Конспект урока на тему: "Объявление как текст делового стиля речи"; 6 класс


Цели урока:

Обучающие: повторить известные сведения о стилях, познакомить с официально-деловым стилем;

Воспитательные:

  • формировать умение работать и мыслить самостоятельно;
  • вызвать стремление к активной практической деятельности на уроке;
  • воспитывать потребность в правильной и грамотной речи;

Развивающие: развивать способность анализировать текст, развитие речи. Задачи урока: продолжить формирование общеучебных умений и навыков (навыки планирования ответа, самоконтроля); закрепить изученный материал; формировать умение слушать и понимать текст; способствовать развитию психических процессов (логическое мышление, внимание).

Оборудование: учебник, раздаточный материал в виде карточек, мультимедийная доска.

Ход урока:

Организационный момент. Приветствие учителя. Здравствуйте ребята, отметим отсутствующих на уроке.

Ребята, вчера я проходила мимо подъезда одного дома. На двери было вывешено следующее объявление: «Пропала собака. Просьба обращаться по номеру: 522-46-73». Как вы думаете, правильно ли составлено данное объявление (Конечно, нет, ведь в объявлении не указаны приметы пропавшей собаки, не сказано о вознаграждении и кто собственно ищет собаку, адрес хозяина и т.д.)?  Правильно.  А что по вашему мы сегодня научимся делать? Писать объявление. Ребята, как вы помните, мы изучали общую характеристику разных стилей речи. Как вы думаете, к какому стилю речи относится текст объявления. Правильно, к деловому стилю речи. Итак, как вы думаете, если мы говорим об объявлении и деловом стиле речи, как можно сформулировать  тему нашего урока?

Тема урока: «Объявление как текст делового стиля речи» Запись в тетради. Число, классная работа, тема урока.

  • Откроем учебник на стр. 85 и прочитаем заметку о деловом стиле речи. А сейчас  посмотрите на следующее объявление. (показ слайда).

Итак, где мы можем встретить деловой стиль речи?

Какие задачи выполняет деловой стиль речи?

Каким должно быть высказывание в деловом стиле речи.

Уважаемые родители!

В дворце культуры «Меридиан» открыта студия бального танца. Приглашаются учащиеся средних и старших классов. Занятия проводятся два раза в неделю. Обучение бесплатное.

Администрация школы.

  • Давайте теперь посмотрим на объявление и докажем (опираясь на прочитанную заметку), что перед нами текст делового стиля речи.
  • Хорошо, напишем, что такое объявление. (из словаря)

Ребята, как вы думаете, из каких основных частей состоит объявление?

1.К кому обращаются.2. Что сообщают. 3. Кто обращается.

  • А сейчас мы посмотрим фрагмент мультфильма. Просьба обратить внимание на внешность собаки.

Знаком ли вам этот мультфильм?  Этот мультфильм снят по рассказу А.П.Чехова «Каштанка». Расскажите, о чем этот отрывок. Правильно. Собака убежала от своего хозяина и потерялась.  Ребята, правильно ли повёл себя хозяин собаки Лука Александрович? Конечно, нет. Неправильно не приглядывать за своей собакой, не обращать на неё внимание, ведь  «мы в ответе за тех, кого приручили» (Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»).

Ребята, я не зря разделила вас на группы. (На столах пронумерована каждая группа, лежат конверты с заданиями и текстами). Ответы на задания вы пишите на этих листах. Давайте же напишем объявление о пропаже Каштанки. 1группа пишет объявление от лица хозяина, потерявшего собаку. 2 группа пишет объявление от лица, нашедшего собаку.

Что, по-вашему, должно быть указано в первую очередь в объявлении? Правильно.

  1. К кому мы обращаемся.

Далее указываем, то, что хотим сообщить жителям. Как вы думаете, что нужно сообщить, когда у вас пропала собака?

  1. Причина пропажи, местность, где последний раз видели собаку.

Приметы собаки: порода, отличительные признаки (рост, интересная форма, ушей, хвоста, ошейник  и т.д), контакты хозяина (адрес, номер телефона), информация о вознаграждении (если хочется).

  1. И после 2 части указываем того, кто написал это объявление: например: хозяин добродушной собаки- Лука Александрович
  • Поработаем самостоятельно, и каждая группа зачитает, что получилось.  (Каждая группа на отдельном листке пишет свое объявление). Хорошо, Каштанка обязательно теперь найдётся. (учитель вывешивает объявления на доске). Ваши работы я оценю.

На ваших столах лежит конверт, а в нём листочки с текстами. Прошу их открыть и достать листочки.  На листочках даны тексты разных стилей речи. Найдите из них текст делового стиля речи и ответьте на вопросы. У каждой группы свой текст.

О ком идёт речь в тексте?  Правильно, все эти тексты о собаке. Итак, тексты каких стилей речи были представлены у 1 группы? 2-ой группы?

1 группа- художественный, научный, деловой

2 группа- публицистический, разговорный, деловой.

Давайте зачитаем тексты делового стиля речи. 1 группа, 2 группа. Как вы определили, что именно этот текст делового стиля речи? Какова главная мысль в  текстах?  Хозяин собаки дожжен знать, как ухаживать за питомцем и какие меры безопасности предпринимать.

Отвечают на вопросы. (устно).

Молодцы.

  • Важно ли знать, как правильно пишется порода собаки. Да. Ведь объявление должно быть составлено грамотно. Существуют разные породы собак. А какие породы собак известны вам? Посмотрите на картинки и названия пород.  (показ слайдов). Проведём словарную работу. Запишем в тетради.

Давайте решим кроссворд и посмотрим, какое слово получилось.

Кинология - наука, изучающая породы собак. А как, по-вашему, называют специалиста по собакам? Кинолог.

Ребята, сделаем выводы. Что такое объявление? К какому стилю речи  относится текст объявления? Где ещё мы можем встретить деловой стиль речи, кроме объявления? Каким бывает высказывание в деловом стиле речи? Как вы думаете, нужно ли в жизни правильно и грамотно составлять объявление? Где пригодится нам это знание?  

Ежегодно на Казанской ярмарке проходит выставка собак. Домашним заданием будет написать объявление о проведении выставки.

Сегодня активно работали на уроке….

Рефлексия.

Ребята, мне сегодня очень понравилось с вами работать. Вы молодцы. И я хочу подарить вам моё отличное настроение.  (На столе смайлики: грустные и весёлые). Каждый выбирает смайлик и поднимает.

Спасибо за урок!


Полный текст материала Конспект урока на тему: "Объявление как текст делового стиля речи"; 6 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Галиева Ляйсан Ильфаровна  Публикатор
учитель русского языка и литературы, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №143 с УИОП»
16.05.2016 0 982 127
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0