Урок по русскому языку "Анализ текста. Подготовка к сочинению-рассуждению в жанре эссе на тему "Память о военном лихолетье"; 9 кл.

Урок по русскому языку "Анализ текста. Подготовка к сочинению-рассуждению  в жанре эссе на тему "Память о военном лихолетье"; 9 кл.

Цели:

  1. На основе анализа текста подготовить учащихся к написанию домашнего сочинения в жанре эссе, закрепить знания о типах и стилях речи.
  2. Развивать умение анализировать предложенный текст, навыки коммуникативного общения, речь, мышление.
  3. Воспитывать патриотические чувства в сознании школьников.

Фрагмент

Обсуждение эпиграфа.

70 лет прошло со дня окончания Великой Отечественной войны, но       память о ней неподвластна времени – бережно хранимая и передаваемая из   поколения  в поколение, она будет жить века…  Давно заросли травою  и сгладились окопы на полях сражений. Возродились разрушенные города и села, но Родина помнит своих сыновей и дочерей, в час смертельной опасности отстоявших страну. Тысячи памятников народному мужеству воздвигнуты повсеместно.

VI.  Знакомство с текстом для анализа:

– Давайте обратимся к содержанию текста, лежащего у вас на столах. (Учитель читает текст, в это время идут слайды 4,5). Прочтите его еще раз и самостоятельно выполните тестовые задания к нему. Ответы сдайте на проверку консультанту (он сверяет ответы с ключом, данным учителем).

(1) Памятники жертвам войны и героям Победы. (2) Их много –  у нас в стране, в разных концах мира. (3) Иногда мне кажется, что я слышу, как в тишине ночей каменными и бронзовыми голосами они ведут строгую торжественную беседу между собой, перекличку славы, скорби и горести.

(4) Родина - мать неотрывно смотрит на надгробия павших детей своих в тишине Пискаревского братского кладбища в Санкт- Петербурге.

(5) Гигантские лики солдат, переломивших ход войны в сражении на Волге, словно прорастают сквозь склоны степного Мамаева кургана, там, над ширью великой русской реки.

(6) И за пределами нашей страны есть они. (7) Подняв на могучей руке прильнувшую к нему спасенную им девочку, высится бронзовый воин нашей страны посреди берлинского Трептов – парка.

(8) Я не знаю, сколько  монументов славы и победы у нас в стране и за ее пределами. (9) Но сквозь шум и биение торжествующей жизни до чуткого уха доходит хор их голосов, напоминающих о прошлом.

Л. Успенский.

VII. Анализ текста.

1. Организация работы в группах: (Слайд 7)

1 группа: Дайте характеристику использованного в тексте стиля и типа речи, укажите структуру речи, выделите основные микротемы.

 (Микротемы: а) перекличка памятников Победы в разных концах мира; б) Пискаревское братское кладбище в Санкт-Петербурге; в) памятник на Мамаевом кургане; г) бронзовый воин в Берлине; д) памятники напоминают о прошлом.

2 группа: Охарактеризуйте художественные средства выразительности и лексические особенности (книжная и нейтральная лексика; архаизмы, славянизмы, неологизмы и т.п., контекстуальные синонимы и антонимы).

2. Выступления учащихся с результатами самостоятельной работы.

3. Обобщающее слово учителя:

Действительно, памятники жертвам войны и героям Победы есть в любом населенном пункте, в любом местечке, где проживают люди, помнящие и уважающие людей, победивших фашизм и принесших мир нашей стране. Такой памятник есть и на нашей макарьевской земле, которая прославилась тем, что является родиной  трех героев Советского Союза  и одного кавалера орденов славы трех степеней.

Я предлагаю совершить небольшую экскурсию к памятнику и познакомиться с его историей.

Рассказ о памятнике. (Слайд 8)

VIII. Стихотворение о памятнике. Выразительно читает ученик.

IX. Анализ стихотворения «Памятник». (Слайд 9)

Индивидуальное домашнее задание – читает ученица.

X. Подведение итогов урока.

Ребята, давайте вернемся к началу нашего урока,  вспомним эпиграф к уроку и текст Л.Успенского. Подумайте, какое ключевое слово объединяет эпиграф и текст, какое слово красной нитью прошло через наш сегодняший урок?

Это слово память. Память о людях, которые отвоевали мир для своих потомков, о героях, одержавших победу в Великой Отечественной войне. Этих людей среди нас с каждым годом становится все меньше и меньше, редеют ряды ветеранов. Поэтому мы должны оказывать им посильную помощь, проявлять заботу о них. Не надо забывать и об ушедших из жизни. Будьте благодарными потомками своих героических предков.


Полный текст материала Урок по русскому языку "Анализ текста. Подготовка к сочинению-рассуждению в жанре эссе на тему "Память о военном лихолетье"; 9 кл. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Хлопова Наталья Владимировна  Khlopova75
учитель русского языка и литературы, МБОУ Макарьевской основной общеобразовательной школы
12.06.2015 0 1192 222
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0