Справочный материал "Правописание корней с чередующимися гласными О-А"


Блок «Корни с чередованием гласных О-А»

Различаем 9 групп корней с чередованием 0-А


1. В корнях КАС-/КОС- и ЛАГ-/ЛОЖ- пишем А, если за корнем следует

суффикс А. Например: касаешься, прикоснёшься; прилагательное,

приложение.

  1. В корнях ГАР-/ГОР- А пишем под ударением. Исключение: выгарки, пригарь. Например: загорать, загар.

  2. В корнях ЗАР-/ЗОР- А пишем без ударения; под ударением – по слуху. Например: заря, зарево, зорька. Исключение: зоревать, зорянка.

  3. В корнях КЛАН-/КЛОН- и ТВАР-/ТВОР- О пишем без ударения: под ударением – по слуху. Например: склонение, сотворение, поклон, творчество. Исключение: утварь.

  4. В корнях РАСТ-/РАЩ/РОС- А пишем перед -СТ- и -Щ-; в остальных случаях – О. Исключение: Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль. Например: вырасти, подросли, выращивать.

  5. Корни РАВН-/РОВН- различаем по лексическому значению. РАВН: равный, одинаковый, похожий, наравне. РОВН: ровный, гладкий, прямой. Исключение: равнина, равняйсь, равнение в строю. Например: математическое уравнение, грядки подровняли.

  6. Корни МАК-/МОК- тоже запоминаем по лексическому значению. МАК: опускать в жидкость с целью ею напитать; МОК: пропускать жидкость, становиться мокрым. Например: макать редиску в соль, сапоги промокают.

  7. Корни ПЛАВ-/ПЛОВ- запоминаем легко и просто: О пишем всего в 2

словах (пловец и пловчиха). Например: жук-плавунец, пловцы, поплавок.

  1. Правописание корней СКАК-/СКОЧ- запоминаем по схеме: АК-ОЧ. Например: поскакали, подскочили. Исключение: скачок, скачу.


Ответы

для тренировочно-закрепительных упражнений,

размещённых в презентации

  1. К существительным подобрать однокоренные глаголы, записать, выделить орфограмму: предложение, предположение, сложение, прикасание, слагать, прикосновение.


  1. Вставить пропущенные буквы, указав исключение из правила: загар, несгораемый, пригоревший, угарный, угар, пригарь, выгарки, гарь, пригорели, загорая, обгорая, разгораясь, разгоришься, сгораешь, сгоришь, загоришь, обгорал, обгорел, горячий, обгоревший.


  1. Выписать из текста по произведениям К.Паустовского слова с корнями ЗАР-/ЗОР-, вставив пропущенные буквы. Чаще всего зарницы бывают в июле, когда созревают хлеба. Поэтому и существует народное поверие, что зарницы «зарят» хлеб, и от этого хлеба наливаются быстрее. Рядом с зарницей стоит в поэтическом ряду слово «заря», одно из прекраснейших слов русского языка. На зорях трава омыта росой, а по деревням пахнет тёплым парным молоком. В этот заревой час низко над землёй пылает утренняя звезда. Осенние зори – иные, хмурые, медленные. Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя. Мы часто путаем два понятия: заход солнца и вечернюю зарю. Вечерняя заря начинается, когда солнце зайдёт за край земли. Горят первые звёзды, а заря ещё

долго догорает над далями и туманами. Северные белые ночи – это непрерывная

вечерняя заря, или, пожалуй, соединение двух зорь. вечерней и утренней.




\4. Из словосочетаний составить предложения, вставив пропущенные буквы: склоняли головы, наклонились над водой, поклониться таланту, колос клонился, не склонились перед врагом, мы склоняемся, ветви склонились, три склонения, три наклонения, сотворение мира, притворились спящими, создание творца, творение искусства не притворяйся больным.

5. Исключить лишнее слово в строке.

    1. А. Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль, растение.

    2. Б. Выращенный, приращение, подрасти, сращение, взращённый.

    3. В. Росли, срослись, выросли, росток, подросли.

    4. Г. Вырасти, растение, прирасти, растущий, растяжение.

    5. Д. Отрасль, подросла, сращение, растительность, вырос.

    6. 6. Исправить ошибки в тексте там, где есть. Равномерное движение поезда

успокаивало. На сравнительно небольшой горе мы постигали правила альпинизма. Брат старался удержать равновесие, впервые сев на двухколёсный велосипед. На открытой равнине вести бой было сложнее. Курган не сравнялся с землёю, по-прежнему гордо стоит. Уровень воды в реке приближался к критическому показателю. Разделить по-братски – это разделить не поровну, а себе оставить меньше.


  1. Расширить предложения, вставив в пропущенные буквы. Сестра

обмакнула пирог в сахар. Мальчик обмакнул баранку в компот. Ребёнок обмакнул сухарик в чай. Пассажир макал редиску и огурцы в соль. Макали хлеб в постное масло. Желание обмакнуться в море пропало. Мы вымокли под дождём. Сапоги у нас промокали. Промокательная бумага вышла из употребления. Папа приобрёл непромокаемый плащ.


8. Вставить пропущенные буквы и указать вид словосочетания

(согласование, управление, примыкание): поплавок вздрогнул, второй пловец,

плавники рыб, лес сплавляют, смелая пловчиха, наши пловцы, большой плавкран,

пригодились плавсредства, не было пловчих, увиденный жук-плавунец.


  1. Распределить слова на 2 столбика: подскакать, подскочить, скакал, выскочил, подскочил, соскочить, ускакал, наскочил, выскочка, скакун, проскочил, заскочил, скачок, отскочить, на скакуне, поскакал, проскакал.



Ответы к тестовым заданиям.


Слайд12: Б. А.

Слайд13: В. В.

Слайд 14: 2а,4б,5в,3а. 3а,2б.4в,1г.

Слайд15: 4а,5б,1в,2г. 1а,3б,4в.2г.

Слайд16: А3, Б2,В1,Г4.


Слайд 1
Правописание корней с чередующимися гласными О-А Условно разделим все корни с чередующимися гласными О-А на 9 групп
Слайд 2
Авторская работа Титова Валентина Васильевна, учитель русского языка и литературы Коммунальное учреждение «Общеобразовательная школа № 25 г. Енакиево» Донецкая Народная Республика
Слайд 3
Корни КАС-/КОС- и ЛАГ-/ЛОЖВ корнях КАС-/КОС- и ЛАГ-/ЛОЖ- пишем А, если за корнем следует суффикс А. Например: касаешься, прикоснёшься; прилагательное, приложение. К существительным подобрать однокоренные глаголы, записать, выделить орфограмму: предл?жение, предпол?жение, сл?жение, прик?сание, сл?гаемое, прик?сновение.
Слайд 4
Корни ГАР-/ГОР В корнях ГАР-/ГОР- А пишем под ударением. Исключение: выгарки, пригарь. Например: загорать, загар.  Вставить пропущенные буквы, указав исключение из правила: заг?р, несг?раемый, приг?ревший, уг?рный, уг?р, приг?рь, выг?рки, г?рь, приг?рели, заг?рая, обг?рая, разг?раясь, разг?ришься, сг?раешь, сг?ришь, заг? ришь, обг?рал, обг?рел, г?рячий, обг?ревший.
Слайд 5
Корни ЗАР-/ЗОР В корнях ЗАР-/ЗОР- А пишем без ударения; под ударением – по слуху. Например: заря, зарево, зорька. Исключение: зоревать, зорянка.  Выписать из текста по произведениям К.Паустовского слова с корнями ЗАР-/ЗОР-, вставив пропущенные буквы. Чаще всего з?рницы бывают в июле, когда созревают хлеба. Поэтому и существует народное поверие, что з?рницы «з?рят» хлеб, и от этого хлеба наливаются быстрее. Рядом с з?рницей стоит в поэтическом ряду слово «з?ря», одно из прекраснейших слов русского языка. На з? рях трава омыта росой, а по деревням пахнет тёплым парным молоком. В этот з?ревой час низко над землёй пылает утренняя звезда. Осенние з?ри – иные, хмурые, медленные. З?ря бывает не только утренняя, но и вечерняя. Мы часто путаем два понятия: заход солнца и вечернюю з?рю. Вечерняя з?ря начинается, когда солнце зайдёт за край земли. Горят первые звёзды, а з?ря ещё долго догорает над далями и туманами. Северные белые ночи – это непрерывная вечерняя з?ря, или, пожалуй, соединение двух з?рь, вечерней и утренней.
Слайд 6
Корни КЛАН-/КЛОН- и ТВАР-/ТВОР  В корнях КЛАН-/КЛОН- и ТВАР-/ТВОР- О пишем без ударения: под ударением – по слуху. Например: склонение, сотворение, поклон, творчество. Исключение: утварь. Из словосочетаний составить предложения, вставив пропущенные буквы: скл?няли головы, накл?нились над водой, покл?няться таланту, колос кл?нился, не скл?нились перед врагом, мы скл?няемся, ветви скл?нились, три скл?нения, три накл?нения, сотв? рение мира, притв?рились спящими, создание тв? рца, тв?рение искусства, не притв?ряйся больным.
Слайд 7
Корни РАСТ-/РАЩ-/РОСВ корнях РАСТ-/РАЩ-/РОС- А пишем перед -СТ- и -Щ-; в остальных случаях – О. Исключение: Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль. Например: вырасти, подросли, выращивать.  Исключить лишнее слово в строке. А. Ростов, Ростислав, ростовщик, росток, отрасль. Б. Выращенный, приращение, подрасти, сращение, взращённый. В. Росли, срослись, выросли, росток, подросли. Г. Вырасти, растение, прирасти, растущий, растяжение. Д. Отрасль, подросла, сращение, растительность, вырос. 
Слайд 8
Корни РАВН-/РОВН  Корни РАВН-/РОВН- различаем по лексическому значению. РАВН: равный, одинаковый, похожий, наравне. РОВН: ровный, гладкий, прямой. Исключение: равнина, равняйсь, равнение в строю. Например: математическое уравнение, грядки подровняли. Исправить ошибки в тексте там, где они есть. РАвномерное движение поезда успокаивало. На срОвнительно небольшой горе мы постигали правила альпинизма. Брат старался удержать рОвновесие, впервые сев на двухколёсный велосипед. На открытой рАвнине вести бой было сложнее. Курган не срАвнялся с землёю, по-прежнему гордо стоит. УрАвень воды в реке приближался к критическому показателю. Разделить по-братски – это разделить не порОвну, а себе оставить меньше.
Слайд 9
Корни МАК-/МОК  Корни МАК-/МОК- тоже запоминаем по лексическому значению. МАК: опускать в жидкость с целью ею напитать; МОК: пропускать жидкость, становиться мокрым. Например: макать редиску в соль, сапоги промокают. Расширить предложения, вставив пропущенные буквы. Сестра обм?кнула пирог в сахар. Мальчик обм?кнул баранку в компот. Ребёнок обм?кнул сухарик в чай. Пассажир м?кал редиску и огурцы в соль. М?кали хлеб в постное масло. Желание обм?кнуться в море пропало. Мы вым?кли под дождём. Сапоги у нас пром?кали. Пром?кательная бумага вышла из употребления. Папа приобрёл непром?каемый плащ.
Слайд 10
Корни ПЛАВ-/ПЛОВ Корни ПЛАВ-/ПЛОВ- запоминаем легко и просто: О пишем всего в 2 словах (пловец и пловчиха). Например: жук-плавунец, пловцы, поплавок.  Вставить пропущенные буквы и указать вид словосочетания (согласование, управление, примыкание): попл?вок вздрогнул, второй пл?вец, пл?вники рыб, лес спл?вляют, смелая пл?вчиха, наши пл?вцы, большой пл?вкран, пригодились пл? всредства, не было пл?вчих, увиденный жук-пл? вунец.
Слайд 11
Корни СКАК-/СКОЧ Правописание корней СКАК-/СКОЧ- запоминаем по схеме: АК-ОЧ. Например: поскакали, подскочили. Исключение: скачок, скачу.  Распределить слова на 2 столбика: подск?кать, подск? чить, ск?кал, проск?кал, поск?кал, выск?чил, подск? чил, соск?чить, уск?кал, наск?чить, выск?чка, ск?кун, проск?чил, заск?чил, ск?чок, отск?чить, на ск?куне, ск?чу, доск?кал.
Слайд 12
Тестовые задания Указать строку с гласной А А. Сл?гаемое, сл?жение, изл?жение. Б. Прил?гательное, пол?гаться, сл?гать. В. Прик?саться, прик?сновение, пол?гать. Г. Прик?саться, предпол?гать, предл?жение. Ошибка допущена в строке А. ЗагАр, несгАраемый, обгОрели. Б. ПригОрели, сгОрели, выгАрки. В. ЗагОрать, загАр, пригАрь. Г. ОбгОревший, сгОришь, угАр.
Слайд 13
Тестовые задания Исключение из правила находится в строке А.Заря, зарево, зорька. Б. Зарница, зори, озарение. В. Зоревать, зорянка, зоренька. Г. С зарёю, все зори, без озарения. Указать строку с гласной А в качестве исключения А. Давай притв?римся. Б. Сотв?рили шедевр. В. Старая утв?рь. Г. Второе скл?нение.
Слайд 14
Тестовые задания Установить соответствие А. Отр?сль. 1. О. Б. Взр?щённый. 2. А (искл.). В. Р?стовщик. 3. А (ст). Г. Выр?стим. 4. А (щ). 5. О (искл.). Установить соответствие А. Р?вновесие. 1. Исключение (а). Б. Ур?вень. 2. Ровный, гладкий, прямой (о). В. Пор?вну. 3. Равный, одинаковый, похожий (а). Г. Р?внина. 4. Ровный, гладкий, прямой (о).
Слайд 15
Тестовые задания Установить соответствие А. Опускать в жидкость. Б. Пропускать жидкость. В. Напитать жидкостью. Г. Становиться мокрым. 1. О. 2. О. 3. О. 4. А. 5. А. По лексическому значению распределить слова А. Жук. 1.Пл?вунец. Б. Она плавает 2. Спл?вляют. В. Они есть у рыб. 3. Пл?вчиха. Г. Это делают с лесом. 4. Пл?вники.
Слайд 16
Тестовые задания Дописать слова А. Поск… Б. Подск… В. Ск… Г. Выск… 1. -АК- (искл.). 2. -ОЧ3. -АК4. -ОЧ-
Слайд 17
Ответы к тестовым заданиям Слайд12: Б. Слайд13: В. Слайд14: 2а,4б,5в,3а. Слайд15: 4а,5б,1в,2г. Слайд16: А3,Б2.В1.Г4. А. В. 3а,2б,4в,2г. 1а,3б,4в,2г.
Слайд 18
Пожелание ВСЕМ УДАЧИ!

Полный текст материала Справочный материал "Правописание корней с чередующимися гласными О-А" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Титова Валентина Васильевна  Екатерина_Пашкова
23.06.2015 0 1890 384

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0