Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку "Путешествие по стране Русский язык"; 6 класс


Семёнова Светлана Юрьевна

Интеллектуальная игра

«Путешествие по стране Русский язык»

В игре участвуют 2 команды из двух шестых классов; все остальные ученики этих классов – болельщики. Команды выбирают капитанов. Домашнее задание командам: придумать название команде и девиз, связанные с русским языком; подобрать 5-7 пословиц о русском языке.

Болельщики принимают активное участие в конкурсе, если на вопросы не отвечают члены команды, то болельщики могут помочь команде своего класса и получить очко.

Ведущий – учитель.

Члены жюри - ученики из обоих классов (по 2 учащихся) и один ученик 10 класса.

Все конкурсы строго хронометрируются, за этим следит хранитель времени учащийся, выбранный из любого класса.

Оформление класса: на доске карта страны Русский язык, но города, в которых предстоит побывать учащимся, закрыты, они открываются в процессе игры. Высказывания писателей о русском языке.

Оборудование класса: мультимедийная установка, компьютер, экран.



Ведущий: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране Русский язык. Страна эта очень большая, поэтому мы успеем побываем лишь в нескольких ее городах. С собой в дорогу мы возьмём багаж – это знания, которые есть у нас по русскому языку. А сейчас, пожалуйста, представьтесь нам.

Д/З Представление команд ( капитан команды; название, связанное с русским языком, девиз )

У ворот страны стоит строгая стража, чтобы нас пропустили за ворота, нам нужно пройти первое испытание.

Д/З назовите пословицы о русском языке.

Команды по очереди называют пословицы, они не должны повторяться.

Каждый ответ оценивается одним баллом. Если команда не отвечает, то болельщики помогают: баллы команде и болельщикам.





(ФОНЕТИКА)

1. В какой город мы попали? В этом городе живут звуки. (ФОНЕТИКА)

- В нем всего две улицы. Как вы думаете, какие? ( улица Гласная и Согласная).



2. Какие слова записаны в транскрипции? Прочитайте их (выведены на экран).

1 команда,ОН] - [ НОЛ,] ( лен – ноль ), [ Й, ЭЛ,] - [ Л,ЭЙ,] (ель – лей).

2 команда [ПРУТ] –[ ПРУТ] (пруд - прут ), [ БРАТ] –[ БРАТ,] (брат- брать).

3. Реши звуковые пропорции.

1 команда кот арап

ток = ? ( пара )

2 команда сорт ложь

трос = ? ( шел )



Город ЛЕКСИКА

В этом городе очень хорошо знают значения всех слов, их употребление и происхождение. (ЛЕКСИКА)

  1. Исправь речевые ошибки.

1 команда: В этом рассказе рассказывается о море. ( Рассказывается в

рассказе)

У нее были прекрасные коричневые глаза. ( Карие)

Мама сварила рыбий суп. (Рыбный)

2 команда: Все работали молча, без слов. ( Молча = без слов)

Я весело брел по тропинке. ( Шагал)

Одень пальто, на улице холодно. (Надень)

2. Пословицы перепутались, соберите их:

1 команда: Любишь кататься – люби и саночки возить. Ученье свет – неученье тьма. Встречают по одежке, а провожают по уму. Добрая слава лучше богатства. На языке мед, а под языком лед. Не плюй в колодец: пригодится воды напиться.

2 команда: Скучен день до вечера, коли делать нечего. Не место красит человека, а человек место. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Рубашка беленькая, да душа черненькая. Старый друг лучше новых двух. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

3. Приведи примеры однокоренных слов, образованных от устаревших слов, которые употребляются в современном языке.

УСТА (рот, губы); ПЕРСТ (палец); ОЧИ (глаза); ЧАЯТЬ (очень ждать чего-либо); ТЩАНИЕ ( усердие, старание), ШЕЛОМ ( шлем ).

КОНКУРС КАПИТАНОВ

4. Объясни значения выражений: КРАСНАЯ СТРОКА, ЗАРУБИТЬ НА НОСУ, ЖИТЬ НА БОЛЬШУЮ НОГУ, ДОЛГИЙ ЯЩИК.

Город ОРФОЭПИЯ

А в этом городе все жители правильно произносят слова, умеют правильно ставить в словах ударение. (ОРФОЭПИЯ)

Задание на карточках каждой команде.

Прочитай слова, правильно поставь ударение: магазин, километр, звонишь, изобретение, красивее, начал, прибыл, свекла, понял, центнер, столяр.



Город ФРАЗЕОЛОГИЯ

Что это за город, в котором можно вставлять палки в колеса, водить за нос, работать засучив рукава, бить баклуши, задирать нос, жить за тридевять земель, прочитать книгу от корки до корки? (ФРАЗЕОЛОГИЯ)

1. Кто больше назовет фразеологизмов со словом ВОДА ( команды говорят по очереди, побеждает последняя).

2. Подбери синонимы к фразеологизмам: ждать у моря погоды, считать ворон, ни зги не видно, как сельдей в бочке, повесить нос, сидеть сложа руки, держать язык за зубами, работать спустя рукава.

3. Объясни значение фразеологизма. Бить баклуши, вставлять палки в колёса; работать спустя рукава, водить за нос.



Город (МОРФЕМИКА)

В этом городе слова ходят не целиком, а по частям, которые соединяются, в разных вариантах, образуя новые слова.

  1. Соедини слова правого и левого столбиков так, чтобы появились новые

(части слов перепутаны, закреплены магнитами на доске):

Сено вал

Зал ежи

Глазо мер

Яр марка

Хор овод

Воз ок

Пчело вод

Гриб очки

Зверо лов

Банк рот

Поле вод

2. Назови слово: корень, как в слове сказка; приставка, как в слове расчертить; окончание, как в слове стол; суффикс, как в слове возчик. (РАССКАЗЧИК))

Город МОРФОЛОГИЯ

А в этом городе живут части речи, назовите их.

  1. Поспорили жители города, к каким частям речи отнести эти слова:

  1. Команда: МОСТОВАЯ, БОЛЬНОЙ – существительное или прилагательное;

2 Команда: СТЕКЛО, ПЕЧЬ – существительное или глагол.



  1. Какие это слова? Запиши имена существительные.

А)

ЛЬ

А)

О)

ЛЬ

А)

И)

ЛЬ

А)

И)

ЛЬ

А)



  1. Подбери имена прилагательные – определения к словам: ТЮЛЬ, РОЯЛЬ, КАРТОФЕЛЬ, ФАМИЛИЯ, ШАМПУНЬ, КОЛЬРАБИ.



  1. Назови прилагательное, от которого нельзя образовать степень сравнения:

1 Команда: ЗАБАВНЫЙ, КРАСИВЫЙ, СЛЕПОЙ, СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ,

МЕДЛЕННЫЙ.

2 Команда: ПЛОХОЙ, ОПАСНЫЙ, ГРОМКИЙ, ЛЕГКИЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ.



Город СИНТАКСИС

В этом городе нас научат правильно составлять текст. (СИНТАКСИС)

  1. Собери текст (Предложения перепутаны)

Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним. Они спросили меня, откуда я, помолчали, посторонились. Мы немного поговорили. Я прилег под обглоданный кустик и стал глядеть кругом. Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение. Кругом не слышалось почти никакого шума… Одни огоньки тихонько потрескивали. Мальчики сидели вокруг них. Тут же сидели и две собаки, которым так было захотелось меня съесть.

- Из какого произведения этот отрывок? Кто автор? ( И.С. Тургенев «Бежин луг» )



Подведение итогов и награждение победителей. Зрители определяют самого умного члена команды. Активные болельщики получают призы.


Полный текст материала Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку "Путешествие по стране Русский язык"; 6 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Семёнова Светлана Юрьевна  Публикатор
04.01.2016 0 5415 616

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0