Урок по русскому языку "Анализ текста. Подготовка к сочинению-рассуждению в жанре эссе на тему "Память о военном лихолетье"; 9 кл.


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Макарьевская основная общеобразовательная школа















Конспект открытого урока по русскому языку

в 9 классе.

Тема: «Анализ текста.

Подготовка к сочинению в жанре эссе на тему

«Память о военном лихолетье».






Учитель русского языка и литературы: Хлопова Н.В.


























с. Макарий, 2015 г.

Тема: Анализ текста.

Подготовка к сочинению в жанре эссе на тему

«Память о военном лихолетье».


Цели:

  1. На основе анализа текста подготовить учащихся к написанию домашнего сочинения в жанре эссе, закрепить знания о типах и стилях речи.

  2. Развивать умение анализировать предложенный текст, навыки коммуникативного общения, речь, мышление.

  3. Воспитывать патриотические чувства в сознании школьников.



Слава вам, храбрые, слава, бесстрашные!

Вечную славу поет вам народ.

Доблестно жившие, смерть сокрушившие,

Память о вас никогда не умрет!



Ход урока.

  1. Оргмомент. Цели, задачи урока. (Слайд 1,2,3)

  2. Лексический диктант.

III. Обсуждение эпиграфа.

70 лет прошло со дня окончания Великой Отечественной войны, но память о ней неподвластна времени – бережно хранимая и передаваемая из поколения в поколение, она будет жить века… Давно заросли травою и сгладились окопы на полях сражений. Возродились разрушенные города и села, но Родина помнит своих сыновей и дочерей, в час смертельной опасности отстоявших страну. Тысячи памятников народному мужеству воздвигнуты повсеместно.


VI. Знакомство с текстом для анализа:

– Давайте обратимся к содержанию текста, лежащего у вас на столах. (Учитель читает текст, в это время идут слайды 4,5). Прочтите его еще раз и самостоятельно выполните тестовые задания к нему. Ответы сдайте на проверку консультанту (он сверяет ответы с ключом, данным учителем).


(1) Памятники жертвам войны и героям Победы. (2) Их много – у нас в стране, в разных концах мира. (3) Иногда мне кажется, что я слышу, как в тишине ночей каменными и бронзовыми голосами они ведут строгую торжественную беседу между собой, перекличку славы, скорби и горести.

(4) Родина - мать неотрывно смотрит на надгробия павших детей своих в тишине Пискаревского братского кладбища в Санкт- Петербурге.

(5) Гигантские лики солдат, переломивших ход войны в сражении на Волге, словно прорастают сквозь склоны степного Мамаева кургана, там, над ширью великой русской реки.

(6) И за пределами нашей страны есть они. (7) Подняв на могучей руке прильнувшую к нему спасенную им девочку, высится бронзовый воин нашей страны посреди берлинского Трептов – парка.

(8) Я не знаю, сколько монументов славы и победы у нас в стране и за ее пределами. (9) Но сквозь шум и биение торжествующей жизни до чуткого уха доходит хор их голосов, напоминающих о прошлом.

Л.Успенский.



V. Тестовые задания.

А.1. В каком предложении заключена основная мысль текста?

1. 1 2. 3 3. 9 4. 8

А.2. Какое утверждение противоречит точке зрения автора?

1. Памятники посвящаются только героям Победы.

2. Памятников много по всему миру.

3. Памятники напоминают о прошлом.

4. Памятники павшим ведут между собой перекличку славы, скорби и горести.

А.3. Определите стиль и тип речи текста.

1. Научный, описание.

2. Публицистический, рассуждение.

3. Публицистический, повествование.

4. Художественный, повествование.

А.4. Укажите средства связи предложений № 1 и № 2.

1. Синоним.

2. Повтор.

3. Однокоренные слова.

4. Местоимение.

А.5. Какие средства выразительности не используются в тексте?

1. Олицетворение.

2. Метафора.

3. Эпитет.

4. Гипербола.

А.6. Каково значение слова герой, употребленного в тексте?

1. Главное действующее лицо литературного произведения.


2. Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.


3. Человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды.


4. Тот, кто привлек к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение, подражание, удивление).

А.7. Укажите предложение, в котором не использованы эпитеты?

1. 2 2. 3 3. 5 4. 9



VI. Пока наш консультант работает, давайте выразительно прочтем текст и выполним следующие задания: (Слайд 6)

- Подберите заголовок к данному тексту.

- Сформулируйте тему текста.

- Определите позицию автора.

- Согласны ли вы с его точкой зрения?

- А теперь дадим слово консультанту. Каковы результаты выполнения теста?

VII. Анализ текста.

1. Организация работы в группах: (Слайд 7)

1 группа: Дайте характеристику использованного в тексте стиля и типа речи, укажите структуру речи, выделите основные микротемы.

(Микротемы: а) перекличка памятников Победы в разных концах мира; б) Пискаревское братское кладбище в Санкт-Петербурге; в) памятник на Мамаевом кургане; г) бронзовый воин в Берлине; д) памятники напоминают о прошлом.

2 группа: Охарактеризуйте художественные средства выразительности и лексические особенности (книжная и нейтральная лексика; архаизмы, славянизмы, неологизмы и т.п., контекстуальные синонимы и антонимы).

2. Выступления учащихся с результатами самостоятельной работы.



3. Обобщающее слово учителя:

Действительно, памятники жертвам войны и героям Победы есть в любом населенном пункте, в любом местечке, где проживают люди, помнящие и уважающие людей, победивших фашизм и принесших мир нашей стране. Такой памятник есть и на нашей макарьевской земле, которая прославилась тем, что является родиной трех героев Советского Союза и одного кавалера орденов славы трех степеней.

Я предлагаю совершить небольшую экскурсию к памятнику и познакомиться с его историей.

Рассказ о памятнике. (Слайд 8)



VIII. Стихотворение о памятнике. Выразительно читает ученик.


IX. Анализ стихотворения «Памятник». (Слайд 9)

Индивидуальное домашнее задание – читает ученица.


X. Подведение итогов урока.

Ребята, давайте вернемся к началу нашего урока, вспомним эпиграф к уроку и текст Л.Успенского. Подумайте, какое ключевое слово объединяет эпиграф и текст, какое слово красной нитью прошло через наш сегодняший урок?

Это слово память. Память о людях, которые отвоевали мир для своих потомков, о героях, одержавших победу в Великой Отечественной войне. Этих людей среди нас с каждым годом становится все меньше и меньше, редеют ряды ветеранов. Поэтому мы должны оказывать им посильную помощь, проявлять заботу о них. Не надо забывать и об ушедших из жизни. Будьте благодарными потомками своих героических предков.


XI. Организация домашнего задания. (Слайд 10).

Сочинение в жанре эссе на тему: «Память о военном лихолетье»

(Слайд 11)





































Слайд 1
ТЕМА:
Слайд 2
ЦЕЛИ: 1. 2. 3. На основе анализа текста подготовить учащихся к написанию домашнего сочинения в жанре эссе, закрепить знания о типах и стилях речи. Развивать умение анализировать предложенный текст, навыки коммуникативного общения, речь, мышление. Воспитывать патриотические чувства в сознании школьников.
Слайд 3
Слава вам, храбрые, слава, бесстрашные! Вечную славу поет вам народ. Доблестно жившие, смерть сокрушившие, Память о вас никогда не умрет!
Слайд 4
Слайд 5
много – у нас в стране, в разных концах мира. (3) Иногда мне кажется, что я слышу, как в тишине ночей каменными и бронзовыми голосами они ведут строгую торжественную беседу между собой, перекличку славы, скорби и горести. (4) Родина - мать неотрывно смотрит на надгробия павших детей своих в тишине Пискаревского братского кладбища в Санкт- Петербурге. (5) Гигантские лики солдат, переломивших ход войны в сражении на Волге, словно прорастают сквозь склоны степного Мамаева кургана, там, над ширью великой русской реки. (6) И за пределами нашей страны есть они. (7) Подняв на могучей руке прильнувшую к нему спасенную им девочку, высится бронзовый воин нашей страны посреди берлинского Трептов – парка. (8) Я не знаю, сколько монументов славы и победы у нас в стране и за ее пределами. (9) Но сквозь шум и биение торжествующей жизни до чуткого уха доходит хор их голосов, напоминающих о прошлом. Л.Успенский.
Слайд 6
Подберите заголовок к данному тексту.  Сформулируйте тему текста.  Определите позицию автора.  Согласны ли вы с его точкой зрения? 
Слайд 7
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ: 1. 2. Дайте характеристику использованного в тексте стиля и типа речи, выделите основные микротемы. Охарактеризуйте художественные средства выразительности и лексические особенности текста.
Слайд 8
Слайд 9
План анализа стихотворения.            История создания лирического произведения. Особенности жанра данного лирического произведения. Выявление идейно-тематического своеобразия (проблематики) лирического произведения, ее воплощение в художественной ткани произведения. Особенности композиции лирического произведения. Особенности лирического героя произведения, выражение лирического «я» поэта (связь автора и лирического героя, наличие лирического сюжета, в основе которого изображение чувства, настроения, движения души). Анализ художественно- выразительных средств, используемых в стихотворении; их роль в раскрытии замысла поэта. ( Тропы ) Анализ лексических средств, используемых в стихотворении; их идейно-художественное значение. Анализ синтаксических фигур, используемых в лирическом произведении; их идейно-художественная роль. Анализ риторической фонетики, используемой в стихотворении, ее роль. Определение стихотворного размера. Как использование данного стихотворного размера раскрывает поэтический замысел автора. Место и роль данного лирического произведения в контексте творчества поэта, в литературном процессе в целом.
Слайд 10
Сочинение в жанре эссе на тему: «Память о военном лихолетье»
Слайд 11

Полный текст материала Урок по русскому языку "Анализ текста. Подготовка к сочинению-рассуждению в жанре эссе на тему "Память о военном лихолетье"; 9 кл. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Хлопова Наталья Владимировна  Khlopova75
12.06.2015 0 1918 353

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0