГИЯ)

1.  Кто больше назовет фразеологизмов со словом ВОДА ( команды говорят по очереди, побеждает последняя).

2. Подбери синонимы к фразеологизмам:  ждать у моря погоды,  считать ворон, ни зги не видно, как сельдей в бочке, повесить нос, сидеть сложа руки, держать язык за зубами, работать спустя рукава.

3.  Объясни значение фразеологизма.  Бить  баклуши,  вставлять палки в колёса;  работать спустя рукава, водить за нос.

Город  (МОРФЕМИКА)

В этом городе слова ходят не целиком, а по частям, которые соединяются,      в разных вариантах, образуя новые слова.

  1. Соедини слова правого и левого столбиков так, чтобы появились новые            

(части слов перепутаны, закреплены магнитами на доске):

Сено          вал      

Зал           ежи

Глазо        мер

Яр            марка

Хор          овод

Воз           ок

Пчело      вод

Гриб       очки

Зверо        лов

 Банк         рот

 Поле        вод                                                                          

 2.  Назови слово:  корень, как в слове сказка;   приставка, как в слове расчертить; окончание, как в слове стол; суффикс, как в слове возчик.                    (РАССКАЗЧИК))

Город   МОРФОЛОГИЯ

А в этом городе  живут части речи, назовите их.

  1. Поспорили жители города, к каким частям речи отнести эти слова:
  1. Команда: МОСТОВАЯ, БОЛЬНОЙ – существительное или прилагательное;

     2  Команда:  СТЕКЛО, ПЕЧЬ – существительное или  глагол.

  1. Какие это слова? Запиши имена существительные.

А)

ЛЬ

А)

О)

ЛЬ

А)

И)

ЛЬ

А)

И)

ЛЬ

А)

 

  1. Подбери имена прилагательные – определения к словам: ТЮЛЬ, РОЯЛЬ, КАРТОФЕЛЬ, ФАМИЛИЯ, ШАМПУНЬ, КОЛЬРАБИ.
  1. Назови прилагательное, от которого нельзя образовать степень сравнения:

1 Команда:   ЗАБАВНЫЙ, КРАСИВЫЙ, СЛЕПОЙ, СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ,  МЕДЛЕННЫЙ.

2 Команда:   ПЛОХОЙ, ОПАСНЫЙ, ГРОМКИЙ, ЛЕГКИЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ.

Город  СИНТАКСИС

В этом городе нас научат правильно составлять текст. (СИНТАКСИС)

  1. Собери текст (Предложения перепутаны) 

Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним.  Они спросили меня, откуда я, помолчали, посторонились.  Мы немного поговорили.  Я прилег под обглоданный кустик и стал глядеть кругом.  Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение.  Кругом не слышалось почти никакого шума…  Одни огоньки тихонько потрескивали. Мальчики сидели вокруг них.  Тут же сидели и две собаки, которым так было захотелось меня съесть.

- Из какого  произведения  этот отрывок? Кто автор? (И.С. Тургенев  «Бежин луг»)

Подведение итогов и награждение победителей. Зрители определяют самого умного члена команды.  Активные болельщики получают призы. 


Полный текст материала Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку "Путешествие по стране Русский язык"; 6 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Семёнова Светлана Юрьевна  Публикатор
учитель русского языка и литературы, МБОУ г. Иркутска СОШ №28
04.01.2016 0 1781 224

Скачать материал с сайта


Смотрите похожие материалы


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0