Самоанализ урока английского языка в 9 классе по теме "Телевидение"


План урока был составлен с учётом календарно-тематического плана, на основе ГОСО РК  по теме «Телевидение» в 9 «А» классе.

 Для создания психологического настроя урок мы с учащимся начали с зарядки «бодрячок». Я заметила, что хотя не все ребята делали упражнения на совесть, но это занятие действительно поднимало у них настроение.

На организационном моменте я предложила классу разделиться на группы путём цветных геометрических фигур. Такой приём для ребят был не новый, поэтому ученики быстро сориентировались и разделились на группы (красный, синий, зелёный квадрат).                   

На операционном этапе учащимся было предложено из списка вопросов выбрать простые (по факту) и оценочные (вырази своё мнение) вопросы. Например, Как часто ты смотришь телевизор? или Как ты думаешь это хорошо для детей  смотреть телевизор? Рассуждая над разными видами вопросов, я осознала, что, во-первых, я задаю очень мало вопросов на более высоком уровне ученикам, а это не позволяет им размышлять и развивать критическое мышление. А во-вторых, только я задаю им такие вопросы, а после изучения технологии критического мышления «Ромашка вопросов» («Ромашка Блюма»), осознала, что  я в своей работе не использую все виды вопросов. Беру себе на заметку, что  надо планировать уроки так, чтобы в них были задания для парной и групповой работы по составлению вопросов такого уровня. Что мне как учителю это даст?

Учащиеся, работая в парах или в группах, при создании коллаборативной среды, смогут смелее составлять, а главное отвечать на вопросы. Это один аспект. А другой аспект, что здесь же при работе по составлению вопросов и будет  происходить диалоговое обучение и развитие критического мышления.

 В этом задании я решила предложить учащимся простые и оценочные вопросы. С этим заданием ребята справились хорошо и быстро. У них не возникло сомнений в делении этих вопросов на две колонки, так они сразу заметили, что оценочные вопросы начинаются одинаково со слов: Как ты думаешь…Результатом  этой стратегии была взаимооценка, она была выбрана так как помогает ученикам предоставлять друг другу обратную связь взаимообучения, взаимоподдержки и обеспечения им возможности рассуждать, обсуждать, объяснять и критически оценивать друг друга. 

Следующее задание: ученики  работают  индивидуально и соотносят слова и значения по теме «Телевидение». Это задание было дано ученикам с целью пополнения их лексического запаса по теме «Телевидение». Например, мыльные оперы – история с повседневной жизнью семьи и так далее. После окончания задания ученики проверяют себя по ключу на доске – самооценивание.                                                    

 При выполнении этих заданий  учитель был в роли  наблюдателя. И для этого была изучена информация  об организации групповой работы и о роли учителя в работе групп.  Учитель при проведении индивидуальной работы и при организации групповой работы, в большей степени находился непосредственным наблюдателем – консультантом.

У ребят в парах было задание работать с диалогом. Сначала они читали его в парах, разбирали незнакомые слова, выбирали главное из диалога и по аналогии составляли свой диалог. Диалог был о том, что скучно сидеть дома смотреть телевизор, лучше сходить в галерею, почитать книги  или изучать иностранные языки.            

Задание для ребят было неновое, мы часто делаем его на уроках английского языка. Роль учителя меняется из наблюдателя в помощника, потому что при составлении своих диалогов у ребят возникает много вопросов по переводу слов и по выражению своих мыслей. Каждый раз, работая с такими заданиями, я ловлю себя на мысли, что ученики мало пользуются словарями и справочными материалами. Вот и в этот раз было много вопросов у детей, ставлю себе на заметку, что при выполнении таких заданий, менять роль учителя из помощника в консультанты это реально. Обеспечить учащихся необходимой литературой, справочниками и дать им возможность работать самостоятельно. Первое время можно помогать учащимся со «средним» и «низким» уровнем знаний, надо продумать рассадку детей с разными уровнями и посмотреть результат. Проигрывание составленных диалогов прошло оживлённо, одарённые дети проигрывали его без тетрадей наизусть, что им плюс за такой ответ. Учащиеся со «средним» уровнем знаний подсматривали в свои записи, а некоторые ученики с «низким» уровнем успеваемости даже читали. Отрадно, что это всё было учтено при взаимооценивании и высказано друг другу при выставлении оценок.  

Для развития диалогической речи я разделила класс  на плюсы и минусы для проведения  дискуссии по теме за и против ТВ. Учащиеся, которые считали, что телевидение это плюс для человечества, что оно приносит пользу, выбирали бумажные плюсы. А учащиеся, которые считали, что телевидение это вред для здоровья, пустая трата времени, выбирали бумажные минусы.                            

При формировании групп на плюсы и минусы, у меня возникла проблема, потому что некоторые дети не были так категоричны, они были за или против  по некоторым условиями. Мне пришлось объяснить, что если учащиеся больше склоняются к негативной точке зрения, они выбирают минус и доказывают это. Ребята приняли мои сова во внимание и распределились.

Работая в группах, ученики распределили обязанности и стали искать аргументы для доказательства своей точки зрения. После отведённого времени, группы защищали свою точку зрения.

Во время работы учеников в группах я наблюдала за тремя выбранными учениками:

Ребята в группе поработали продуктивно, они нашли аргументы, почему для некоторых телевидение – это зло, а некоторые люди жить не могут без него. Учащиеся отстаивали точку зрения, что смотреть новости очень полезно, интересоваться изменениями, открытиями, черпать информацию в мире науки, природы, животных. Другая группа учащихся отстаивала, что негативные новости ухудшают настроение, что в мыльных сериалах нет никакого смысла, что смотреть ужастики  вредно для здоровья. Мне понравилось, что в конце диспута ребята согласились, что телевидение это большой прогресс для человечества, но использовать его, как и все достижения науки нужно дозировано. Дети младшего возраста должны смотреть мультфильмы, а не ужастики, подросткового возраста познавательные передачи, а не фильмы для взрослых.

Какие сложности у меня были при проведении диспута? Каждая группа отстаивала свою точку зрения, а не продолжала соглашаться или возражать другой группе. Получилось как защита проектов, каждый выступал по заготовленному тексту, а не диспутировал. Во время диспута у меня было разочарование, что задание не получилось, как я хотела. Но после урока проанализировав, я пришла к выводу, что дети справились успешно. В группах они обсуждали, при защите высказывали свою точку зрения, аргументировали её. Это задание проводилось первый раз, поэтому не надо расстраиваться, а учить детей диалоговому обучению, в частности диспуту.

На рефлексивном этапе с целью развития критического мышления и подведения итогов урока, я предоставила  право ученикам выбрать разноуровневые задания: уровень трудности А, В или С.

Учащиеся с «низким» уровнем записывает запоминающиеся факты из дискуссии, учащиеся со «средним» уровнем добавляет информацию, а учащиеся с «высоким» уровнем успеваемости сравнивает и конструирует текст. В процессе организации такой работы, я сделала следующие выводы:

 

Ученик ВУ

Ученик СУ

Ученик НУ

НА

Б

ЛЮД

Е

Н

И

Е

Очень активная,  стре- мится быть лидером во всём. Активно участвует в обсуждении, легко извлекает нужную информацию, анализиру- ет, умеет соединять различные источники информации.

 

Извлекает информацию  объясняет, анализирует сравнивает только визуальную инфор-мацию Синтезировать, аргументировать и оценивать своих и чужих идей не  может.

Информацию извлекает  только с помощью сильного партнёра. Навыки анализа, синтеза, оценивания, применения и аргумен- тации отсутствуют.

       А

Н А Л И

З                                                                 

Сравнивает информацию из разных источников, определяет ключевые моменты, признаёт альтернативу во мнениях и аргументирует. Затрудняется с выводами относительно успеха или провала деятельности.

Анализирует с опорой на факты. Частично признаёт мнения участников группы. Обосновать, оценивать  и применять идеи не  может.

Извлекает  информацию по алгоритму. Навыки анализа, синтеза, оценивания,  применения и аргументации отсутствуют.

О 

Ц 

Е 

Н 

К 

А

Оценивает надежность своих идей, может применить знания в планировании следующего задания.

Пытается обосновать свои идеи, соединить с  разными источниками информации и сделать вывод без посторонней помощи.

Пытается анализировать сравнивать с помощни- ком. Синтезировать, оценивать,  применять и аргументировать не может.

В

Ы

В

О

Д

Оценивает надёжность своих идей, может применить знания в планировании следующего задания, пополнение и развитие метапознавательных навыков.

Пытается обосновать свои идеи, соединить с  разными источниками информации и сделать вывод без посторонней помощи. Приме нить знания в планировании следующих заданий.

Установил связь между различными источника ми информации, пытает- ся оценить и доказать идеи группы.

В конце урока учащиеся записали домашнее задание. Написать заметки «Что ты думаешь о телевидении?»

Мы вместе подвели итоги урока и выставили оценки за урок, прокомментировав их о своей работе и о работе своих одноклассников. 

Из анализа урока стоит выделить трудности в его организации и проведении: регламентировать время выполнения  задания, и строго ему придерживаться; при организации групповой и парной работы необходимо наблюдать за  составом групп, напоминать учащимся о правилах работы в группах, пока они не перестанут нарушать их; организовывать диалог в парах и в группах с целью выхода на поставленные цели и повышения коммуникативных умений учащихся.

После уроков по результатам анкетирования, мне как учителю было приятно, что ребятам урок понравился, многие задания для них были трудными, но интересными, работа в группах понравилась, очень переживали за выступающих одноклассников, поддерживали их. Все ребята написали, что урок был интересным, не скучным, своей работой они на уроке довольны, урок показался коротким, и настроение их улучшилось, а материал понятным, полезным и нужным.

 Из всего вышесказанного, отмечу, что моя исследовательская тема на данном уроке по развитию критического мышления и диалогового обучения была результативна. Я увидела реальные плоды своего труда и работу на уроке считаю успешной и результативной для меня и для моих учеников.


Полный текст материала Самоанализ урока английского языка в 9 классе по теме "Телевидение" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Волкова Татьяна Станиславовна  Публикатор
учитель английского языка, ГУ "общеобразовательная школа - гимназия № 9 город Павлодар"
28.01.2016 0 2716 270
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0