Самоанализ классного часа «Конфликты и пути их решения» (11 класс)


Выбор редакции

Название классного часа: Конфликты и пути их решения.

Эпиграф: Всякая ссора красна мировою.

Форма: Беседа.

Педагогические цели.

1. Воспитательная: воспитывать толерантность, стремление видеть многообразие точек зрения на события, стремление понимать других людей.

2. Образовательная: дать представление о понятии «конфликт», иллюзиях восприятия во время конфликта, стратегиях поведения в ситуации конфликта и способах выхода из него.  

3. Развивающая: коммуникативные навыки и навыки бесконфликтного общения.

Характеристика участников: 28 человек, 16–17 лет (учащиеся 11 класса).

Время и место проведения: Мероприятие проводилось на классном часе после уроков; продолжительность беседы – 45 мин.

Использованное оборудование: Презентация, проектор.

 

Самоанализ

I. Целенаправленность

Мероприятие «Конфликты и пути их решения» имело психологическую направленность (вопросы психологии межличностного общения). Реализация целей мероприятия предполагала развитие коммуникативных и социальных навыков учащихся, навыков самоанализа и саморегуляции, овладение новыми способами поведения, расширение кругозора детей. Следовательно, мероприятие соответствовало общей цели современного воспитания – формирование всесторонне развитой гармоничной личности. Цели мероприятия были сообщены учащимся в начале классного часа после того, как школьники на основе предложенного эпиграфа сами определили тему предстоящего разговора.

При выборе темы мероприятия и постановке его целей учитывались возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Для старшеклассников в целом характерен интерес к проблемам человеческого общения и самопознанию, поэтому мероприятия по психологической проблематике актуальны для школьников этого возраста. Учащиеся данного класса класса особенно охотно обсуждают проблемы межличностного взаимодействия, поэтому этим вопросам посвящён ряд классных часов, которые проведены или будут проводиться в этом году («Познай самого себя», «Любовью дорожить умейте», «Характер и способности», «Стресс и как с ним бороться» и др.). Классный час «Конфликты и пути их решения» входит в этот ряд.

II. Содержание

Как уже было отмечено, выбранная для мероприятия тема актуальна для учащихся в силу их возрастных особенностей. Для людей в период ранней юности особенно значимыми являются вопросы успешного общения и поведения в социуме. В этом возрасте часто продолжаются начинающиеся ещё у подростков конфликты с родителями, связанные с постепенным отделением ребёнка от семьи. Кроме того, школьники активно готовятся к скорому вступлению во взрослую жизнь, которая немыслима без решения разного рода противоречий.

При разработке мероприятия мы стремились сделать содержание беседы доступным и увлекательным для учащихся. Это достигалось за счёт простоты языка, подбора интересных примеров (конфликт д’Артаньяна и Рошфора из книги А.Дюма «Три мушкетёра»), установления связей с жизненным опытом учащихся (пример с членами семьи, желающими посмотреть в одно и то же время разные телепередачи), проведения небольшого психологического теста; в ходе беседы также анализировались ситуации конфликтов, приведённые школьниками. Большая часть информации являлась новой для школьников, поэтому вызывала их живой непосредственный интерес (в особенности стратегии поведения в ситуации конфликта). Учащиеся сразу старались применить их к своему поведению в жизни. В целом содержание мероприятия воспитывает толерантность, стремление понимать других людей, осознавать многообразие взглядов на различные ситуации.

III. Методика проведения

Для проведения мероприятия «Конфликты и пути их решения» была выбрана форма беседы, что обусловлено следующими причинами. Во-первых, класс расположен к доверительному, дружескому общению с учителем, обсуждению различных вопросов нравственного, этического, психологического характера. Во-вторых, мероприятие проводилось в физико-математическом классе, учащимся которого недостаточно даётся недостаточно возможности тренировать навыки участия в совместном диалоге, доказательства своей точки зрения, построения монолога на заданную тему. В соответствии с выбранной формой мероприятия использовались такие методы и приёмы как слово учителя, вопросы, дискуссия. Тема классного часа обусловила использование психологического теста.

Выбор беседы как формы проведения классного часа обусловил использование преимущественно фронтальной работы. К индивидуальной работе относится выполнение заданий теста.

Активность и самостоятельность участников в ходе мероприятия поддерживалась благодаря таким средствам активизации внимания как вопросы по содержанию беседы, реплики учителя, направляющие внимание и побуждающие к размышлению, а также благодаря использованию презентации. Оживленному течению беседы способствовали общий доброжелательный тон разговора и положительной эмоциональный настрой учителя.

Мероприятие было подготовлено учителем, от учащихся специальная подготовка не требовалась. Учитель играл ведущую роль в мероприятии, что связано со спецификой выбранной формы проведения. Педагогические импровизации возникали в ходе беседы и были связаны с незначительной перестановкой фрагментов разговора, а также с анализом примеров конфликтных ситуаций, предложенных школьниками. Кроме того, к ряду вербальных импровизаций относились реплики, поддерживающие интерес к излагаемому материалу, привлекающие внимание.

IV. Результативность

Определить уровень реального достижения целей мероприятия на данный момент достаточно сложно, поскольку для этого требуется продолжительное наблюдение за поведением учащихся. Ориентируясь на реакцию школьников во время беседы, их выводы относительно стратегий поведения в ситуации конфликта можно говорить о том, что цели мероприятия достигнуты на среднем уровне. Учащиеся согласны с тем, что в конфликте есть и положительные и отрицательные стороны, с интересом восприняли и осмыслили материал, связанный со структурой конфликта и иллюзиями восприятия, но ряд школьников остался при мнении, что наилучшая стратегия в ситуации конфликта – соперничество.

Можно говорить о положительном отношении детей к мероприятию. Школьники с интересом слушали учителя, активно участвовали в беседе, спорили, приводили примеры, задавали вопросы. Не возникло проблем с поддержанием дисциплины (не было даже необходимости в дисциплинарных замечаниях). После мероприятия звучали такие оценки детей как «интересно», «полезно», предложения провести разговоры на другие темы.

V. Достоинства и недостатки, перспективы

В целом, можно выделить следующие положительные черты проведённого мероприятия.

А. Соответствие темы и формы проведения мероприятия основной цели воспитания и целям конкретного образовательного учреждения.

Б. Соответствие выбранной темы возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, интересное содержание, сочетающее в себе доступность и новизну.

В. Органичное включение мероприятия в систему классных часов, посвящённых психологической проблематике.

Г. Положительный эмоциональный настрой школьников во время мероприятия, интерес, который вызвали у них обсуждаемые проблемы, доброжелательная атмосфера во время классного часа.

Д. Поддержание высокого уровня самостоятельности и активности учащихся во время проведения мероприятия.

В то же время в проведении мероприятия можно выявить ряд недостатков.

А. От учащихся не требовалась предварительная подготовка, в результате чего не был создан предварительный психологический настрой на тему конкретной беседы.

Б. Во время беседы учитель не всегда контролировал время, поэтому мероприятие затянулось на 15 минут и его конец оказался смазанным.

В. Большую часть времени на классном часе говорил учитель; основные выводы также делал учитель, а не учащиеся.

Г. В речи учителя встречались оговорки.

Д. Плохо продумана работа с итогами выполнения тестового задания: учащиеся получали результат (какая стратегия поведения в ситуации конфликта им свойственна), но не было психологических рекомендаций.

Е. Ряд примеров был далёк от жизненного опыта учащихся (конфликты между коллегами на работе).

Таким образом, при дальнейшей работе над мероприятиями подобной тематики необходимо учитывать следующее.

А. Продумывать предварительную подготовку учащихся к мероприятию.

Б. В ходе проведения мероприятия тщательно следить за временем.

В. Продумывать способ работы с результатами выполнения тестовых заданий.

Г. Предоставлять больше времени для высказываний и размышлений учащихся, поощрять их делать выводы самим.

Д. Подбирать примеры, близкие к жизненному опыту учащихся.

Как уже сказано, в дальнейшем работу с классом по выбранной теме предполагается продолжить. Ряд классных часов будет посвящён проблемам взаимодействия с родителями, друзьями, способам поведения в ситуации стресса и т. д. 


Полный текст материала Самоанализ классного часа «Конфликты и пути их решения» (11 класс) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ганичева Светлана Алексеевна  sganicheva
учитель русского языка и литературы, БОУ Вологодской области "Вологодский многопрофильный лицей"
24.05.2016 0 894 146
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0