Урок русского языка на тему "Однородные члены предложения"; 7 класс

Урок русского языка на тему "Однородные члены предложения"; 7 класс

Тема  урока: однородные члены предложения

Цель урока: развивать умения распознавать в предложении однородные члены, связанные с помощью союзов и без них, ставить запятую при однородных членах предложения;

Задачи урока:

  • Обобщить знания об однородных членах предложения;
  • Уметь находить их в предложении и обозначать их на схемах.
  • Знать, какие знаки препинания ставятся между однородными членами предложения, когда есть союзы,  и когда их нет.
  • Формировать и развивать способность находить ряды однородных членов предложения;
  • Продолжать развивать связную речь учащихся, активизировать словарный запас.
  • Формировать навык правильного употребления слов в соответствии с их лексическим значением.
  • Развивать словесно-логическую память, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, планировать умственные действия.
  • Воспитывать самостоятельность, усидчивость. Совершенствовать навыки самоконтроля.
  • Воспитывать умение учащихся работать в коллективе,  сотрудничать между собой и учителем.
  • Формировать позитивную самооценку.
  • Воспитывать чувство товарищества, чувство взаимопомощи;
  • Формировать нравственные качества учащихся: этические нормы поведения, толерантность, чуткость и отзывчивость.
  • Воспитывать доброжелательность, отзывчивость,  умения дарить душевное тепло, внимание и доброту;

Оборудование и учебный материал: напечатанные слова на карточках, схемы, предложения, пословицы, слова для предложений, гора Знаний со смайликами, листы с тестированием, презентация, словарь русского языка Ожигова

  1. Организационный момент

Цель: Мобилизация внимания школьников, создание мотивации к действиям на уроке.

  1. Приветствие.
  2. Обеспечения благоприятной атмосферы на уроке.
  1. Вводно-мотивационный этап.

- Скажите о себе.

- Какой я?

Задание 1:

- Каждый выйдет к столу, найдет соответствующую карточку, прочитает ее вслух и разместит на доске (добрый, приветливый, веселый, отзывчивый, заботливый, неравнодушный, трудолюбивый, творческий, старательный, вежливый, культурный, аккуратный, вдумчивый, веселый, внимательный, верный, добропорядочный, жизнерадостный, искренний, ласковый, надежный, ответственный, справедливый, терпеливый).

- Эти слова помогут  разобраться в теме урока, а какая она, вы сформулируете позже, а сначала послушайте историю.

  • И вдруг мальчик видит, что к самому окну желтый шарик поднялся. СЛАЙД 2

 Он подошел к окну, смотрит вверх-вниз. Что такое? Ничего не понимает.Потом пригляделся: на шарике рожица нарисована. Коля догадался: «Это, наверное, Миша придумал!» И стало Коле приятно. Кажется, пустяк, простой шарик в окошке, а Коля лежит и представляет себе, как Миша за веревочку подергивает, а рядом все ребята стоят и советы дают.Хорошо, когда о тебе помнят друзья!»

Задание 2:

- Составить предложение, используя данные слова

(Настоящие друзья должны быть (зачитать слова с доски, на карточках).

  1. Формулирование темы и сообщение цели.                               

 - Как называются это предложение со словами …? (предложение с однородными членами предложения). СЛАЙД 3.

На уроке будем обобщать знания по теме «Однородные члены предложения»,

- Что такое дружба? (Ответы учащихся)

Иногда в жизни каждого человека возникают такие проблемы, которые решить в одиночку крайне трудно или вообще невозможно. Тогда нам нужен человек, который сможет помочь советом или делом. Если такой человек есть, то можно быть уверенным в том, что никогда не останешься один, что всегда рядом будет тот, с кем можно поговорить, обсудить какие-либо жизненные вопросы, кому можно поведать свои самые сокровенные тайны.

   - Так кто же такой друг? (Ответы учащихся)

Друг – это близкий по интересам и духу тебе человек, который готов всегда помочь в трудной ситуации, может дать совет. С другом всегда приятно общаться и проводить вместе время. С таким человеком можно поделиться секретами, обсудить личные вопросы, будучи уверенным, что тебя не предадут.

- О дружбе мы и будем сегодня говорить на уроке.

  1. Актуализация знаний

1.   Задание 3: СЛАЙД 4.

- Вспомним важные знания об ОЧП.

- Закончите высказывания:

«Отвечают на…(один и тот же вопрос)»

«Относятся к …(одному и тому же слову)»

«Выражаются…(одной и той же частью речи)»

«Произносятся…(с интонацией перечисления)»

«Соединяются при помощи …(союзов)»

  1. Задание 4:  СЛАЙД 5.

- Поиграем в игру «Хлопай-топай»: при чтении предложения с ОЧП – хлопаем в ладоши, без ОЧП – топаем.

Друг и в горе, и в радости рядом.

Старый друг лучше новых двух.

Дружба и братство дороже богатства.

Сам погибай, а товарища выручай.

Крепкую дружбу топором не разрубишь.

Друзьями хвались, но и сам в хвосте не плетись.

3.  Задание 5:

- Найдите схемы, соответствующие предложениям с однородными членами предложения  (На партах карточки с разными схемами)

- Повторим правила постановки знаков препинания при ОЧП.

  1. Коллективная работа.

Задание 6:

- Совместная, общая деятельность в коллективе объединяет, сплачивает людей. Сейчас вы выполните коллективную работу и составите предложение.

 (Обучающиеся получают карточки со словами и знаками препинания)

- Составьте предложение и расставьте правильно знаки препинания

Дружба излечит, горы свернет, реки переплывет.

- Какое предложение?

- Почему?

- Измените предложение, добавив одну часть речи и убрав слова, чтобы оно стало без знаков препинания.

- Повторим правило постановки запятых в предложениях с однородными членами предложения.

  1. Задание 7: (работа в парах)

- Д/игра «Наоборот»: я показываю схемы, вы находите соответствующие предложения.

- Найти предложения, соответствующие показанным схемам

 (На партах карточки с предложениями)

  • Друг и выслушает, и утешит, и поможет.
  • Друг всегда поддержит в горе, но и порадуется удачам.
  • Хороший друг бежит, когда беда у тебя, а друг плохой бежит, когда готова еда у тебя.
  • Настоящего друга трудно найти и можно ошибиться в выборе.
  • Дружба нас воспитывает, учит, обогащает.

6. Словарная работа.

- Перейдем к словарной работе и узнаем о значении некоторых добрых слов.

Задание 7:

- На доске записаны части слов, мы должны найти их вторые добрые половинки.

МИЛО-СЕРДИЕ (милость + сердце)

- Милосердие - сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.), сочувствие, готовность делать добро.

ДОБРО-ЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ (добрый + желание)

- Желать добра другим, готовность содействовать, умение слушать, умение владеть собой.

ВЕЛИКО-ДУШИЕ (великий + душа)

-  Разберем слова по составу и объясним значение каждого слова. 

- Откроем словари и найдем значение каждого слова. (Ученик зачитывает значение слов в словаре)

Вывод: Милосердие  и  доброта, великодушие и доброжелательность -… В последнее время мы чаще стали обращаться к этим словам. Мы начали осознавать, что самым острым дефицитом стали в нашей жизни человеческое тепло и забота о ближних. Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро.  Мне бы очень хотелось, чтобы в основе ваших отношений была доброта.

7. Зарядка для глаз (видео)

8. Работа в парах.

Дидактическая игра «Найди пару»

- Какими вы можете терпимыми, сдержанными мы сейчас и посмотрим.

Задание: У меня в руках 4 пословицы о дружбе, я их разрезаю на 2 части и раздаю вам половинки. Вы должны найти свою половинку, собрать пословицу и объяснить смысл.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Дерево сильно корнями, а человек друзьями.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Вместе тесно, а врозь - скучно.

Автор: Печникова Ольга Михайловна  OlGAaaa
учитель русского языка и чтения, Школа-интернат № 14 п. Надвоицы
08.02.2016 0 2049 0
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0