Справочный материал "Правописание корней с чередующимися гласными О-А"


Различаем 9 групп корней с чередованием 0-А

  1. В корнях КАС-/КОС- и ЛАГ-/ЛОЖ- пишем А, если за корнем следует
  2.  суффикс А. Например: касаешься, прикоснёшься; прилагательное,
  3.  приложение.
  4. В корнях ГАР-/ГОР- А пишем под ударением. Исключение: выгарки, пригарь. Например: загорать, загар.
  5. В корнях ЗАР-/ЗОР- А пишем без ударения; под ударением – по слуху. Например: заря, зарево, зорька. Исключение: зоревать, зорянка.
  6. В корнях КЛАН-/КЛОН-  и  ТВАР-/ТВОР-  О пишем без ударения: под ударением – по слуху. Например: склонение, сотворение, поклон, творчество. Исключение: утварь.
  7. В корнях РАСТ-/РАЩ/РОС- А пишем перед -СТ- и -Щ-; в остальных случаях – О. Исключение: Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль. Например: вырасти, подросли, выращивать.
  8. Корни РАВН-/РОВН-  различаем по лексическому значению. РАВН: равный, одинаковый, похожий, наравне. РОВН: ровный, гладкий, прямой. Исключение: равнина, равняйсь, равнение в строю. Например: математическое уравнение, грядки подровняли.
  9. Корни МАК-/МОК- тоже запоминаем по лексическому значению. МАК: опускать в жидкость с целью ею напитать; МОК: пропускать жидкость, становиться мокрым. Например: макать редиску в соль, сапоги промокают.
  10. Корни ПЛАВ-/ПЛОВ- запоминаем легко и просто: О пишем всего в 2 
  11.      словах (пловец и пловчиха). Например: жук-плавунец, пловцы, поплавок.
  12. Правописание корней СКАК-/СКОЧ- запоминаем по схеме: АК-ОЧ. Например: поскакали, подскочили. Исключение: скачок, скачу.

Полный текст материала Справочный материал "Правописание корней с чередующимися гласными О-А" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Титова Валентина Васильевна  Екатерина_Пашкова
учитель русского языка и литературы, Коммунальное предприятие "Общеобразовательная школа № 25 г.Енакиево"
23.06.2015 0 1280 262
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0