Разработка урока русского языка "Второстепенные члены предложения. Обобщение"; 5 класс

Разработка урока русского языка "Второстепенные члены предложения. Обобщение"; 5 класс

Тип урока: повторение изученного материала.

Метод: решение нетиповых ситуаций.

Цель урока:  закрепление и обобщение знаний о второстепенных членах предложения.

Задачи урока:

образовательные:

  • организовать деятельность учащихся по повторению второстепенных членов предложения;
  • совершенствовать умения отличать главные члены предложения от второстепенных;
  • находить грамматическую основу и определять роль второстепенных членов;

развивающие:     

  •  совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки;              
  • обогащать словарный запас; развивать речь учащихся;

воспитательные:

  • познакомить с секретами здорового питания; помочь осознать
  • назначение спорта, музыки в жизни человека.

ХОД УРОКА

1.Слово учителя.

 - Добрый день, ребята! Я очень рада вас видеть!

Урок русского языка. Ребята, мы начали изучать большой раздел русского языка «Синтаксис и пунктуация».

 - Вспомните, что изучает этот раздел? Какие члены предложения вы знаете?

 Мы изучили главные члены предложения: подлежащее и сказуемое; второстепенные члены предложения: дополнения, определения, обстоятельство.

 Сегодня на уроке мы подведем итоги, проверим, как вы умеете различать второстепенные члены предложения, определять их роль в языке.

 Одновременно поговорим о здоровье.

 Я желаю вам, ребята, быть здоровыми всегда.

 Но добиться результата невозможно без труда.

 Итак, тема нашего урока «Второстепенные члены предложения и здоровый образ жизни». Открываем страницы нашего урока. (Слайд №1)

Страница № 1. « Это полезно». Словарный диктант « Витаминный». (Слайд № 3)

Проверка домашнего задания: «Чем полезны овощи?»

 Морковь (улучшает зрение)

 свёкла (очищает организм, снимает усталость)

 огурец (благотворно влияет на кожу)

 помидор (томатный сок дает здоровье, красоту, молодость)

 капуста (очищает кишечник)

 кабачок (обогащает организм водой)

 картофель (обогащает организм глюкозой)

 щавель (является источником кислот для организма)

 чеснок (убивает микробы)

 редис (возбуждает аппетит)

 - Какая орфограмма объединяет эти слова? (безударная гласная в корне слова)

 Проверьте написание слов. (Слайд № 3. Появление снизу (первый клик)

 - Чем полезны овощи? (Слайд № 3. Появление снизу (второй клик) (Слайд № 4)

Страница № 2. «Это надо знать». Повторение.

 1. Связный рассказ. (Слайд № 5)

1) Прочитайте текст. Чем полезен чай? Что вы знаете о полезных свойствах этого напитка? Определите, с помощью каких второстепенных членов предложения сказано о полезных свойствах чая? Назовите их, подчеркните как члены предложения. Объясните постановку тире в первом предложении.

Чай и здоровье.

Чай – полезный напиток. Чай улучшает аппетит и пищеварение. Укрепляет зубы, освежает рот. Устраняет сонливость, взбадривает дух, снимает усталость.

2) Расскажите о дополнении как второстепенном члене предложения, отвечая на вопросы. Какова их роль? (распространяют действие, состояние) (Слайд № 6)

План:

1.От какого слова зависит?

2.Что обозначает?

3.На какие вопросы отвечает?

4.Чем может быть выражено?

2. Продолжи предложение. (слайд № 7)

1) Прочитайте текст. Почему полезно слушать музыку? Какая музыка нравится вам? Подчеркните определения в предложениях. Определите их роль в тексте. (называют признаки предмета по качеству, принадлежности и т.д.)

Целебная музыка.

Музыка влияет на психику и здоровье человека. Классическая мелодия несёт радость, спокойствие. Военные марши действуют целебно на нервную систему. Музыка стимулирует умственные способности. Дети хорошо решают трудные задачки под хорошую музыку.

2) Продолжите начатое предложение: (Слайд № 8)

 Определение – это…

 Определения отвечают…

 Определения зависят от…

 Определения могут быть выражены…

3. Р А З М И Н К А «ДВИЖЕНИЕ - ЭТО ЖИЗНЬ»

4. Вопрос – ответ «Что такое обстоятельство»? Вопросы готовили сильные учащиеся.

- Ребята, скажите, почему вы часто слышите от взрослых такие замечания:

«сиди правильно, не горбись, не сутулься »? (ответы детей)

Нужно помнить, что правильная осанка – основа здоровья и красоты. Осанка — показатель физического развития человека. Из-за неправильной осанки ухудшается работа органов дыхания, так как сдавлена грудная клетка. Возникают проблемы с пищеварением и кровообращением. Чтобы не столкнуться с такими проблемами, давайте составим памятку и будем соблюдать эти правила.

Вставьте пропущенные слова, составьте ряд правил. Какими членами предложения они будут? Докажите. Назовите назначения обстоятельств. (определяют цель, место; уточняют время, причину)

Памятка «Правильная осанка- основа здоровья и красоты». (Слайд № 9, 10, 11))

1. Следите … за осанкой. (постоянно, всегда)

2. … делайте зарядку. (ежедневно, утром)

3. Не сидите … в одном положении. (очень долго)

4. Держите голову. (прямо)

Страница № 3 «Спорт и здоровье». Работа с текстом. (Слайд № 12)

1) Прочитайте выразительно текст. Определите тему, основную мысль. Какие виды спорта знаете вы, назовите.

Плавание – лучший вид общей физической подготовки, отличный способ укрепить мускулатуру и сбросить лишний вес. При плавании дельфином развиваются мышцы брюшного пресса, брассом – внутренняя поверхность бёдер.

Плавание – эффективное средство для закаливания. Плавание помогает детям быстрее расти, они становятся сильнее, меньше болеют.

Страница № 4. Рефлексия.

- Справились ли мы с поставленными задачами?

 - В чём затруднялись? Что следует ещё раз повторить?

 - Чем был полезен для вас сегодняшний урок?

Пейте чай, он вас взбодрит, слушайте музыку, она полезна для здоровья. Занимайтесь спортом, он тренирует упорство, терпение. Будьте здоровы! (Слайд № 13)

Страница № 5. «Домашнее задание».

 1) подготовиться к контрольной работе;

 2) выучить таблицу упр. 247 по учебнику «Практика».

 3) Пчелиный мёд с древних времён применяли с лечебной целью многие народы. (выполнить синтаксический разбор предложения)

Литература

1. Бабайцева В.В. УМК. Русский язык: Практика 5 класс/под редакцией А.Ю. Купаловой.- М: Дрофа, 2011; Русский язык: Теория. 5-9 классы./Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.- М: Дрофа, 2012.

2. Брагина С.А. Энциклопедия здоровья на уроках русского языка. 5-7 классы. Занимательные и дидактические материалы. Волгоград, 2008


Полный текст материала Разработка урока русского языка "Второстепенные члены предложения. Обобщение"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ушанфа Ольга Тимофеевна  россиянка0033
учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ № 34, с. Сбега, Забайкальский край
22.01.2016 0 2412 270
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0